Дело № 2-3248-19

УИД 42RS0005-01-2019-000707-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кемерово 03 октября 2019 года

Заводский районный суд г. Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего Жигалиной Е.А.,

при помощнике судьи, участвующем в качестве секретаря судебного заседания, Маслеевой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Головина Павла Ивановича к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице Кемеровского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» об определении и уточнении границы земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Головин П.И. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области об определении и уточнении границы земельного участка. Свои требования мотивировал тем, что он является собственником гаража, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и договором купли-продажи капитального гаража от ДД.ММ.ГГГГ. За вышеуказанным объектом недвижимости закреплен земельный участок с кадастровым номером: . Для установления границ земельного участка он обратился в межевую организацию ООО «<данные изъяты>». В ходе проведения работ кадастровым инженером было выявлено, что его земельный участок с кадастровым номером: и смежный земельный участок с кадастровым номером имеет наложение (пересечение). Земельный участок с кадастровым номером принадлежит <адрес> по адресу: <адрес>, которые отказались подписывать акт согласования границ и исправлять кадастровую ошибку. ДД.ММ.ГГГГ РОСРЕЕСТР в своем решении отказал в учете изменении объекта недвижимости, обосновывая это тем, что в акте согласовании границ нет подписей всех заинтересованных лиц, а именно представителя земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101004:293. Отсутствие согласования границ принадлежащего ему земельного участка не позволяет определить границы участка в соответствии с требованиями закона о кадастре, внести данные в государственный кадастровый учет земельных участков. Полагает, что в его случае имеется реестровая (кадастровая) ошибка, сделанная при проведении кадастровых работ, где заказчиком выступал <данные изъяты>, который не дал свое согласие на исправление ошибки.

Просит определить границы земельного участка с кадастровым номером: 42:24:0101004:261, расположенного по адресу: <адрес>; уточнить границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в части данных смежной границы с земельным участком с кадастровым номером: .

Определением Заводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему гражданскому делу произведена замена ненадлежащего ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, на надлежащего, в качестве надлежащего ответчика привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны.

Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 27.02.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, а также «Центр технической инвентаризации по г. Кемерово».

Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 20.03.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 09.04.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.

Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 30.04.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Кемеровское отделение Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», освободив указанное общество от участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании истец Головин П.И. настаивал на исковых требованиях, просил удовлетворить их в полном объеме, пояснил, что он является собственником гаража и земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>. Для установления границ земельного участка обратился к кадастровому инженеру, в ходе проведения кадастровых работ установлено, что его земельный участок и смежный земельный участок, находящийся в пользовании <данные изъяты>, имеет наложение (пересечение), фактически земельный участок, принадлежащий Министерству обороны поглотил его земельный участок. В добровольном порядке собственник смежного земельного участка отказался подписывать акт согласования границ земельных участков и исправлять кадастровую ошибку, которая была допущена при составление межевого плана по заданию Военного комиссариата КО. Отсутствие согласования границ принадлежащего ему земельного участка не позволяет определить границы участка в соответствии с требованиями закона о кадастре, внести данные в государственный кадастровый учет земельных участок. Для разрешения спора вынужден обратиться в суд, просит определить границы земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>; уточнить границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в части данных смежной границы с земельным участком с кадастровым номером: .

Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения относительно исковых требований Головина П.И., из которых следует, что в соответствии с п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», является Министерство обороны Российской Федерации. Управление федеральным недвижимым имуществом Министерство обороны Российской Федерации осуществляет через свои специализированные организации. Согласно Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации является органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет в пределах свей компетенции правомочия собственника имущества закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 года №335 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» создан Департамент имущественных отношений Министра обороны Российской Федерации, предназначенный для реализации прав Министерства обороны Российской Федерации по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации. В ведомственном подчинении Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации находится ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника имущества Министерства обороны Российской Федерации на территории Центрального военного округа. Согласно приказу директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 491 согласовывать местоположение границ земельных участков уполномочены начальники территориальных управлений имущественных отношений и лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации. Полномочия ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на принятие решения о согласовании межевого плана подтверждаются также положениями Устава данного учреждения, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 25 февраля 2012 года, согласно которым учреждение является уполномоченным органом, реализующим полномочия Министерства обороны Российской Федерации в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации. Однако п.п. «г» п. 1 приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 491 содержит указание на то, что межевые планы могут быть согласованы начальниками территориальных управлений имущественных отношений и лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации только при условии отсутствия уменьшения площади земельного участка, указанной в межевом плане, и площади земельного участка, указанной в правоустанавливающих документах. Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, находится в федеральной собственности, право постоянного (бессрочного) пользования в отношении него осуществляет ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Обращает внимание, что согласно ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений. На основании ст. 68 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ошибками в Едином государственном реестре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости; 2) воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-план территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка). Данная реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Также отмечает, что само по себе отсутствие согласования границы со смежным землепользователем и наличие в акте согласования исправлений, не является безусловным основанием для признания результатов межевания недействительным. Согласование границ при межевании имеет своей целью исключить нарушение прав смежных землепользователя, в частности, исключить захват земельного участка смежного землепользователя. Вместе с тем, достоверных доказательств нарушения прав Головина П.И. в материалах дела не имеется. Доказательств наличия реестровой ошибки при определении координат границ земельного участка истца не представлено, в то время как в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Просит в удовлетворении заявленных в исковом заявлении Головиным Павлом Ивановичем требованиях отказать в полном объеме.

Представитель Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к письменным возражениям, из которых следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером , <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. Указанный земельный участок является федеральной собственностью и находится у Учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учреждение осуществляет в пределах своей компетенции в соответствии с целями и видами деятельности, согласно п. 19 Устава, правомочия собственника земельного участка с кадастровым номером . В соответствии с приказом от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГУ «Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть» Минобороны России реорганизована путем присоединения к ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России (далее Учреждение). Настоящий передаточный акт составлен в соответствии со ст. 58, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года №7-ФЗ, приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1871. Учреждение является правопреемником Кемеровской КЭЧ района. На основании передаточного акта «При присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное учреждение «Кемеровская квартирно- эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации передала ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Учреждение создано для выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (п.19 Устава), следовательно, имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, Учреждению не принадлежит. В силу ст.ст. 125, 209 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещено осуществлять распоряжение федеральной собственностью без согласия собственника имущества, поскольку только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. Земельный участок поставлен на государственный учет с уточненными границами ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , внесены в ЕГРН с нормативной точностью. Из искового заявления следует, что Головин П.И., является собственником гаража, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и договором купли-продажи гаража от ДД.ММ.ГГГГ За указанным объектом недвижимого имущества закреплен земельный участок с кадастровым номером . Согласно выписки ЕГРН нежилое задание - гараж с кадастровым номерам , расположено по адресу: <адрес> <адрес><адрес>, имеет площадь <данные изъяты> кв.м., вместе с тем, указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв., следовательно площадь земельного участка меньше площади недвижимого имущества. В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом площадь земельного участка, необходимая для использования объектов недвижимости и, следовательно, подлежащая передаче в собственность, определяется исходя из функционального назначения этих объектов. Таким образом, при рассмотрении данного спора собственник нежилого задания – гаража Головин П.И. должен доказать, что для эксплуатации недвижимого имущества ему необходим земельный участок именно того размера, который он просит. Т.е. истец должен доказать, что для использования объекта недвижимости гаража площадью 47 кв. м по прямому назначению ему необходим земельный участок площадью 31 кв.м. При данных обстоятельствах, требования Истца сводятся к возложению на Ответчика обязанности по образованию и предоставлению ему нового земельного участка. Кроме того, согласно ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельныхучастков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ в данном случае, проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности; пожизненногонаследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды. В силу п. 5 ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке. В рассматриваемом случае в силу прямого указания закона (пункт 3 статьи 40 Закона №221-ФЗ) необходимо предоставление именно письменных доказательств, подтверждающих своевременное и надлежащее извещение заинтересованного лица о необходимости согласования местоположения границ. Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность согласования смежным землепользователем границ земельного участка путем принятия судебного акта об обязании согласовать местоположение границ. Кроме того, согласование местоположения границ земельного участка предполагает совершение его в добровольном порядке и является правом, а не обязанностью собственника. Таких доказательств истцом в материалы дела не представлено. На основании п. 9 ст. 38 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Таким образом, в силу прямого указания закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве постоянного (бессрочного) пользования, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены Единый государственный реестр недвижимости. Результат согласования местоположения границ оформляется в виде акта, подписанного заинтересованными лицами. Из представленных документов следует, что смежная граница земельных участков на момент проведения кадастровых работ имеет границы, позволяющие с достоверностью установить соответствие местонахождения и принадлежность фактическому землепользованию. Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101004:293, внесены в ЕГРН с нормативной точностью. Учитывая тот факт, что на момент проведения Головиным П.И. кадастровых работ по уточнению границ земельного участка истец не являлся законным владельцем смежного участка, говорит о нарушениях предписанной законом процедуры проведения кадастровых работ. При таких обстоятельствах границы земельного участка в обязательном порядке подлежали согласованию, в том числе, как с собственником, так и с иными правообладателями смежных земельных участков, и согласование границ земельных участков в рамках межевого плана, в силу закона является обязательным, чего истцом было. В данном случае у Учреждения отсутствовала возможность согласовать либо отказать в согласовании границ земельного участка его местонахождение и принадлежность фактическому землепользованию, поскольку Головин П.И. обращался в <адрес> с указанным вопросом, ане к собственнику и правообладателю земельного участка. Полагают, что в данном случае у суда отсутствует возможность разрешения разногласий между истцом и собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101004:293. Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ году на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО5 с квалификационным аттестатом кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ Описание местоположения границ, площадь и границы земельного участка с кадастровым номером , законом отнесены к уникальным характеристикам земельного участка, что в свою очередь не противоречит Федеральным законам от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и № 221-ФЗ называется законом «О кадастровой деятельности». Границы земельных участков с кадастровыми номерами и , числятся в государственном кадастре недвижимости уточненными. Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ). По сведениям ЕГРН площадь и границы земельного участка с кадастровым номером установлены с нормативной точностью. Сведения о земельном участке с кадастровым номером Истца внесены в единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании Договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуальных гаражей на правах личной собственности и имеет статус «ранее учтенные». Земельный участок находится в собственности Истца с ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем границы земельного участка Истца не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. По результатам сопоставления пространственных данных о конфигурации и местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами и , установлено, что при проведении кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером кадастровым инженером в границы образуемого земельного участка была необоснованно включена площадь земельного участка с кадастровым номером . В результате кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровыми номерами земельный участок Истца имеет пересечение с земельным участком ответчиков, что говорит о наличии в сведениях единого государственного реестра недвижимости технической, реестровой ошибки. Согласно пунктам 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании указанного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. Таким образом, Учреждение с необходимым пакетом документов обратилось в компетентный орган, специалист этого органа, имеющий соответствующие опыт, знания и квалификацию внес сведения о земельном участке Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России в соответствии с действующим законодательством. В свою очередь, границы земельного участка Истца в соответствии с требованием действующего законодательства не установлены. Из этого следует, каким образом Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России нарушает права Истца, если границы ответчиков по делу установлены в законном порядке и имеют нормативную точность, следовательно, основания по уточнению границ и площади земельного участка, предусмотренные п. 1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», у Учреждения отсутствуют.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Кемеровского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв и дополнения к отзыву на исковое заявление, из которых следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО1 (квалификационный аттестат кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в Кемеровском отделении Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» не работает. Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании Договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуальных гаражей на правах личной собственности и имеют статус «ранее учтенные». Земельный участок в собственности Истца (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ ). Право собственности Истца на земельный участок не оспорено. Вместе с тем границы земельного участка Истца не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства. В пределах рассматриваемого земельного участка расположен объект капитального строительства (гараж) с кадастровым номером , принадлежащий Истцу на праве собственности, что подтверждается записью регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ . Как следует из материалов дела, при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Истцу на праве собственности, установлено, что границы уточняемого земельного участка имеют наложения (пересечения) с границами смежного земельного участка с кадастровым номером , находящегося в фактическом пользовании Ответчика.Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Аналогичный порядок осуществления кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, в случаях, когда сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков не соответствуют их фактическому положению на местности изложен в письме Минэкономразвития России от 18 «Относительно подготовки межевых планов земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности». Полагая, что интересы Головина Павла Ивановича как собственника объекта капитального строительства с кадастровым номером и пользователя земельного участка с кадастровым номером были нарушены при проведении мероприятий по установлению границ земельного участка с кадастровым номером , в целях досудебного урегулирования спорной ситуации Истцом был подготовлен межевой план по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером с одновременным уточнением местоположения границ смежного земельного участка с кадастровым номером . В связи с отказом ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России в согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером в порядке, установленном частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», рассмотрение настоящего спора было решено продолжить в судебном порядке. Отмечает, что в случае наличия пересечений земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а другого подлежат уточнению, требования заявителя подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка. Требование об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. В целях установления наличия (отсутствия) ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером специалистами Кемеровского проведены сбор, обработка, анализ и оценка информации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и . В результате сопоставления пространственных данных о конфигурации и местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами и , содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с результатами полевых геодезических работ установлено, что при проведении кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером кадастровым инженером в границы образуемого земельного участка была необоснованно включена площадь земельного участка с кадастровым номером . В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент образования земельного участка с кадастровым номером , местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Кроме того подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В границах земельного участка с кадастровым номером расположен объект капитального строительства, принадлежащий Истцу на праве собственности, право собственности Истца на объект недвижимости зарегистрировано в установленном порядке и не оспорено. Таким образом, на момент проведения кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером земельный участок с кадастровым номером находился в фактическом владении и пользовании Истца. То обстоятельство, что в результате кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером земельный участок Истца оказался полностью поглощен земельным участком Ответчика, позволяет сделать вывод о наличии в сведениях Единого государственного реестра недвижимости реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером . Учитывая, что законные интересы Головина П.И. не были учтены при проведении мероприятий по установлению границ смежного земельного участка с кадастровым номером , требования Истца об установлении границ земельного участка с кадастровым номером полагают обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Кроме того, в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 218ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Он не относится к документам, устанавливающим права и обязанности, обязательные для исполнения, а кадастровый инженер не является лицом, наделенным государственными или иными публично-властными полномочиями. Таким образом, признание подготовленного в 2010 году кадастровым инженером ФИО1 межевого плана как документа недействительным, в данном случае, как способ защиты нарушенных прав истца, не приведет к устранению реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости. Кроме того, признание межевого плана в полном объеме недействительным может повлечь за собой признание недействительными границ всего земельного участка, не смотря на то, что реестровая ошибка выявлена только в отношении одной из границ земельного участка. Эти действия приведут к нарушению прав правообладателя земельного участка с кадастровым номером . Кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>» ФИО6 для истца был подготовлен межевой план по исправлению реестровой ошибки путем уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером с одновременным уточнением местоположения границ смежного земельного участка с кадастровым номером . При условии подписания акта согласования границ правообладателем земельного участка с кадастровым номером ФКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, межевой был бы представлен в орган кадастрового учета для исправления реестровой ошибки, и нарушенное право Головина П.И. было бы восстановлено во вне судебном порядке. Отказ ФКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России послужил причиной для обращения в суд с требованиями об определении и уточнении границы земельного участка. Если судом будет установлено в рамках судебного разбирательства наличие реестровой ошибки, то наиболее эффективный способ ее устранения, не нарушающий прав и законных интересов правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами и , это установление границ земельного участка с кадастровым номером с уточнением спорной границы смежного земельного участка с кадастровым номером , в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>» и внесение соответствующих сведений в ЕГРН.

Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области» Лехнер Я.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Головина П.И., поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях представителя ФГКУ «СибТУИО» Министерства обороны РФ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ Кемеровской области «Центр ГКО и ТИ» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные пояснения относительно исковых требований, из которых следует, что архив ГБУ Кемеровской области «Центр ГКО и ТИ» (до реорганизации - ГП КО «ЦТИ Кемеровской области») не содержит информации относительно земельных участков: земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровые работы по подготовке межевых планов в отношении указанных земельных участков ГБУ Кемеровской области «Центр ГКО и ТИ» (ГП КО «ЦТИ Кемеровской области») не выполнялись, в связи с чем ГБУ Кемеровской области «Центр ГКО и ТИ» не могут быть предоставлены какие-либо пояснения относительно границ земельного участка ввиду отсутствия такой информации в архиве. Исходя из сведений публичной кадастровой карты справочной информации по объектам недвижимости Портала услуг Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, производились другим юридическим лицом - ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Архив ГБУ <адрес> не владеет сведениями о результатах кадастровых работ, произведенных ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в отношении земельных участков. Вместе с тем, архив ГБУ <адрес> «Центр ГКО и ТИ» содержит инвентарное дело , сформированное в отношении индивидуального гаража, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером . В соответствии с материалами инвентарного дела общая площадь индивидуального гаража, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м. (этажность - 2), застроенная площадь <данные изъяты> кв.м., собственником гаража является Головин Павел Иванович на основании договора купли-продажи капитального гаража от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом <адрес> ФИО8 за реестровым . Земельный участок предоставлялся предыдущему правообладателю гаража - ФИО3 на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуальных гаражей на правах личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав истца Головина П.И., представителя третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области» Лехнер Я.И., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ).

Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В силу п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

Данная позиция подтверждается разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав», согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно статье 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с положениями п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

В соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве», Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, пунктами 11, 14.1, 14.4, 14.7 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003, пунктами 8.1, 8.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996 года местоположение границ земельного участка определяется с учетом фактического землепользования, красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка; местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на любом законном праве (в том числе на праве постоянного (бессрочного) пользования).

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», реестровая ошибка - воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке (ч. 9 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Судом установлено, что Головин П.И. является собственником гаража, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и договором купли-продажи гаража от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 20-21, 22).

За указанным объектом недвижимого имущества закреплен земельный участок с кадастровым номером (т. 1 л.д. 16-18, 24-25).

Сведения о земельном участке с кадастровым номером Головина П.И. внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании Договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуальных гаражей на правах личной собственности и имеет статус «ранее учтенные».

Земельный участок находится в собственности Головина П.И. с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем границы земельного участка истца не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В пределах рассматриваемого земельного участка расположен объект капитального строительства (гараж) с кадастровым номером , принадлежащий истцу на праве собственности, что подтверждается записью регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с материалами инвентарного дела общая площадь индивидуального гаража, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м. (этажность - 2), застроенная площадь <данные изъяты> кв.м., собственником гаража является Головин Павел Иванович на основании договора купли-продажи капитального гаража от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом <адрес> ФИО8 за реестровым (т. 3 л.д. 20-30).

Земельный участок предоставлялся предыдущему правообладателю гаража - ФИО3 на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуальных гаражей на правах личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из материалов дела, при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу на праве собственности, установлено, что границы уточняемого земельного участка имеют наложения (пересечения) с границами смежного земельного участка с кадастровым номером (т. 1 л.д. 6-14).

Судом установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером , <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (т. 1 л.д. 41, 42, 43-47).

Указанный земельный участок является федеральной собственностью и находится у ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования.

ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции в соответствии с целями и видами деятельности, согласно п.19 Устава, правомочия собственника земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101004:293.

В соответствии с приказом от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГУ «Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть» Минобороны России реорганизована путем присоединения к ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России (далее Учреждение). Настоящий передаточный акт составлен в соответствии со ст. 58, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года №7-ФЗ, приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1871.

Учреждение является правопреемником Кемеровской КЭЧ района. На основании передаточного акта «При присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное учреждение «Кемеровская квартирно- эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации передала ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 52-57).

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО1 (квалификационный аттестат кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ) (т. 1 л.д. 153-167).

По сведениям ЕГРН площадь и границы земельного участка с кадастровым номером установлены с нормативной точностью.

В целях установления наличия (отсутствия) ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером специалистами Кемеровского КОКЦ проведены сбор, обработка, анализ и оценка информации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и

В результате сопоставления пространственных данных о конфигурации и местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами и , содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с результатами полевых геодезических работ установлено, что при проведении кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером кадастровым инженером в границы образуемого земельного участка была необоснованно включена площадь земельного участка с кадастровым номером (т. 1 л.д. 6-14).

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в Кемеровском отделении Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» не работает, наличие реестровой ошибки в Кемеровском отделении Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» не отрицают.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером расположен объект капитального строительства - гараж, принадлежащий истцу Головину П.И. на праве собственности, право собственности истца на объект недвижимости зарегистрировано в установленном порядке и не оспорено.

Таким образом, на момент проведения кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером земельный участок с кадастровым номером находился в фактическом владении и пользовании Головина П.И.

То обстоятельство, что в результате кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером земельный участок истца оказался полностью поглощен земельным участком ответчика, позволяет суду сделать вывод о наличии в сведениях Единого государственного реестра недвижимости реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером .

Учитывая, что законные интересы Головина П.И. не были учтены при проведении мероприятий по установлению границ смежного земельного участка с кадастровым номером , суд полагает, что требования истца об установлении границ земельного участка с кадастровым номером являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме того, судом установлено, что поскольку интересы Головина П.И. как собственника объекта капитального строительства с кадастровым номером и пользователя земельного участка с кадастровым номером были нарушены при проведении мероприятий по установлению границ земельного участка с кадастровым номером , в целях досудебного урегулирования спорной ситуации истцом был подготовлен межевой план по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером с одновременным уточнением местоположения границ смежного земельного участка с кадастровым номером (т. 1 л.д. 6-25).

Однако, в связи с отказом ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России в согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером в порядке, установленном частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (т. 1 л.д. 26-27, т. 2 л.д. 211-213), истец Головин П.И. вынужден обратиться за защитой своих прав в суд.

С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а также к правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, но к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В силу статей 7, 8 данного закона Единый государственный реестр недвижимости состоит, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Аналогичные положения содержались в статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в статьях 1, 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, утративший силу с 1 января 2017 года).

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ; часть 2 статьи 8 ФЗ от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).

Местоположение границ земельного участка в силу пункта 7 статьи 38 ФЗ N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года), части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

С 01 января 2017 года исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ.

В соответствии с положениями данной статьи, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).

По смыслу закона, целью исправления реестровой (кадастровой) ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.

Исходя из принципа соблюдения единства судьбы земельного участка и прочно связанной с ним недвижимости, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца, признать реестровой ошибкой сведения в Государственном кадастре недвижимости в описании местоположения поворотных точек смежной границы между земельными участками, исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о смежной границе земельных участков, установив границу между земельными участками в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░».

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 08.10.2019 ░░░░.

2-3248/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Головин Павел Иванович
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное упраовление имущественных отношений" Министерства обороны
Другие
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"
Центр технической инвентаризации по г. Кемерово
Военный комиссариат КО
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КО
Суд
Заводский районный суд г. Кемерово
Судья
Жигалина Елена Александровна
Дело на сайте суда
zavodskiy.kmr.sudrf.ru
21.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.08.2019Передача материалов судье
11.09.2019Подготовка дела (собеседование)
11.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2019Судебное заседание
08.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.04.2020Передача материалов судье
02.04.2020Подготовка дела (собеседование)
02.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2019Дело оформлено
22.11.2019Дело передано в архив
17.12.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.12.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.12.2019Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее