Решение по делу № 12-88/2022 от 11.08.2022

Дело № 12-88/2022

УИД 35RS0002-01-2021-001498-39

РЕШЕНИЕ

п. Чагода                                                                                                    14 сентября 2022 года

Вологодской области

Судья Бабаевского районного суда Вологодской области Калинина Т.А.,

с участием представителя МУП «Чагодаводоканал» по доверенности Федорик А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя МУП «Чагодаводоканал» Федорик А.И. на постановление главного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования Похолковой Я.Н. от 29 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

установил:

постановлением главного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования Похолковой Я.Н. от 29.11.2021 муниципальное унитарное предприятие муниципального образования поселок Чагода «Чагодаводоканал» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Не согласившись с постановлением представитель МУП «Чагодаводоканал» по доверенности Федорик А.И. обратился в Бабаевский районный суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, также не согласен с издержками по оплате экспертизы ЦЛАТИ в размере 159254 руб.78 коп. В обоснование жалобы, указал, что со стороны должностных лиц, проводивших выездную проверку в период с 02 августа по 13 августа 2021 года и осмотр 02.09.2021 территории места расположения БОС №1, в ходе которого были изъяты образцы воды, нарушены нормы Федерального закона от 31.07.2020 № 248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Указал, что в связи с тем, что должностным лицом допущены многочисленные процессуальные нарушения при проведении экспертизы просит признать недопустимым доказательством. В постановлении не отражено, в чем выразилась вина МУП «Чагодаводоканал» в совершении правонарушения и какими доказательствами она подтверждается. Ссылки должностного лица на протокол испытаний №508.20 V-09 от 26.12.2020 и на протокол испытаний № 245.21.V-09 от 28.06.2021 как на доказательство вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ являются безосновательными. Данные протокола указывают о наличии веществ и их объем в отобранных предприятием пробах, в ходе производственного контроля в декабре 2020 года и июне 2021 года непосредственно в сточных водах. Каких- либо иных проб, а именно в месте сброса проб воды из <адрес> из фонового и контрольного створов, в ходе производственного контроля не отбиралось, в экспертное учреждение для исследования не направлялось.

В судебном заседании представитель МУП «Чагодаводоканал» по доверенности Федорик А.И. поддержали доводы жалобы. Кроме того, в судебном заседании пояснил, что МУП «Чагодаводоканал» инкриминируется нарушение установленных допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения, а не в отношении сточных вод, сбрасываемых в водный объект. Протоколы испытаний от 26.12.2020 от 28.06.2021 констатируют отборы проб в сточных водах, пробы из фонового и контрольного створов не отбирались, исследования не проводились, таким образом, отсутствуют доказательства того, что деятельность МУП «Чагодаводоканал» при сбросе сточных вод через очистные сооружения №1 привела к негативному влиянию на водный объект и превышению предельно допустимых концентраций вредных веществ.

В судебное заседание представитель Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении в отсутствие представителя, не согласен жалобой по доводам изложенным в отзыве.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему выводу.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с положениями статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

           Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением о назначении административного наказания, МУП «Чагодаводоканал» вменяется осуществление в декабре 2020 года, июне 2021 года, 05.08.2021, 02.09.2021 сброса сточных вод через выпуск №1 в реку <данные изъяты> с превышением установленных допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552, нарушение части 4 статьи 35, части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса.

Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6).

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых сбросов устанавливаются в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности.

В силу статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории (часть 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Нормативы допустимого сброса являются нормативами сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (абзац 22 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Фактически МУП «Чагодаводоканал» инкриминировано нарушение установленных допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552.

Данные нормативы допустимых концентраций вредных веществ установлены в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» только для водных объектов рыбохозяйственного значения, а не для сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

Нормативы допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения определяют требования к составу воды непосредственно в самих водных объектах рыбохозяйственного значения, а нормативы допустимого сброса характеризует объем или массу химических веществ, содержащихся в составе сточных вод.

МУП «Чагодаводоканал» осуществляет сброс поверхностных сточных вод в реку <данные изъяты> через выпуск № 1 на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование -ДД.ММ.ГГГГ. от 19.09.2018.

В соответствии с требованиями пункта 3 части 3 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных (дренажных) вод должно содержать требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных (дренажных) вод.

Пунктом 12 раздела 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование -ДД.ММ.ГГГГ. от 19.09.2018 определено, что вода в реке Чагодоща (Чагода) в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям: взвешенные вещества 10 мг/л; БПКп – 3 г/м3; Аммоний – ион – 0,5 г/м3; Сульфат – ион – 100 г/м3; Хлорид-анион – 300 г/м3; Нефтепродукты – 0,05 г/м3; Железо – 0,1 г/м3; Нитрит-анион 0,08 г/м3; Нитрат-анион – 40 г/м3; Фосфат – 0,2 г/м3.

Согласно заключению экспертной организации ЦЛАТИ по Вологодской области от 11.08.2021 № 2 были отобраны 5 августа 2021 года три пробы сточной воды, сбрасываемой через выпуск № 1 МУП «Чагодаводоконал» в <адрес> и две пробы природной воды <адрес> в фоновом и контрольном створах, исследования проведены по трем пробам сточной воды и определена средняя концентрация по трем пробам сточной воды. Обнаружено превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 №552. Результаты исследования двух проб природной воды <адрес> в фоновом и контрольном створах в заключении отсутствуют, также материалы дела об административном правонарушении не содержат протокола отбора проб от 05.08.2021.

Из протокола результатов исследования от 26.12.2020 следует, что было проведено исследование самих сточных вод выпуска №1, отборы проб в контрольном и фоновых створах не исследовались, доказательств отбора проб в данных створах в материалах дела не имеется.

Аналогичная ситуация следует из протоколов результатов исследования от 28.06.2021 по отбору проб от 23.06.2021 и результатов исследования от 08.09.2021 по отбору проб от 02.09.2021. Отборы проб в контрольном и фоновых створах не исследовались, доказательства отбора проб в данных створах в материалы дела не представлены.

Соответственно результаты проведенного исследования отобранных проб и образцов не являются допустимым доказательством негативного воздействия сточных вод на водный объект, поскольку само воздействие сточных вод на водный объект не исследовалось.

Согласно заключению экспертной организации ЦЛАТИ по Вологодской области от 08.09.2021 №16 в сточной воде выпуска №1 МУП «Чагодоводоканал», отобранной 02.09.2021 обнаружено превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552, а именно: аммоний превышен в 34 раза, железо общее( растворенная форма) в 4,6 раза, фосфат- ион в 15,98 раза, нефтепродукты в 12,4 раза, БПК в 12,38 раза, однако отбор проб в реке <данные изъяты> в контрольном и фоновом створах не осуществлялся.

Таким образом, экспертной оценке была подвергнута не вода в <адрес> в месте сбора сточных вод через выпуск №1 МУП «Чагодаводоканал» в результате их воздействия на водный объект, а непосредственно сама сточная вода.

Достаточные доказательства негативного воздействия на водный объект сбрасываемых МУП «Чагодаводоканал» в <адрес> сточных вод отсутствуют.

Следовательно, не доказано наличие причинной связи между деятельностью МУП «Чагодаводоканал» в сфере водопользования и превышением в водах реки <данные изъяты> (в контрольном створе) предельно допустимых концентраций вредных веществ, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552.

Поскольку норматив допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не определяет объем или массу химических веществ в сточных водах, то само по себе несоответствие сточной воды МУП «Чагодаводоканал» данным нормативам не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.

Судом приняты во внимание    доводы заявителя о многочисленных процессуальных нарушениях, в том числе относительно нарушений процедуры отбора проб, назначения экспертизы, ненадлежащем уведомлении, о неразъяснении прав, о не предупреждении экспертов об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, но с учетом того, что суд не пришел к выводу о доказанности наличия причинной связи между деятельностью МУП «Чагодаводоканал» в сфере водопользования и превышением в водах реки Чагодоща предельно допустимых концентраций вредных веществ, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного вынесенное в отношении МУП «Чагодаводоканал», постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, – за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.1-30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Жалобу представителя МУП «Чагодаводоканал» Федорик А.И. удовлетворить.

Постановление главного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования Похолковой Я.Н. от 29 ноября 2021 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ в отношении МУП «Чагодаводоканал» прекратить.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Бабаевский районный суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья                                                                                                   Т.А. Калинина

12-88/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
МУП "Чагодаводоканал"
Суд
Бабаевский районный суд Вологодской области
Судья
Калинина Татьяна Александровна
Статьи

8.14

Дело на сайте суда
babaevsky.vld.sudrf.ru
11.08.2022Материалы переданы в производство судье
11.08.2022Материалы переданы в производство судье
31.08.2022Судебное заседание
14.09.2022Судебное заседание
19.09.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее