Дело № 2-5164/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кызыл 18 декабря 2019 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Боломожновой Е.Н., при секретаре Монгуш Б.В.,
с участием истца Х, его представителя К, представителя ответчика Ш,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х к Федеральному казенному учреждению <данные изъяты> о возложении обязанности выплатить сумму страховой выплаты, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчику с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с контрактом работал в <данные изъяты> <данные изъяты> (далее по тексту <данные изъяты>). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился на стационарном лечении в <данные изъяты> ему был выдан листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности №. Приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с работы по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ он обратился с письменным заявлением на имя начальника <данные изъяты> об оплате листка временной нетрудоспособности, на которое получил ответ, что ч.2 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №225-ФЗ не предусматривает порядок оплаты листков освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности сотрудников <данные изъяты>, аналогичный ответ он получил из Государственной инспекции труда в Республике Тыва. С указанными ответами он не согласен, поскольку заболевание наступило в пределах 30 календарных дней со дня прекращения работы, согласно произведенному расчету работодатель обязан выплатить ему 36458,86 рублей в счет пособия по временной нетрудоспособности. Также действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в 20000 рублей. Просит обязать ответчика выплатить в его пользу сумму страховой выплаты в размере 36458,86 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 10000 рублей.
Истец Х и его представитель К, действующий по ордеру, в судебном заседании иск поддержали полностью, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Ш, действующая по доверенности, иск не признала, просила отказать, поскольку правовых оснований для удовлетворения иска Х не имеется.
Представители третьих лиц Государственной инспекции труда в Республике Тыва, УФСИН по Республике Тыва на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст. 183 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 5 ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 статьи 10 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" военнослужащие и приравненные к ним в организации оказания медицинской помощи лица не относятся к застрахованным лицам.
Право военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц, в том числе членов семей, на получение бесплатной медицинской помощи реализуется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 3 "О полиции", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" (вместе с "Правилами возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи" (далее - Правила)), постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1232 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения".
Согласно статье 16 Закона при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству, сотрудники правоохранительных органов не подлежат социальному страхованию в рамках действующей в России системы социального обеспечения на случай временной нетрудоспособности. Этот вывод следует, в частности, из анализа пп. "ж" п. 5 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Военнослужащие и приравненные к ним в организации оказания медицинской помощи лица не относятся к застрахованным лицам в соответствии со статьей 10 Федерального закона.
Нормативными правовыми актами Российской Федерации в федеральных казенных учреждениях установлен особый порядок оказания медицинской помощи, распространяющийся на отдельные категории военнослужащих и членов их семей, а также гражданский персонал данных медицинских организаций как прикрепленного контингента.
Граждане, уволенные с военной службы, члены семей военнослужащих, лица из числа гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании подлежат обязательному медицинскому страхованию и имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения на общих основаниях с другими гражданами.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона страховая медицинская организация оплачивает медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, застрахованным лицам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Х обратился с рапортом к ответчику об оплате больничного листа № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в указанной выплате Х отказано.
Согласно выписки из приказа №лс от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Х назначен на должность <данные изъяты> <данные изъяты>).
Приказом №лс от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> Х уволен со службы на основании п.2 ч.2 ст.84 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе» (по инициативе сотрудника).
Из листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности №, выданного <данные изъяты>» Х в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на стационарном лечении.
Из ответа начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Х следует, что действие ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает порядок оплаты листков освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности сотрудников <данные изъяты>, действие данного закона в части выплаты пособия не распространяется на сотрудников <данные изъяты>.
Из представленных ответчиком документов (приказа о выплате денежной компенсации, расчетного листка) следует, что денежное довольствие Х выплачено в полном объеме по день увольнения ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что увольнение истца было произведено ДД.ММ.ГГГГ, а нетрудоспособность наступила с ДД.ММ.ГГГГ, истец не являлся сотрудником <данные изъяты>, то у работодателя отсутствует обязанность по выплате пособия по временной нетрудоспособности за указанный период.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Х не имеется.
Требования истца о компенсации морального вред и взыскании судебных расходов удовлетворению также не подлежат, поскольку являются производными от основных требований в удовлетворении которых отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Х к Федеральному казенному учреждению <данные изъяты> о возложении обязанности выплатить сумму страховой выплаты, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2019 года (с учетом выходных дней).
Судья Е Н.Боломожнова