Решение по делу № 2-6910/2023 от 05.07.2023

14RS0035-01-2023-011047-76

Дело № 2-6910/2023

        РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

       г. Якутск                                               11 сентября 2023 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Бишаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи гражданское дело по иску Андреева Сергея Николаевича к Окружной администрации города Якутска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о признании права собственности на земельные участки,

у с т а н о в и л:

Андреев С.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам мотивируя тем, что в 1992 ему из земель совхоза для организации крестьянского (фермерского) хозяйства предоставлены земельные участки общей площадью 88 га, из которых пастбища – 54 га, болота – 17 га, сенокосы – 17 га, выдано свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения на предоставленные участки. В 1993 году ранее предоставленные участки площадью 71 га (пастбища – 54 га, болота – 17 га) изъяты и переданы в спецфонд г. Якутска, взамен выделен участок площадью 100 га пашни для ведения зернового хозяйства. Принадлежащие истцу на праве пожизненного наследуемого владения участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров и . В 2023 году истец обратился к государственному регистратору с заявлением о регистрации права собственности на указанные участки в упрощенном порядке, однако документы были возвращены в связи с наличием неоговоренных исправлений в свидетельстве на право пожизненного наследуемого владения. Поскольку закон предусматривает право истца на приобретение в собственность предоставленных ранее земельных участков, просит признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 991774 кв.м. под пашни и земельный участок с кадастровым номером , площадью 167648 кв.м. под сенокошение, расположенные в ____.

В судебном заседании истец Андреев С.Н., его представитель Шевелкин Р.А. исковые требования поддержали, пояснили, что крестьянское (фермерское) хозяйство распалось, его члены не претендуют на земельные участки, кроме того, участки предоставлялись лично истцу, который продолжает вести крестьянское хозяйство в индивидуальном порядке, использует участки для посева многолетних трав и последующего сенокошения, поскольку занимается животноводством. Единственным препятствием для оформления права собственности во внесудебном порядке являются исправления в правоподтверждающем документе. Просят иск удовлетворить.

Представитель ответчика Окружной администрации г. Якутска Прокопьев А.А. исковые требования не признал, пояснил, что Окружная администрация г. Якутска является ненадлежащим ответчиком, просит в иске отказать.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)в суд не явился, извещены, дело рассмотрено в отсутствие соответчика.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что распоряжением вице-мэра г. Якутска от 06.05.1992 №15р-3 истцу, как главе фермерского хозяйства, из земель совхоза для организации крестьянского (фермерского) хозяйства предоставлены земельные участки общей площадью 88 га, из которых пастбища – 54 га, болота – 17 га, сенокосы – 17 га, выдано свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения на предоставленные участки. Распоряжением мэра г. Якутска от 23.03.1993 №125р ранее предоставленные участки площадью 71 га (пастбища – 54 га, болота – 17 га) изъяты и переданы в спецфонд г. Якутска, взамен выделен участок площадью 100 га пашни для ведения зернового хозяйства.

Принадлежащие истцу на праве пожизненного наследуемого владения участки площадью 991774 кв.м. под пашни и 167648 кв.м. под сенокошение, расположенные в ____, поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров и соответственно.

Перечисленные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, свидетельством о праве пожизненного наследуемого владения на предоставленные участки, предоставленными по судебному запросу из архива копиями распоряжений от 06.05.1992 №15р-3, от 23.03.1993 №125р.

В настоящее время земельные участки используются истцом для посева многолетних трав, для сенокошения и пастбищ при ведении животноводства, то есть для ведения сайылычного хозяйства.

В 2023 году истец обратился к государственному регистратору с заявлением о регистрации права собственности на указанные участки в упрощенном порядке, однако документы были возвращены в связи с наличием неоговоренных исправлений в свидетельстве на право пожизненного наследуемого владения, что явилось основанием для обращения в суд с иском о признании права собственности.

В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

    Согласно статье 7 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

До введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществлялся в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации с учетом лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного права о данной категории земель, а также с учетом того положения, что приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

     В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района, муниципального округа или городского округа и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

В силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, впредь до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения субъекты Российской Федерации, оборот земель в которых до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации регулировался соответствующими законами указанных субъектов Российской Федерации, оборот земель сельскохозяйственного назначения продолжают осуществлять в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.06.2000 З N 207-II "О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)", принятого до введения в действие Земельного кодекса РФ, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 гектара.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 52-З N 107-III "О сайылыках" земельный участок для ведения сайылыка предоставляется за пределами границ населенного пункта в размерах, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), правовыми актами органов местного самоуправления.

Земельный участок для ведения сайылычного хозяйства предоставляется за пределами границ населенного пункта и состоит из земельного участка под летнюю усадьбу и земельного участка под сельскохозяйственные угодья (сенокосы и пастбища для скота и лошадей).

Согласно статье 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится в том числе установление максимальных размеров земельных участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно из земель, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения, личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.

     В силу ч.1 ст. 17 Земельного кодекса РС(Я) земельные участки, расположенные за границами населенного пункта, предоставленные гражданам до 29 октября 2001 года для сенокошения, относятся к полевым земельным участкам, предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельные участки, расположенные за границами населенного пункта, предоставленные гражданам до 29 октября 2001 года для ведения сайылычного хозяйства (под сельскохозяйственные угодья), относятся к полевым земельным участкам, предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства.

Гражданин, обладающий таким земельным участком, вправе бесплатно приобрести его в собственность в случае, если земельный участок принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, либо в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих его право на данный земельный участок, не указан вид права, на котором предоставлен такой земельный участок или невозможно определить вид этого права.

Документом, устанавливающим право гражданина на оформление земельного участка в собственность, может считаться один из документов, изданный (удостоверенный) до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.

Гражданин обращается в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (ч.3 ст.17).

В соответствии с ч.4 ст. 17 ЗК РС(Я) при оформлении права собственности граждан на земельные участки, ранее предоставленные для сенокошения или ведения сайылычного хозяйства, в соответствии с настоящей статьей, размеры указанных земельных участков не должны превышать максимальные размеры, установленные соответственно для земельных участков, предоставляемых в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и дачного хозяйства, на момент оформления права собственности.

    В силу ст. 28 ЗК РС(Я) предоставление в собственность граждан за плату и бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сверх максимальных размеров, установленных настоящим Кодексом, не допускается.

Как следует из установленных судом обстоятельств дела, крестьянское (фермерское) хозяйство, ранее возглавляемое истцом, прекратило свою деятельность, истец занимается фермерским хозяйством в индивидуальном порядке. Таким образом, спорные участки относятся к полевым земельным участкам, предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства.

Частью 3 статьи 31 Земельного кодекса РС(Я) установлены следующие предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для: ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) - в соответствии с градостроительными регламентами; ведения сайылычного хозяйства от 0,15 гектара до 1 гектара; в границах населенного пункта - в соответствии с градостроительными регламентами; в границах земель сельскохозяйственного назначения - от 0,01 гектара до 0,25 гектара.

Принимая во внимание, что спорные земельные участки располагаются на территории, относящейся к ГО «город Якутск» на них распространяются градостроительные регламенты в части предельного максимального размера, установленные Нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА "Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск".

Так, согласно части 2 статьи 43.5 указанных Правил землепользования предельный максимальный размер земельного участка, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках составляет 10 га.

В силу п. 7 ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, хотя бы одного из оснований в перечне которых - площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее - земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В силу указанных положений, а также положений ст.ст.13,17,31 Земельного кодекса РС(Я) истцу в личную собственность не могут переданы земельные участки, превышающие предельные размеры в 10 га. Таким образом, доводы истца о том, что для оформления права собственности истца на спорные участки единственным препятствием является неоговоренное исправление в ранее выданном свидетельстве о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, суд находит несостоятельными.

Кроме того, суд, вопреки доводам истца, не усматривает препятствия для регистрации права собственности истца на участки в установленном законом внесудебном порядке с учетом ограничений по максимальному размеру, так как в городском архиве хранятся подлинники распорядительных актов о предоставлении истцу в 1992 и 1993 гг. земельных участков, которые не содержат исправлений, и заверенные копии которых могут получены истцом и представлены госрегистратору для оформления права собственности в установленном частью 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и часть 3 статьи 17 Земельного кодекса РС(Я) порядке.

    При таких обстоятельствах, поскольку права истца ответчиками не нарушены, оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    В удовлетворении исковых требований Андреева Сергея Николаевича к Окружной администрации города Якутска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о признании права собственности на земельные участки отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.

___

___

Судья                                                        А.А. Кочкина

___

Решение изготовлено 15 сентября 2023 года

05.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2023Передача материалов судье
07.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2023Подготовка дела (собеседование)
24.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2023Судебное заседание
23.08.2023Судебное заседание
11.09.2023Судебное заседание
15.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.12.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
11.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее