ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2024 года г. Тольятти
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе председательствующего судьи ФИО4
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по иску <данные изъяты> к ФИО1 о взыскании задолженности по кредитному договору,
установил:
<данные изъяты> обратилось в суд с исковым заявлением
к ФИО1 о взыскании задолженности по кредитному договору
№ от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 185 090,48 рублей, а также расходов по оплате госпошлины в размере 4 901,81 рубля.
Представитель истца <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, о чем указав в иске.
Согласно сведений отдела адресно-справочной службы УФМС России по <адрес>, ответчик ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью.
Гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность обращения в суд с иском к умершему гражданину.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 6 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», суд отказывает в принятии заявления, предъявленного к умершему гражданину, со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку нести ответственность за нарушение прав и законных интересов гражданина может только лицо, обладающее гражданской и гражданской процессуальной правоспособностью.
В случае, если гражданское дело по такому исковому заявлению было возбуждено, производство по делу подлежит прекращению в силу абзаца седьмого статьи 220 ГПК Российской Федерации с указанием на право истца на обращение с иском к принявшим наследство наследникам, а до принятия наследства - к исполнителю завещания или к наследственному имуществу (пункт 3 статьи 1175 ГК РФ).
В п. 60 постановления Пленума Верховного Суда дополнительно разъяснено, что ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону.
Статьей 220 ГПК РФ предусмотрено, что суд прекращает производство по делу в случае, если после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена.
Согласно сведений отдела адресно-справочной службы УФМС России по <адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, то есть ответчик умерла до обращения истца с иском.
При таких обстоятельствах, суд считает, что гражданское дело по иску <данные изъяты> к ФИО1 о взыскании задолженности по кредитному договору подлежит прекращению.
Прекращение производства по делу не ограничивает истца в праве на судебную защиту, поскольку не препятствует обращению ООО «ПКО Феникс» с иском к принявшим наследство наследникам, а до принятия наследства - к исполнителю завещания или к наследственному имуществу, либо к нотариусу по месту открытия наследства, который в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате принимает претензии от кредиторов наследодателя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 220 ГПК РФ, суд
определил:
Прекратить производство по гражданскому делу № по иску <данные изъяты> к ФИО1 о взыскании задолженности по кредитному договору.
Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес>.
Судья ФИО5