Дело № 2а-621/2018
Решение
Именем Российской Федерации
13 августа 2018 года а.Адыге-Хабль, КЧР
Судья Адыге-Хабльского районного суда КЧР Калмыкова А.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности к совершению определенных действий,
установил:
Адыге-Хабльский межрайонный прокурор, в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Адыге-Хабльский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Апсуанского сельского поселения о признании бездействия незаконным и о понуждении ответчика, в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения: памятник истории -могила Кужева М.- революционера-большевика и памятника партизанам, павшим в борьбе с бандитами.
Свои исковые требования мотивирует тем, что: решением Карачаево-Черкесского облисполкома __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года памятник истории -могила Кужева М.- революционера-большевика и памятник партизанам, павшим в борьбе с бандитами на основании решения Ставропольского крайисполкома __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года включены в Перечень культурного наследия отнесены к объектам культурного наследия регионального значения и включены в список объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики. Указанные объекты культурного наследия являются недвижимым имуществом, не имеют собственника, фактически бесхозны. Указанные объекты культурного наследия расположены на территории ответчика, который не принял мер по оформлению на них правоустанавливающих документов; объекты культурного наследия подлежат государственной охране. Бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, так как влечет возможность утраты физической целостности объектов культурного наследия, а также ухудшения их состояния.
Ссылаясь на ст.ст.3, 7, 33, ч.1 ст.48 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; ст.130, ч.3 ст.225 ГК РФ, п.5 приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 года N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», административный истец просит заявленные в иске требования удовлетворить.
Одновременно с заявленным административным иском Адыге-Хабльский межрайонный прокурор ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Представитель административного ответчика администрации Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района - глава администрации Тлисов А.К. согласился на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, административный иск признал, о чем имеется запись в материалах дела.
Суд полагает рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на территории Апсуанского сельского поселения расположены объекты культурного наследия регионального значения:
«могила Кужева М.- революционера - большевика»; «памятник партизанам, павшим в борьбе с бандитами ».
Решением Карачаево-Черкесского облисполкома __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года памятник истории - могила Кужева М.- революционера-большевика и памятник партизанам, павшим в борьбе с бандитами на основании решения Ставропольского крайисполкома __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года включены в Перечень культурного наследия отнесены к объектам культурного наследия регионального значения и включены в список объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с решением Адыге-Хабльского межрайонного прокурора __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения административным ответчиком Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и ст.225 Гражданского кодекса РФ на территории Апсуанского сельского поселения.
В соответствии с ч.3 ст.44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 48 того же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
В силу ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995г. № 80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны. Ответственность за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне возложена, в том числе, на органы местного самоуправления.
Установлено, что на территории Апсуанского сельского поселения расположены объекты культурного наследия регионального значения- «могила Кужева М.- революционера - большевика»; «памятник партизанам, павшим в борьбе с бандитами», которые включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (перечень ОКН регионального значения КЧР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.), является бесхозным, на праве собственности никому не принадлежит.
Непринятие администрацией сельского поселения соответствующих мер препятствует реализации мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, а также реализации конституционного права граждан - неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям.
Исследованные в судебном заседании доказательства, позволяют суду признать требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора законными и обоснованными
Руководствуясь ст.ст. 175-180,290, 293 и 294 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Апсуанского сельского поселения о признании бездействие администрации Апсуанского сельского поселения, выраженное в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия, расположенных на территории Апсуанского сельского поселения, незаконным и понуждении администрации Апсуанского сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного объект культурного наследия «могила Кужева М.- революционера - большевика»; «памятник партизанам, павшим в борьбе с бандитами », удовлетворить.
Признать бездействие администрации Апсуанского сельского поселения, выраженное в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия, расположенных на территории Апсуанского сельского поселения, незаконным.
Обязать администрацию Апсуанского сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного объект культурного наследия: памятники истории: «могила Кужева М.- революционера - большевика»; «памятник партизанам, павшим в борьбе с бандитами ».
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Адыге-Хабльского районного суда
Карачаево-Черкесской Республики Калмыкова А.А.