УИД: 04RS0024-01-2022-000097-84
Дело 2-104/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 февраля 2022 г. с. Кижинга
Хоринский районный суд Республики Бурятия (РБ) в составе судьи Ширдармаевой В.Б., при секретаре судебного заседания Гармажаповой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кижингинского района РБ к Администрации муниципального образования «Кижингинский район» об обязании организовать ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов,
установил:
Прокурор Кижингинского района РБ обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Кижингинский район» об обязании в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, расположенных 1) на расстоянии одной тысячи ста (1100) метров от <адрес> в северном направлении, на площади в 0,6 Га. Координаты GPS: N51.54.8290, E110.18.8811.2) на расстоянии одной тысячи трёхсот (1300) метров от <адрес> в северном направлении, на площади 0,5 Га. Координаты GPS: N51.54.55, E110.20.01.
Исковые требования мотивированы тем, что проверкой соблюдения природоохранного законодательства на территории МО СП «Могсохон» на территории МО СП «Кижингинский сомон» Кижингинского района Республики Бурятия??Кижингинского района Республики Бурятия установлено 2 места несанкционированного размещения отходов производства и потребления, где государственная собственность на земельные участки не разграничена, на протяжении нескольких лет осуществляется размещение отходов. Указанное свидетельствует о том, что территория муниципального образования регулярно не очищается, администрацией МО «Кижингинский район» не приняты исчерпывающие меры по охране земель от загрязнения, предотвращения их захламления.
Представитель истца Хобраков М.Б., действующий на основании доверенности, просил иск удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Кижингинский район» Гармажапова Т.Б. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, прокурорской проверкой исполнения законодательства в сфере соблюдения природоохранного законодательства на территории МО СП «Могсохон» Кижингинского района Республики Бурятия установлено 2 места несанкционированного размещения отходов производства и потребления:
На расстоянии около одной тысячи ста метров (1100 м) от <адрес> в <адрес> в северном направлении обнаружена несанкционированная свалка ТКО (далее – свалка №). Морфологический состав мусора разнообразен и включает в себя: битое стекло, полиэтиленовые мешки, автомобильная резина, битый шифер, металлические пилы от распиловочного станка, древесные опилки, горбыль, срезки, элементы домашней мебели и др. Размещение отходов зафиксировано на приблизительной площади равной 0,6 га.
На расстоянии около одной тысячи трехсот метров (1300 м) от <адрес> в <адрес> в северном направлении обнаружена несанкционированная свалка ТКО (далее – свалка №). Данная несанкционированная свалка расположена в двухстах метрах (200 м) от свалки №. Морфологический состав мусора включает в себя: полиэтиленовые мешки, автомобильная резина, древесные опилки, горбыль, срезки, и др. Размещение отходов зафиксировано на приблизительной площади равной 0,5 га.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 5, 7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 6 ст. 6 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №-IV «Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия» запрещается выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках, захламление земель.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Статья 13 Земельного кодекса РФ возлагает на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от их загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанное свидетельствует о том, что ответчиком - администрацией МО «<адрес>» не приняты меры по охране земель от загрязнения, предотвращения их захламления.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ к способам защиты гражданских прав относятся присуждение к исполнению обязанности в натуре и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кижингинского района РБ к Администрации муниципального образования «Администрации муниципального образования «Кижингинский район» об обязании организовать ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Кижингинский район» в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, расположенных
1) на расстоянии одной тысячи ста (1100) метров от <адрес> в северном направлении, на площади в 0,6 Га. Координаты GPS: N51.54.8290, E110.18.8811.
2) на расстоянии одной тысячи трёхсот (1300) метров от <адрес> в северном направлении, на площади 0,5 Га. Координаты GPS: N51.54.55, E110.20.01.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья В.Б. Ширдармаева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.