Дело № 2-411/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Григорьевой О.Н.
при секретаре судебного заседания Варламовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константинова В.Г. к Константинову В1.Г. и Константиновой М.Н. о признании права собственности на два земельных участка в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л:
Немцева О.А., представляя по доверенности интересы Константинова В.Г. обратилась в суд с иском к Константинову В1.Г. и Константиновой М.Н. о признании права собственности на два земельных участка в порядке наследования по закону, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца К. После его смерти открылось наследство на два земельных участка, расположенных по адресу: <адрес>. При жизни К. завещание не составил. На день смерти К. проживал и состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>, совместно с сыном Константиновым В.Г. и супругой Константиновой М.Н. Истец Константинов В.Г. является наследником первой очереди по закону. Другими наследниками первой очереди по закону являются супруга умершего Константинова М.Н. и сын - Константинов В1.Г. которые на наследство не претендуют. В установленный законом шестимесячный срок истец Константинов В.Г. к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращался, однако он фактически принял наследство, поскольку проживал с наследодателем в одном жилом доме и вступил во владение наследственным имуществом. По причине отсутствия государственного акта на земельный участок оформление наследственных прав возможно лишь в судебном порядке. Просит признать за истцом Константиновым В.Г. право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после отца К., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Определением <данные изъяты> районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена администрация <данные изъяты> сельского поселения <адрес>.
Истец - Константинов В.Г., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности.
Представитель истца - Немцева О.А., действующая на основании доверенности, иск поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям и вновь привела их суду.
Ответчик - Константинова М.Н. иск признала, указав, что принимать наследство после супруга К. не желает, возражений против оформления наследства сыном Константиновым В.Г. не имеет.
Ответчик - Константинов В1.Г., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился.
Третье лицо - представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела без участия представителя (л.д. №).
Выслушав пояснения явившихся участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года при передаче земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю. Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.
На основании решения главы <данные изъяты> сельской администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) за К. на праве собственности для ведения личного подсобного хозяйства был закреплен земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, расположенный в <адрес>.
В последующем постановлением главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ определено местоположение двух земельных участков: земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. - по адресу: <адрес>; земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. - по адресу: <адрес> (л.д. №).
Согласно кадастровым паспортам (л.д. №) земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый номер №, а земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый номер №.
Из сообщения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> следует, что сведений о выдаче государственного акта на земельный участок на имя К. не имеется (л.д. <данные изъяты>). Однако государственный акт являлся всего лишь правоподтверждающим документом и его отсутствие не может быть препятствием для включения принадлежавших К. земельных участков в его наследственную массу, поскольку имеется правоустанавливающий документ в виде постановления органа, наделенного полномочиями по передаче земли в собственность.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. №) право собственности на два земельных участка не зарегистрировано. Однако само по себе отсутствие государственной регистрации права не может быть препятствием для перехода существующего права в порядке наследования. Государственная регистрация права не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться находящимся у лица на законных основаниях имуществом.
При изложенных обстоятельствах в наследственную массу К. подлежат включению земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
К., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. №).
Со смертью гражданина в соответствии со ст.ст. 1112, 1113 ГК РФ открывается наследство, в состав которого входят принадлежавшие ему на день смерти вещи, имущественные права и обязанности.
На основании ст. 527 ГК РСФСР, ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Доказательствами того, что К. при жизни составил завещание, суд не располагает. В делах администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> завещания от имени К. не имеется (л.д. №).
В соответствии со ст. 532 ГК РСФСР, ст.ст. 1141, 1142 ГК РФ при наследовании по закону наследниками в равных долях являются в первую очередь дети, супруг и родители наследодателя.
Из свидетельства о рождении (л.д. №) следует, что истец Константинов В.Г. является сыном умершего К., то есть наследником первой очереди по закону.
Согласно ст. 546 ГК РСФСР, ст.ст. 1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства возможно в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу, а также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он в тот же срок совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из сообщения нотариуса <данные изъяты> нотариального округа Чувашской Республики Б. (л.д. №) следует, что наследственного дела на имущество К. не имеется. Данное обстоятельство означает, что никто из наследников в установленный законом срок в нотариальный орган по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства не обращался.
Однако согласно выписке из похозяйственной книги администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> (л.д. №) К. на день смерти проживал по адресу: <адрес>, совместно с супругой Константиновой М.Н. и сыном Константиновым В.Г. В нотариальной и судебной практике проживание наследника в одном доме с наследодателем на день открытия наследства рассматривается как фактическое принятие наследства, поскольку наследник неизбежно вступает во владение предметами домашнего обихода и личными вещами, которые принадлежали наследодателю.
Тем самым после смерти К. имущество в виде двух земельных участков фактически принял сын последнего Константинов В.Г.
К числу наследников, фактически принявших наследство, также можно отнести супругу наследодателя Константинову М.Н, которая была зарегистрирована совместно с наследодателем, но не осознавала, что ее действия порождают какие-то юридические последствия, так как не имела намерения становиться собственником двух земельных участков, потому и не подавала нотариусу заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство. ГК РСФСР и ГК РФ рассматривают принятие наследства как право наследника, а не как его обязанность. Право собственности на имущество не может возникнуть по принуждению. В связи с этим возможна ситуация, когда совершенные наследником конклюдентные действия, с формальной стороны свидетельствующие о фактическом принятии наследства, тем не менее не отражают воли этого наследника принять наследство. Именно к таким наследникам следует отнести Константинову М.Н.
В соответствии со ст. 1152 ч.4 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
При изложенных обстоятельствах иск Константинова В.Г. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Константинова В.Г. удовлетворить.
Признать за Константиновым В.Г., родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в порядке наследования по закону после отца К., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Чувашская <адрес> и на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия.
Судья О.Н. Григорьева