Решение по делу № 8Г-11171/2023 [88-11229/2023] от 31.10.2023

88-11229/2023

2-657/2023

79RS0002-01-2023-000333-41

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 декабря 2023 года                            г.Владивосток.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Панфиловой Л.Ю.,

судей Дубовик М.С., Аноприенко К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олейника О.А., Остроглядова И.П., Остроглядова К.П., Остроглядовой И.В. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» о возложении обязанности,

по кассационной жалобе ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 14 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 21 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., судебная коллегия

установила:

Олейник О.А., Остроглядов И.П., Остроглядов К.П., Остроглядова И.В. обратились в суд с иском к ОГБУ «МФЦ» об обязании внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, указав, что 27.07.2022 им выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью 60,1 кв.м, согласно которому стоимость одного квадратного метра составляет 89 617 руб., размер выплаты – 5 385 981, 70 руб. В перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации 2021 года жилое помещение истцов включено в IV квартале 2021 года. Поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 и Порядком, утверждённым постановлением правительства ЕАО от 24.12.2021 № 568-пп, выплата рассчитывается исходя из стоимости квадратного метра, определённого Минстроем России, на дату утверждения перечня губернатором ЕАО, то рассчитанный ответчиком размер выплаты является незаконным, учитывая, что средняя рыночная стоимость 1 кв.м жилой площади в ЕАО в IV квартале 2021 года установлена в размере 93 908 руб.

Уточнив впоследствии исковые требования, просили суд обязать ответчика внести изменения в выданное свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения от 27.07.2022 , в графе «Стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать «93 908 рублей», в графе «Размер выплаты» указать «5 643 870, 80 рублей».

Определением суда в участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрация муниципального образования «Дежневское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО, департамент социальной защиты населения правительства ЕАО, департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство финансов РФ.

Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 14 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 21 июня 2023 года, исковые требования удовлетворены.

Постановлено обязать ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» внести изменения в выданное 27.07.2022 Олейнику О.А. свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения в графе «Стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать «93 908 руб.», в графе «Размер выплаты» указать «5 643 870,80 руб.».

В кассационной жалобе ОГБУ «МФЦ» просит об отмене судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального права. Указывает, что по решению суда от 30.06.2022 Остроглядов И.П., Остроглядов К.П. признаны членами семьи Олейника О.А. Свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения выдано 27.07.2022, между тем ЧС имело место в 2021 году. В связи с чем, не имеет правового значения довод, когда спорное помещение включили в Перечень. Полагает, что суд первой инстанции не применил постановление правительства РФ от 16.10.2019 № 1327, своим решением подменил орган государственной власти, наделенный полномочиями по принятию решения об определении стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения на дату введения режима ЧС, увеличил стоимость одного квадратного метра, что является недопустимым.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327, в редакции, действовавшей на момент чрезвычайной ситуации 2021 года, для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мероприятий, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечни жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которых указываются общая площадь утраченных жилых помещений и общая площадь повреждённых жилых помещений.

Перечни утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Объём бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мероприятий, определяется исходя из общей площади утраченных жилых помещений, указанных в перечнях, с учётом положений пункта 11 настоящих Правил.

Согласно подпункту «а» пункта 11 названных Правил при расчёте размера трансферта учитываются на цели приобретения или строительства жилых помещений, предусмотренные подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил, а также на цели приобретения жилых помещений, предусмотренные подпунктами «в» и «г» пункта 5 настоящих Правил, - показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней.

При этом согласно пункту 15 указанных Правил порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта повреждённых жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением правительства ЕАО от 24.12.2021 №568-пп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Еврейской автономной области, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3 постановления его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 13.08.2021.

В силу пункта 9 Порядка размер выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Еврейской автономной области до 1 января 2022 года, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором Еврейской автономной области перечня.

В пункте 2 названного постановления правительства ЕАО от 24.12.2021 № 568-пп предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с его реализацией, осуществляется за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов от 16.10.2019 № 1327 для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Минстрою России на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Минстрой России Перечень.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 13.08.2021 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 13.08.2021 -рг введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управлении и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.

Решением Ленинского районного суда ЕАО от 16.07.2021 за Олейник О.А. признано право собственности в порядке наследования на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное решение вступило в законную силу 14.01.2022.

Из акта обследования помещения от 13.10.2021 и заключения межведомственной комиссии от 20.10.2021 следует, что вышеуказанное жилое помещение получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Еврейской автономной области в 2021 году, в связи с чем, признано непригодным для проживания.

Указанное жилое помещение было включено в Перечень утраченных жилых помещений в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области в 2021 году, утверждённый губернатором ЕАО 13.12.2021.

29.03.2022 Олейник О.А. обратился в ОГБУ «МФЦ» с заявлением о предоставлении поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления в 2021 году. При этом Олейник О.А. просил предоставить выплату с учётом членов семьи: супруги Осторглядовой И.В., пасынков Остроглядова К.П. и Остроглядова И.П.

22.04.2022 ОГБУ «МФЦ», не оспаривая право Олейник О.А. и Остроглядовой И.В. на получение государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного, отказало в выдаче свидетельства о предоставлении указанной выплаты со ссылкой на то, что пасынки Остроглядов И.П. и Остроглядов К.П. не являются членами семьи заявителя – собственника утраченного жилого помещения.

Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 30.06.2022, вступившим в законную силу, Остроглядов И.П. и Остроглядов К.П. признаны членами семьи Олейник О.А., проживающего по адресу: <адрес>.

27.07.2022 Олейник О.А., как пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году, с учётом членов семьи: Остроглядовой И.В., Остроглядова И.П., Остроглядова К.П., выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № 0072 на сумму 5 385 981,70 руб., исходя из общей площади жилого помещения 60,10 кв.м, стоимости одного кв.м 89 617 руб., установленной на дату чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом Минстроя России от 07.06.2021 № 358/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2021 года».

В соответствии с приказом Минстроя России от 28.09.2021 № 699/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2021 года» средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения на в ЕАО составляла 93 908 руб.

Разрешая спор, руководствуясь вышеназванными нормами права, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что размер стоимости одного квадратного метра жилого помещения должен определяться по состоянию на IV квартал 2021 года в соответствии с приказом Минстроя России от 28.09.2021 № 699/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2022 года», и составлял 93 908 руб., а потому исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судом противоречащими закону.

Так, согласно подпункту «а» пункта 11 Правил № 1327 (редакция от 09.08.2021 №1323, подпункт 10 пункта 3 которого вступил в силу 01.01.2022) при расчета трансфера учитываются:

на цели приобретения и строительства жилых помещений, предусмотренные подпунктом «а» Правил № 1327, для граждан, указанных в подпунтах «а» - «в» пункта 6 Правил №1327, а также на цели приобретения жилых помещений, предусмотренные подпунктами «в» и «г» пункта 5 Правил №1327, - показатели средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на дату введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями (с учетом положений пункта 12 Правил № 1327)

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установив, что чрезвычайная ситуация имела место в августе 2021 года (III квартал 2021 года), исходил из того, что в перечень утраченных жилых помещений, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванного подтоплением в августе 2021 года на территории Еврейской автономной области, жилое помещение истца включено 13.12.2021, между тем, требования вышеназванного закона не учел, в связи с чем, принял не законное решение.

Вывод суда о том, что право истцов на получение мер господдержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, возникло в момент включения жилого помещения в Перечень утраченных жилых помещений в декабре 2021 года, а потому подлежит применению редакция подпункта «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327, действующей до 01.01.2022, судебная коллегия считает неверным, поскольку свидетельство, удостоверяющее право истцов на получение выплаты, выдано 27.07.2022, с учетом членов семьи Остроглядовой И.В., Остроглядова И.П., Остроглядова К.П., признанными членами семьи Олейника О.А. решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.06.2022., то есть в период действия редакции Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, устанавливающих, что при определении размера межбюджетного трансферта, направленного на эти цели, необходимо исходить из показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенной Минстроем России на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

Суд апелляционной инстанции согласился с суждениями суда первой инстанции.

Между тем, решение суда первой инстанции нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть все приведенное выше и разрешить заявленные исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 21 июля 2023 года отменить, дело направить в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.

Председательствующий                    Судьи

8Г-11171/2023 [88-11229/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Остроглядова Ирина Викторовна
Остроглядов Константин Петрович
Олейник Олег Андреевич
Остроглядов Игорь Петрович
Ответчики
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО
Многофункциональный центр предоставления государственных и мунициальных услуг ЕАО, ОГБУ
Администрация МО "Дежневское сельское поселение
Другие
Минстрой России
Управление Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО
Департамент социальной защиты населения правительства ЕАО
Министерство финансов РФ
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Панфилова Людмила Юрьевна
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
07.12.2023Судебное заседание
07.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее