Дело №5-802/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 12 марта 2021 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
индивидуального предпринимателя Загайнова Александра Анатольевича, <иные данные>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
ИП Загайнов А.А., являясь индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности салонов красоты Федеральной сети салонов красоты «<иные данные>», расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, не выполнил соблюдение противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарный эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий (предписание от 20 августа 2020 года). Указанные нарушения установлены административным органом 16 ноября 2020 года в период с 14 часов 30 минут до 15 часов 00 минут и с 15 часов 45 минут до 16 часов 15 минут по месту нахождения салонов красоты Федеральной сети салонов красоты «<иные данные>» ИП Загайнова А.А. по адресам: <адрес> и <адрес>, выразившиеся в нарушении п.11, 18, 17, 19 выданного предписания от 20 августа 2020 года.
ИП Загайнов А.А. в суде пояснил, что вину в совершении правонарушения по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ признает, т.к. ослабил контроль за сотрудниками в части выполнения противоэпидемиологических мероприятий, но после проверки и до составления протокола об административном правонарушении все выявленные нарушения были устранены, о чем свидетельствуют представленные фотоматериалы. Заявил ходатайство о снижении размера штрафа до менее минимального размера, указанного в санкции статьи.
Представители Управления Роспотребнадзора по РМЭ С.Е.В. (доверенность № от 17.11.2020) и Б.А.В. (доверенность № от 17.11.2020) пояснили, что в действиях ИП Загайнова А.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ. Нарушение п.19 предписания следует считать только в отношении администратора Н.Е.В. (как указано в акте осмотра № от 16.11.2020 в п.3), в отношении остальных сотрудников были представлены медицинские книжки.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности, представителей Управления Роспотребнадзора по РМЭ, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.В соответствии с п.3 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.
В ч.1 ст.1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок выданного в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Указанная норма введена в действие Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 01 апреля 2020 года №99-ФЗ и с указанной даты вступила в законную силу.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ (Закон №52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абзацем 10 статьи 1 Закона №52-ФЗ, под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция как заболевание, представляющие опасность для окружающих.
На основании подпункта Б части 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно ст.6 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе, относится принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением.
В соответствии со ст.10 Закона №52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Пунктами 1, 1.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано принять меры по введению режима повышенной готовности.
Указом Главы Республики Марий Эл №39 от 17 марта 2020 года (в редакции от 12 ноября 2020 года) «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) введен режим повышенной готовности до 15 января 2021 года включительно.
В адрес индивидуального предпринимателя Загайнова А.А. выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий от 20.08.2020 б/н.
На указанное предписание получен ответ от ИП Загайнова А.А. от 24.08.2020, года согласно которому все мероприятия, указанные в предписании выполняются в полном объеме, ведутся журналы, осуществляется входной контроль, работают рециркуляторы, осуществляется дезинфекция и ген.уборка, исключены зоны ожидания, ведется запись в салонах красоты «<иные данные>», расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>.
Из материалов дела следует, что 16 ноября 2020 года в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 00 минут и с 15 часов 45 минут до 16 часов 15 минут соответственно по месту нахождения салонов красоты Федеральной сети салонов красоты «<иные данные>» ИП Загайнова А.А. по адресу: <адрес> и <адрес>, при проведении Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл рейдовых мероприятий установлено, что индивидуальным предпринимателем Загайновым А.А. не выполняется в установленный срок выданное в период возникновения угрозы распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекции COVID-2019, представляющей опасность для окружающих, законное предписание должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий от 20.08.2020 б/н:
- п.11, п.18 - работниками не используются средства индивидуальной защиты IV типа пижама, медицинский халат, шапочка, маска (одноразовая или многоразовая) или респиратор фильтрующий, перчатки. Мастер-стажер салона красоты «<иные данные>» И.М. осуществлял работу без перчаток и шапочки (<адрес>);
- п.19 - допущен к работе сотрудник без актуальных результатов периодических медицинских осмотров. На момент осмотра не представлена личная медицинская книжка на администратора салона красоты Федеральной сети салонов красоты «<иные данные>» ИП Загайнова А.А. по адресу: <адрес> Н.Е.В. по состоянию на 16 ноября 2020 года работала без личной медицинской книжки.
26 ноября 2020 года в Управление представлена личная медицинская книжка администратора Н.Е.В. – дата последнего прохождения периодического медицинского осмотра 20 ноября 2020 года, то есть через три дня после проведения рейдовых мероприятий и фиксации отсутствия медицинской книжки в акте обследования.
Указанное в п.19 предписания от 20.08.2020 требование о недопущении к работе сотрудников без актуальных результатов предварительных и периодических медицинских осмотров установлено на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Учитывая, что ИП Загайнов А.А. оказывает парикмахерские услуги, его работникам необходимо проходить периодические медицинские осмотры в соответствии с п.21 приложения № Перечня работ при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, где указано, что периодичность для работников организаций бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских) составляет 1 раз в год.
В нарушение п.17 предписания дезинфекция используемого инструмента после каждого клиента по вирусному режиму проводилась с нарушениями.
На момент проведения осмотра салонов красоты Федеральной сети салонов красоты «<иные данные>» ИП Загайнова А.А. по адресу: <адрес> и <адрес> емкости для дезинфекции инструментов, установленные на рабочих местах мастеров-парикмахеров, не позволяли полностью погрузить инструменты для проведения их дезинфекции.
На емкостях, предназначенных для дезинфекции инструментов, отсутствует наименование дезинфицирующего раствора, в салоне по адресу: <адрес> имеется с датой разведения, в салоне по адресу: <адрес>, имеется с датой разведения и информацией по концентрации 5%. То есть не представилось возможным установить, что для дезинфекции инструментов используется средство с вирулицидными свойствами.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем Загайновым А.А. при осуществлении деятельности салонов красоты Федеральной сети салонов красоты «Цирюльникъ», расположенных по адресам: <адрес> и <адрес> не выполнил соблюдение противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарный эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, пункты 11, 17, 18, 19 предписания от 20 августа 2020 года.
Вина ИП Загайнова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: протоколом об административном правонарушении от 02.02.2021; предписанием от 20.08.2020, ответом ИП Загайнова А.А. от 24.08.2020, актом № от 16 ноября 2020 года и актом № от 16 ноября 2020 года, фотоматериалами.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях ИП Загайнова А.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Санкция ч.2 ст.6.3 КоАП РФ предусматривает наказание для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении административного наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, личность виновного, ИП Загайнов А.А. является субъектом малого и среднего предпринимательства по категории «микропредприятие».
Смягчающими административную ответственность обстоятельствами судья учитывает признание вины, устранение выявленных нарушений в кратчайшие сроки, наличие двоих несовершеннолетних детей, привлечение к административной ответственности впервые.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
В соответствии с ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом характера правонарушения, устранения нарушений в короткие сроки после их выявления полагаю возможным применить при назначении наказания правила ст.4.1 ч.2.2, 2,3 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа будет соответствовать требованиям ст.3.1 КоАП РФ, обеспечит предупреждение совершения новых правонарушений как Загайновым А.А., так и другими лицами.
По смыслу ст.3.4. ч.2 КоАП ПФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно ч.3 названной выше статьи, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из системного толкования норм закона, прихожу к выводу о невозможности замены ИП Загайнову А.А. наказания в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку законом определены условия для назначения предупреждения, которое может устанавливаться за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Так, совершение правонарушения, предусмотренного ст.6.3 ч.2 КоАП РФ, посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, кроме того оно совершено в период режима повышенной готовности, введенного на территории Республики Марий Эл указом главы Республики Марий Эл №39 от 17 марта 2020 года «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Оснований для применения к Загайнову А.А. положений ст.2.9 КоАП РФ не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9- 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать индивидуального предпринимателя Загайнова Александра Анатольевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок наступает административная ответственность по ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
Реквизиты для оплаты административного штрафа:
Управление Федерального Казначейства по Республике Марий Эл (Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл)
Отделение – НБ Республика Марий Эл
р/с 40102810545370000075, ИНН 1215101152,
КПП 121501001, КБК 14111601061010003140, Код ОКТМО 88701000,
БИК 018860003,
УИН 14104120007200029227. Наименование платежа: штраф.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья - Т.Н. Касаткина