Решение по делу № 2-4813/2016 от 23.09.2016

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2016 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Мардаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Самуйловича С.Л. к Администрации Советского района г. Улан-Удэ, Правительству Республики Бурятия об оспаривании решения и выделении денежных средств для приобретения жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с названным иском, указав, что решением жилищной комиссии при Администрации Советского района г. Улан-Удэ ... от ДД.ММ.ГГГГ Самуйлович С.Л. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «дети-сироты». Распоряжением Администрации Советского района г. Улан-Удэ ... от ДД.ММ.ГГГГ Самуйлович С.Л. поставлен на учет детей-сирот, как нуждающийся в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, Администрация Советского района и Правительство РБ принуждают детей-сирот получать жилые помещения площадью 24 кв.м, расположенные на земельных участках, которые им укажут, строят из различных материалов, по неизвестной цене. Данным ущемляются права детей-сирот, поскольку в период с 2006 г. по 2013 г. сирота сам выбирал себе место жительства, для покупки жилья им перечислялись денежные средства в размере руб., площадь жилого помещения составляла 42 кв.м. В связи с чем, просил отменить распоряжение Администрации Советского района от 21.01.2013 г., ту часть касающуюся выделения жилья из специализированного жилищного фонда РБ, обязать Правительство РБ и Администрацию Советского района выделить руб. для приобретения ему жилой площади самостоятельно в Республике Бурятия под особым контролем ответчиков.

В ходе подготовки дела к судебному заседанию истцом было представлено письменное пояснение к исковому заявлению, в котором истец дополнительно указал, что имеет четверых братьев, все они относятся к категории детей-сирот, поскольку потеряли обоих родителей, их воспитанием занималась родная бабушка, проживали с ней в пос. Стеклозавод, затем они воспитывались в детских учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, однако, жилой дом, в котором проживала бабушка вместе с ними, не был закреплен за ними Администрацией Советского района г. Улан-Удэ. В 1997 г. Администрация не поставила истца на учет, как нуждающегося в жилом помещении. Вместо этого его поставили на учет в 2006 г., а в 2013 г. поставили на учет, как нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений. Данным распоряжением ущемили его права, лишили его наследства от бабушки. В связи с чем, просил также вернуть его права на наследство от Болоневой Е.К.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты населения РБ

В судебном заседании истец Самуйлович С.Л., принимавший участие посредством видеоконференц-связи, на требованиях с учетом письменных пояснений настаивал, ходатайствовал о привлечении к участию в деле застройщика.

Представитель Администрации Советского района г. Улан-Удэ на основании доверенности Шаракшанэ А.В. в судебном заседании исковые требования истца не признала в полном объеме, полагала, что Администрация Советского района г. Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не наделена полномочиями предоставления жилых помещений указанной категории граждан, а также выделением денежных средств, ранее не занималась и выдачей сертификатов указанным гражданам. Администрация Советского района г. Улан-Удэ осуществляет лишь учет данных лиц. Просила в иске к Администрации Советского района г. Улан-Удэ отказать в полном объеме.

Представитель Правительства РБ на основании доверенности Митыпова Е.В. в судебном заседании представила письменный отзыв на иск, суду пояснила, что жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством РБ органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РБ. Таким органом является Министерство социальной защиты населения РБ. По вопросу выплаты денежных средств на приобретение жилья истцом самостоятельно, пояснила, что действующим законодательством данная выплата не предусмотрена. В связи с чем, в иске к Правительству РБ просила отказать.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ на основании доверенности Данзанова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца по доводам письменных возражений, так как истец состоит в утвержденном списке детей-сирот, при существующем правовом регулировании порядка предоставления жилья детям-сиротам, удовлетворение требований истца полагала невозможным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, отказав в принятии дополнительных требований истца о возврате наследства от Болоневой Е.К., поскольку заявлены по иным основаниям, отклонив ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица застройщика, так как права застройщика не затрагиваются при рассмотрении данного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.

С 01 января 2013 года вступили в действие изменения в ст. 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., устанавливающие основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 8 Закона от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.п. 3,4,5 п. 3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 № 88,Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия организует:

3) формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений;

4) предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;

5) предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений по договорам безвозмездного пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Согласно абз.3 п.1 ст. 8 Закона от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 34 ст. 4 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012г. № 3105- IV «Об организации и осуществление деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности, принятиемер по защите жилищных прав несовершеннолетних лиц, постановка на учет и ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации гражданам, которым предоставлено жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012г. № 3105- IV «Об организации и осуществление деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Согласно ст. 2 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012 г. № 3105-IV «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Бурятия «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями» настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

Как установлено в судебном заседании, Самуйлович С.Л., 16.04.1992 года рождения состоит на учете с 28.11.2006 г. как нуждающийся в жилом помещении по категории «дети-сироты».

Распоряжением Администрации Советского района г. Улан-Удэ №288 от 11.04.2013 г. Самуйлович С.Л. поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений с 29.01.2013 г.

По настоящее время Самуйлович С.Л. состоит на учете, как нуждающийся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору найма специализированного жилого помещения, включен в сформированный Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, значится за номером 553.

Следовательно,Самуйлович С.Л. до настоящего времени не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением. В связи, с чем, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, Администрацией Советского района г. Улан-Удэ обоснованно было принято распоряжение о постановке Самуйловича С.Л. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения.

Оспаривая распоряжение Администрации Советского района г. Улан-Удэ истец указывает, что он был поставлен на учет до внесения изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следовательно, имеет право на денежную выплату в размере руб.

Однако, утверждения истца не основаны на нормах права, поскольку в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года, действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 г. № 1320-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Клименкова А.Ю. на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 3 и пункта 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 1 и пунктов 1 и 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ» оспариваемые законоположения, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

При таких обстоятельствах распоряжение Администрации Советского района г. Улан-Удэ о его постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений с 29.01.2013 г. нельзя признать незаконным, следовательно, в удовлетворении данного требования истцу надлежит отказать.

Рассматривая требование истца о выделении ему денежной суммы на приобретение жилья самостоятельно под контролем ответчиков, суд также не усматривает оснований для их удовлетворения.

В соответствии с действующим законодательством жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Республики Бурятия предоставляются уполномоченным Правительством РБ органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РБ. Таким органом является Министерство социальной защиты населения РБ. Действующим же законодательством денежная выплата не предусмотрена.

Кроме того, выплата Самуйловичу С.Л. денежных средств не гарантирует обеспечения его жилым помещением.

Доводы истца об уменьшении нормы предоставления жилого помещения в связи с принятием Закона, ущемлении конституционных прав других детей-сирот судом не принимаются во внимание, так как не относятся к существу рассматриваемого спора.

При таких обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Самуйловича С.Л. к Администрации Советского района г. Улан-Удэ, Правительству Республики Бурятия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

В окончательной форме решение суда принято 31.10.2016 г.

Судья Е.А. Богомазова

2-4813/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Самуйлович С.Л.
Самуйлович С.Л.
Ответчики
Администрация Советского района г. Улан-Удэ
Правительство РБ
Другие
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
23.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2016Передача материалов судье
27.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2016Подготовка дела (собеседование)
12.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2016Судебное заседание
31.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее