Дело № 2-3462/2024 изготовлено 26.09.2024 года
76RS0016-01-2024-003833-45
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2024 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Т.В. Смирновой,
при секретаре Осиповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального казенного учреждения «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда города Ярославля» к Груздеву Евгению Борисовичу, Карсакову Александру Анатольевичу, Гасояну Артему Надровичу, Сверчкову Михаилу Борисовичу о понуждении к заключению договора аренды,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам Груздеву Е.Б., Карсакову А.А., Гасояну А.Н., Сверчкову М.Б. о понуждении заключить договор аренды № 26417-МЛ от 14.03.2024 года земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3787 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
В обоснование иска указано, что ответчики являются собственниками гаражей (нежилых зданий), расположенных на земельном участке общей площадью 3787 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в районе <адрес>. По заявлению собственника гаража Нови-Окли А.О. 28.04.2021г. подготовлен проект договор аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора № 26417-МЛ, договор был подписан с Нови-Окли А.О. 08.07.2021г.
08.04.2024 г. ответчикам направлены уведомления о рассмотрении и подписании проекта договора. До настоящего времени требования истца не выполнены, ответчики уклоняются от подписания проекта договора.
Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчики Груздев Е.Б., Карсаков А.А., Гасоян А.Н., Сверчков М.Б. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, ходатайств и возражений не представили.
Дело постановлено судом рассмотреть при имеющейся явке в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд установил следующее.
Материалами дела установлено, что заявленные в иске ответчики являются собственниками гаражей (нежилых зданий), расположенных на земельном участке общей площадью 3787 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в районе <адрес>. По заявлению собственника гаража Нови-Окли А.О. 28.04.2021г. подготовлен проект договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора № 26417-МЛ, договор был подписан с Нови-Окли А.О. 08.07.2021г. 08.04.2024 г. ответчикам направлены уведомления о рассмотрении и подписании проекта договора, до настоящего времени договоры не заключены.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Применительно к положениям статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. п. 1, 2).
По смыслу приведенной правовой нормы, если цена на товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены.
Таким образом, стороны договора обязаны руководствоваться устанавливаемым размером арендной платы на земельном участке, находящемся в собственности субъекта РФ, муниципальной или государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу того, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договора аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договора подобных изменений.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса РФ.
Следовательно, с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта подлежит применению новый размер арендной платы, независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором.
Изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к части 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора, в котором предусмотрена возможность такого изменения.
Постановлением Правительства Ярославской области № 710-п от 24.12.2008г. утвержден порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов» по формуле:
КС ЗУ * Ст : Общ. S * Аренд. S * Кол-во месяцев с учетом дней неполного месяца * Кинфл.
12
где, КС ЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Ст- ставка арендной платы; Общ S - общая площадь земельного участка; Аренд. S - арендуемая (используемая) площадь земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 6.2. Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
Постановлением Правительства ЯО от 24.01.2017 № 34-п с 01 мая 2017 года создано государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр кадастровой оценки».
В качестве основной цели деятельности учреждения установлено определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки.
Результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом ДИЗО ЯО № 20-н от 21 октября 2019 года.
ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки» при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, земельный участок отнесен к сегменту 7, код ВРИ - 4,9, код расчета вида использования - 04:090, что, согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, соответствует виду разрешенного использования земельного участка «служебные гаражи».
Кроме того, в соответствии с Постановлением мэрии города Ярославля № 149 от 25.02.2021, установлен вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка с кадастровым номером № - служебные гаражи.
В соответствии с выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 76:23:011101:121 от 28.06.2024 вид ВРИ земельного участка - служебные гаражи, код 4.9 (л.д. 47).
Указанному виду разрешенного использования, согласно Постановления Правительства ЯО от 03.04.2020 № 303-п, соответствует ставка арендной платы - 6,0%.
Таким образом, в договоре аренды земельного участка № 26417-МЛ от 28.04.2021, при расчете размера арендной платы применена ставка - 6,0% (приложение №2 к договору).
Согласно пункту 2 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Пунктом 10 указанной статьи Кодекса установлено, что размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них.
В соответствии с п.1 ст.8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному липу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
В статье 210 Гражданского кодекса РФ указано, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Расчет площади земельного участка, приходящегося на каждого соарендатора, исходя не из площади здания, а из суммарной площади зарегистрированных гражданами помещений соответствует приведенным выше положениям гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 39.20 ЗК РФ размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.
Поскольку право собственности на земельный участок не разграничено, а участок предоставлен в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, размер арендной платы определяется по формуле, установленной Постановлением Правительства Ярославской области № 710-п от 24.12.2008 г., пропорционально площади принадлежащих арендатору объектов недвижимого имущества, расположенных на неделимом земельном участке, к общей площади объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке. Размер арендной платы для каждого арендатора устанавливается пропорционально площади помещений, находящихся в собственности отдельного арендатора, к общей площади помещений в здании, на которые зарегистрированы права в ЕГРП.
Общий случай заключения договора в обязательном порядке установлен статьей 445 ГК РФ, по смыслу которой заключение договора обязательно исключительно для той стороны, в отношении которой ГК РФ или иным законом установлена обязанность по его заключению.
В силу абзаца 1 пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Статьи 426 и 429 ГК РФ регламентируют случаи, когда для одной из сторон заключение договора обязательно.
Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания и порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания и сооружения.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (часть 1).
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно части 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора. В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
Пунктом 7 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что в течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.
Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 2 - 4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок (пункт 8).
Договор аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 настоящей статьи, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них (пункт 9).
Таким образом, статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрены два случая, когда уполномоченный орган может обратиться с иском к правообладателям зданий, сооружений или помещений в них о понуждении заключения договора аренды земельного участка.
Согласно пункту 10 статьи 39.20 ЗК РФ размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.
Из положений указанных норм следует, что заключению с правообладателями здания, сооружения или помещений в них подлежит не отдельный договор аренды, а единый для всех собственников договор с множественностью лиц на стороне арендатора. Правообладателям помещений в здании, в том числе и тем, кто не обращался самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, направляется подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора. У них возникает обязанность по подписанию договора в течение тридцатидневного срока. В то же время на уполномоченный орган возложена обязанность обратиться в суд с иском о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших подписанный договор аренды земельного участка, заключить такой договор аренды.
Следовательно, подписание договора аренды является не правом, а обязанностью правообладателя здания или помещений в нем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что направленный истцом в адрес других собственников гаражей-боксов, расположенных на том же земельном участке проект договора аренды этого участка был подписан несколькими правообладателями, соглашения с которыми прошли государственную регистрацию.
Поскольку договор аренды земельного участка не признан недействительным, подписан несколькими арендаторами, требования истца о понуждении ответчиков, как правообладателей здания, не представившего в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды подлежат удовлетворению, поскольку в данном случае у них существует императивная обязанность по вступлению в арендные отношения в качестве одного из арендаторов.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Груздева Евгения Борисовича (паспорт №) заключить соглашение о присоединении № 30 от 14.03.2024 года к договору аренды № 26417-МЛ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3787 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
Обязать Карсакова Александра Анатольевича (паспорт №) заключить соглашение о присоединении № 27 от 14.03.2024 года к договору аренды № 26417-МЛ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3787 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
Обязать Гасояна Артема Надровича (паспорт №) заключить соглашение о присоединении № 32 от 14.03.2024 года к договору аренды № 26417-МЛ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3787 кв.м., расположенного по адресу: ул. Елены Колесовой, в районе д.15.
Обязать Сверчкова Михаила Борисовича (паспорт №) заключить соглашение о присоединении № 26 от 14.03.2024 года к договору аренды № 26417-МЛ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3787 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
Ответчик, не присутствующий в судебном заседании, вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.В. Смирнова