Судья: Коновалова А.И. Гр.д. № 33-3122/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2015 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Подольской А.А.
Судей: Филатовой Г.В., Мартемьяновой С.В.
при секретаре – Шарапове М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15 января 2015 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о ликвидации несанкционированных свалок удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Новокуйбышевск Самарской области ликвидировать несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов, в течении одного месяца после вступления решения в законную силу, расположенные на территории г.о. Новокуйбышевск по адресам: <данные изъяты>».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области об обязании ликвидировать свалки бытовых и промышленных отходов.
В обоснование иска указал, что в ходе проведения прокурорской проверки установлено наличие на территории г.о. Новокуйбышевск Самарской области несанкционированных свалок отходов производства и потребления. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства и недопущению их впредь. Однако до настоящего времени некоторые из выявленных проверкой свалок, не ликвидированы, тогда как они оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории г.о. Новокуйбышевск Самарской области населения и иных граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Заместитель прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры просит суд обязать Администрацию г.о. Новокуйбышевск Самарской области ликвидировать несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов, в течение одного месяца после вступления решения в законную силу, расположенные на территории г.о. Новокуйбышевск Самарской области по адресам: <данные изъяты>.
Судом постановлено указанное выше решение, которое Администрация г.о. Новокуйбышевск Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить, как незаконное и не обоснованное, поскольку ответчик в полном объеме исполняет требования действующего законодательства в области обращения с отходами и не может нести ответственность за самовольную организацию свалок бытовых и промышленных отходов.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель Администрация г.о. Новокуйбышевск Самарской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, ходатайств об отложении слушания по делу не заявляли.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассматривать дело в отсутствии не явившихся лиц.
Прокурор – М.Н.Г. считает решение суда законным и обоснованным, в связи с чем просит указанное выше решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Согласно статьям 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
На основании части 5 статьи 12 и части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, в лесопарковых зонах; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно части 2 статьи 13 указанного выше Федерального закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1322-03) утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 г. № 16 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содерлсанию полигонов для твердых бытовых отходов».
Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что земельные участки, занятые несанкционированными свалками, не отвечают требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03, СанПиН 2.1.7.1038-01, и, соответственно, не могут быть использованы в качестве объектов хранения, размещения и временного накопления отходов производства и потребления.
В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88 система санитарной очистки, уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. Так, при временном хранении отходов должна быть исключена возможность их загнивания и разложения, поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре – 5 град., и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, способом защиты гражданских прав является, в частности пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в <данные изъяты> г. Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена прокурорская проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в г.о. Новокуйбышевск Самарской области.
В ходе проведения указанной выше проверки установлено наличие несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов, расположенных на территории г.о. Новокуйбышевск, в том числе по адресам: на <данные изъяты>.
В связи с чем, прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области внесено представление № об устранении нарушений природоохранного законодательства и недопущении их впредь (л.д. <данные изъяты>).
Из ответа Главы администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. <данные изъяты>) усматривается, что Администрация г.о. Новокуйбышевск Самарской области продолжает работу по ликвидации выявленных прокурорской проверкой самовольных свалок бытовых и промышленных отходов (л.д. <данные изъяты>).
Вместе с тем, до настоящего времени указанные выше свалки бытовых и промышленных отходов ответчиком не ликвидированы, что ответчиком не оспаривается.
В то время как указанные свалки оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории г.о. Новокуйбышевск Самарской области населения и иных граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Как правильно отметил суд первой инстанции нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 5 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а так лее иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.
Доводы о том, что Администрация г.о. Новокуйбышевск Самарской области в полном объеме выполняет возложенные на нее обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке отходов на территории г.о. Новокуйбышевск Самарской области, что мероприятия по ликвидации, выявленных несанкционированных свалок на территории г.о. Новокуйбышевск Самарской области включены в план на <данные изъяты> год, правильно не были приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку факт разработки мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не освобождает органы местного самоуправления от осуществления контроля за их исполнением.
Кроме того факт разработки и утверждения указанного плана свидетельствует о необходимости ликвидации самовольных свалок бытовых и промышленных отходов именно ответчиком - Администрацией г.о. Новокуйбышевск Самарской области.
В связи с чем суд правильно установил, что в целях восстановления нарушенных прав граждан на благоприятную среду, и во исполнение действующего законодательства, несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, следует ликвидировать в течении одного месяца после вступления решения в законную силу (часть 1 статьи 206 ГПК РФ).
В свете изложенного выше судебная коллегия не может признать убедительными доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик в полном объеме исполняет требования действующего законодательства в области обращения с отходами и не может нести ответственность за самовольную организацию свалок бытовых и промышленных отходов, поскольку нарушение требований действующего природоохранного законодательства иными лицами, не освобождает ответчика от его неукоснительного соблюдения.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении иска заместителя прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области об обязании ликвидировать свалки бытовых и промышленных отходов является правильным.
Указанные в апелляционной жалобе Администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 15 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления определения в законную силу.
Председательствующий -
Судьи: