Решение по делу № 2-933/2024 от 01.03.2024

Дело № 2-933/2024

УИД 59RS0035-01-2024-000767-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Соликамск                                                      11 июня 2024 года

Соликамский городской суд Пермского края

под председательством судьи Новиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Ждановой К.С.,

с участием истца Лахтиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Соликамск гражданское дело по исковому заявлению Лахтиной С.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о досрочном назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

    Истец Лахтина С.Н. обратилась в Соликамский городской суд Пермского края с исковым заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости, которая должна была назначена как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.

    В обоснование иска указано, что в удовлетворении заявления УПФР в <...> края истцу было отказано на том основании, что в ее трудовой стаж не был включен период ее работы в качестве зубного врача в Городищенском ФАП совхоза «Северный» <...> с <дата> по <дата>, что подтверждается записями в трудовой книжке.

    Таким образом, из трудового стажа, дающего права на досрочное назначении пенсии, необоснованно был исключен период трудовой деятельности 2 года 10 месяцев 7 дней.

    С данным решением согласиться нельзя, так как оно вынесено вопреки требованиям закона, поскольку для основания для невключения указанных периодов в трудовой стаж в действительности отсутствуют, отказ ответчика в назначении пенсии является незаконным, просила включить в трудовой стаж период с <дата> по <дата> в должности зубного врача в Городищенском ФАП совхоза «<...>.

    Истец, с учетом уточненных исковых требований, просит: обязать ответчика включить в специальный стаж периоды с <дата> по <дата> в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года - совхоз «Северный» <...>, зубной врач, и обязать назначить пенсию с <дата> (59).

    В судебном заседании истец Лахтина С.Н. на иске, с учетом уточненных исковых требований, настаивает, в том числе по доводам письменных пояснений (лд. 60), дополнительно пояснила, что при обращении в суд в 2019 году у нее не было документов с печатью медицинского учреждения, теперь она их представила, иных документов нигде не сохранилось.

    От представителя ответчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в суд поступили возражения относительно искового заявления истца, в которых указывают, что с иском не согласны по доводам письменного отзыва, полагают решение законным и обоснованным (л.д.22-23).

В судебное заседание привлеченные протокольным определением Соликамского городского суда в качестве третьих лиц ГБУЗ ПК «Городская больница <...>», Администрация Соликамского городского округа представителей не направили, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель третьего лица ГБУЗ ПК «Городская больница <...>» сообщил, что представить копии документов, подтверждающих работу Лахтиной С.Н. о работе в Городищенском ФАПе Совхоз Север не представляется возможным, так как документы на хранение не поступали, по данным лицевых счетов работников МБМУ «Соликамская ЦРБ» сведения в отношении Лахтиной С.Н. отсутствуют.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц.

Заслушав истца, изучив доводы искового заявления, доводы письменных возражений ответчика на иск, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ ("О страховых пенсиях" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии (статья 1).

          В соответствии с п. 20 ч.1 ст. ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:    … осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи; …

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 настоящей статьи).

    Для установления страховой пенсии по старости в 2022 года требуемая величина ИПК не ниже 23,4 согласно ч.3 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 ФЗ.

    С 01.01.2019 г. предусмотрены повышение сроков назначения пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию независимо от возраста.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 1 января 2002 года до 1 января 2015 года Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 7, пункт 20 части 1, части 2 статьи 27).

Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организация), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, в правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионного обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно подпункту "н" пункта 1 Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

    В силу п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Согласно п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, засчитывается лечебная деятельность в фельдшерско-акушерском пункте, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.

В судебном заседании установлено, что истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в связи с медицинской деятельностью.

Решением Соликамского городского суда <...> от <дата> в удовлетворении заявленных требований Лахтиной С.Н., оспаривавшей решение ответчика от <дата> в части не включения в специальный стаж периодов с <дата> по <дата> - совхоз «Северный» <...>, зубной врач.

<дата> Лахтина С.Н. обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о назначении пенсии. Согласно решению от <дата> (л.д.37) в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью спорные периоды в специальный стаж также не включены, по представленным документам определено, что специальный стаж Лахтиной С.Н. на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ составляет 29 лет 10 месяцев 14 дней, в назначении пенсии истцу отказано.

В силу ч. 2 статьи 19 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации Частями 2, 3 этой же статьи предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В судебном заседании установлено, что по окончании Березниковского медицинского училища, с 08.08. 1988 года истец принята на работу зубным врачом в совхоз «Северный» (приказ к от 08.08. 1988), <дата> уволена по собственному желанию (приказ к от 13.06.1991г.), что подтверждается записью в трудовой книжке, личной карточкой формы Т-2, представленной СПК «Северный».

Решением Соликамского городского суда <...> от <дата> уже установлено, что списками ЦРБ о заполненности штатов подтверждается, что Городищенский ФАП входил в структуру Соликамской ЦРБ, штатных единиц зубных врачей не имелось. Данных о врачебной нагрузке в материалах дела не содержится, истцом не представлено и судом не установлено. Данных о том, что ФАП <...> являлся структурным подразделением совхоза «Северный», либо Соликамской центральной районной больницы, о наличии в СПК «Северный» стоматологического кабинета, в материалах дела не содержится.

Вопреки доводам истца, представленные ею удостоверение о направлении Лахтиной С.Н. в распоряжение Соликамской ЦРБ, личная карточка, характеристика от <дата> о работе Лахтиной С.Н. зубным врачом на Городищенском ФАП, комсомольская характеристика о работе в зубном кабинете фельдшерского пункта с-за «Северный» (л.д.11, 12, 13, 14) ранее установленные обстоятельства не опровергают, Лахтина С.Н. не являлась в спорный период работником учреждения здравоохранения, что подтверждается, в том числе, ее трудовой книжкой.

Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в период с <дата> по <дата> в должности зубного врача, суд приходит к выводу о правомерности решения пенсионного органа об отказе включить в специальный страховой стаж истца указанного периода и признает недоказанным осуществление истцом в оспариваемые периоды времени трудовой деятельности в условиях труда, работа в которых дает право на назначение страховой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

    Названное предприятие (Совхоз) по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и независимо ни от каких доводов не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).

    В данном случае стаж работы истца недопустимо подтверждать описанием истцом характера работы, удостоверением о направлении на работу в Соликамскую ЦРБ, характеристикой с места работы в совхозе «Северный», суд не принимает их во внимание, Соликамская центральная районная больница работодателем истца в спорный период не являлась. Судом не установлено и суду не представлено доказательств, что работодателем - совхоз «Северный», в том числе исходя из сферы деятельности, допущено какое-либо бездействие, ошибка в возможности подтверждения льготного характера работы истца.

Пенсионное законодательство предполагает, что досрочное назначение страховой пенсии по старости может быть произведено пенсионным органом на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере работы, обусловленного тем, что такая работа является строго индивидуализированной и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, временной нетрудоспособности, обучения, выполнения необходимого объема работы, различных систем оплаты труда и премирования, работы постоянной работы непосредственно именно в учреждении здравоохранения.

    В соответствии со ст.28 Федерального закона «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

    Пенсионное обеспечение носит индивидуальный характер и устанавливается каждому гражданину персонально, исходя из документов и обстоятельств конкретного лица.

    Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями участников процесса, материалами дела.

Таким образом, суд учитывает то обстоятельство, что никакими относимыми и допустимыми доказательствами не подтвержден факт того, что истец работала зубным врачом именно в льготных условиях труда в том учреждении здравоохранения, которые бы давали ей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Истец каких-либо допустимых доказательств в обоснование своих требований не представила, доводы искового заявления и письменных пояснений основаны на неверном толковании норм права, ссылка на письменные пояснения и представленные справки и удостоверение не свидетельствуют о льготном характере работы истца, не являются основанием удовлетворения заявленных исковых требований.

Принимая во внимание то, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, при указанных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю исковых требований Лахтиной С.Н. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                            Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Лахтиной С.Н., заявленные к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, об обязании включить в специальный стаж период работы с <дата> по <дата> в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года и назначить пенсию с 13.04.2022 года, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 19 июня 2024 года.

Председательствующий                        Новикова Н.С.

2-933/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Лахтина Светлана Николаевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Другие
ГБУЗ ПК "Городская больница" г. Соликамск
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Новикова Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
solikam.perm.sudrf.ru
01.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2024Передача материалов судье
07.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.04.2024Предварительное судебное заседание
19.04.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2024Дело оформлено
15.11.2024Дело передано в архив
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее