Дело № 2-893/20
....
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Курлаповой Н.В.
При секретаре Ханмагомедовой Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 06 марта 2020 года гражданское дело по иску Ермолиной А.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) о включении периодов курсов повышения квалификации в специальный стаж, возложении обязанности по досрочному назначению страховой пенсии,
установил:
Ермолина А.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) (далее по тексту УПФР в г. Ухте РК (межрайонное)) о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов курсов повышения квалификации с 16.10.1995 г. по 04.11.1995 г., с 29.01.2001 г. по 09.02.2001 г., с 04.03.2007 г. по 18.03.2007 г., с 09.10.2015 г. по 18.10.2015 г.; возложении обязанности по назначению трудовой пенсии досрочно, с даты обращения за ее назначением, с 12 сентября 2019 года.
Требования мотивированы тем, что 12 сентября 2019 года обратилась в УПФР в г. Ухте РК (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с педагогической деятельностью. Решением ответчика от 08 октября 2019 года № 389582/19 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано по причине отсутствия специального стажа – 25 лет. При этом ответчиком не включены в трудовой стаж на соответствующих видах работ вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Считает отказ ответчика в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, в связи с чем обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия истца.
Представитель ответчика по доверенности Зеленцов Д.В. с исковыми требованиями не согласился, полагая законным отказ в назначении страховой пенсии досрочно Ермолиной А.И.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Ермолина А.И. 12 сентября 2019 года обратилась в ГУ УПФР в г. Ухте РК (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ « О страховых пенсиях».
Решением ответчика № 389582/19 от 24 сентября 2019 года Ермолиной А.И. с <...> г. назначена страховая пенсия по старости по данному основанию.
30 сентября 2019 года ГУ УПФР в г. Ухте (межрайонное) принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии Ермолиной А.И., и решением ответчика от 08 октября 2019 года № 389582/19 Ермолиной А.И. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы, связанной с педагогической деятельностью, который по мнению ответчика на день обращения с заявлением о назначении пенсии составлял .., при необходимом стаже 25 лет 06 месяцев. При этом ответчиком не учтены в стаж работы, дающей право на досрочное установление страховой пенсии по старости следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 16 октября по 04 ноября 1995 года, с 29 января по 09 февраля 2001 г., с 04 марта по 18 марта 2007 года, с 09 по 18 октября 2015 года.
При разрешении требования о включении данных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, суд исходит из следующего.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Положениями пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Исходя из приведенного правового регулирования, в случае повышения квалификации работника, в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, эти периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из материалов дела следует, что в период работы Ермолиной А.И. в должности ..» .... Республики Коми и в период работы в должности ...» истец направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с 16.10.1995 г. по 04.11.1995 г., с 29.01.2001 г. по 09.02.2001 г., с 04.03.2007 г. по 18.03.2007 г., с 09.10.2015 г. по 18.10.2015 г. Из справок о стаже работы следует, что в указанные периоды за Ермолиной А.И. был сохранен средний заработок.
Учитывая, что в данные периоды истец продолжала работать (осуществлять педагогическую деятельность в учреждении для детей) и за ней сохранялась средняя заработная плата на период ее обучения, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на повышение квалификации истец направлялась работодателем на основании соответствующих приказов, что связано с особенностями осуществления трудовой деятельности, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Поскольку при включении спорных периодов работы стаж его продолжительность на 12 сентября 2019 года составит 25 лет 6 месяцев 8 дней, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования об обязании ответчика назначить истцу с указанной даты страховую пенсию по старости досрочно по основанию, предусмотренному п.19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ « О страховых пенсиях».
Руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд
решил:Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми включить в специальный стаж Ермолиной А.И. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16 октября по 04 ноября 1995 года, с 29 января по 09 февраля 2001 г., с 04 марта по 18 марта 2007 года, с 09 по 18 октября 2015 года и назначить Ермолиной А.И. страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с п. 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ « О страховых пенсиях», с 12 сентября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня со дня изготовления полного текста решения, с 16 марта 2020 года.
Судья Н.В. Курлапова