Дело № 2-2373/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
**.**.2015 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Семеновой Т.А.,
при секретаре Мызниковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильева А.Н. о признании незаконным решения комиссии УФСИН России по Псковской области об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и постановке на такой учет,
У С Т А Н О В И Л:
Васильев А.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии УФСИН России по Псковской области.
В обоснование требований указано, что заявитель является действующим сотрудником УФСИН России по Псковской области и имеет право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
**.**.2013 году Васильев А.Н. подал заявление для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако ответа не последовало, в связи с чем **.**.2015 года заявитель повторно подал рапорт и необходимые документы в комиссию УФСИН России по Псковской области для постановки на учет.
**.**.2015 года решением комиссии Васильеву А.Н. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи со снятием с регистрационного учета с постоянного места жительства по адресу: Псковская область, П.район, д. П., д. № ***, кв. № ***, где собственником *** доли в праве собственности имеет мать Васильева А.Н.
Заявитель просит признать незаконным решение комиссии и поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с **.**.2013 года, взыскать с УФСИН России по Псковской области судебные расходы в размере *** рублей.
В ходе рассмотрения дела заявитель в лице своего представителя Васильева Н.В. отказался от заявленных требований в части взыскания судебных расходов.
Определением суда от **.**.2015 года в этой части производство по делу прекращено.
В судебное заседание заявитель не явился, его представитель Васильев Н.В. поддержал заявленные требования, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица – УФСИН России по Псковской области Васильева Т.К. с требованиями не согласилась и пояснила, что основанием к отказу заявителю в предоставлении социальной выплаты послужило то обстоятельство, что Васильев А.Н., являясь членом семьи собственника *** доли в праве жилого помещения, площадью *** кв.м, и имея в нем постоянную регистрацию и право преимущественного проживания, в связи с отказом от участия в приватизации, не смог бы встать на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем он намерено снялся с регистрационного учета **.**.2014 года. Супруга заявителя и ребенок, также снялись с постоянного регистрационного учета, являясь членами семьи собственника жилого помещения, площадью *** кв.м. Таким образом, Васильев А.Н. и члены его семьи намеренно ухудшили свои жилищные условия.
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, наследственного дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснениями, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании установлено и подтверждено письменными доказательствами, что Васильев А.Н. проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности инспектора-дежурного по производственной зоне дежурной части отдела безопасности. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на **.**.2015 год составляет *** лет *** месяцев *** дней, в льготном – *** лет *** месяц *** день (л.д. 27).
Васильев А.Н. до **.**.2014 года был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: П. район, д. П. д. № ***, кв. № ***, общей площадью *** кв.м. Собственниками указанного жилья, на основании договора приватизации № *** от **.**.2005 года, являются В.Н. (брат заявителя) и Т.Я. (мать заявителя), по*** доли каждый (л.д. 11, 43, 46, 47).
Супруга заявителя М.Ю. до **.**.2014 года была зарегистрирована в жилом доме по адресу: П. района, с. С., ул. Б., д. № ***, общей площадью *** кв. Собственниками указанного жилья на основании договора купли-продажи № *** от **.**.2005 года являются родители М.Ю. – Е.А., Ю.В. (л.д. 40, 50, 51).
При этом, из наследственного дела умершего **.**.2008 года Ю.В. усматривается, что М.Ю. отказалась от вступления в наследство после смерти отца в пользу его супруги.
С **.**.2014 года заявитель и члены его семьи зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: г. Псков ул. С., д. № ***, кв. № ***, принадлежащей В.Н. (л.д. 38, 39, 40).
**.**.2015 год Васильев А.Н. подал рапорт о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты вместе с необходимыми документами (л.д. 15-16).
Решением УФСИН России по Псковской области, оформленным протоколом от **.**.2015 года, Васильеву А.Н. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи со снятием **.**.2014 года с регистрационного учета заявителя с постоянного места жительства по адресу: Псковская область, П. район, д. П., д. № ***, кв. № ***, где собственником *** доли в праве жилого помещения является мать заявителя (л.д. 19-20).
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения с заявлением в суд.
Принимая решение об отказе Васильеву А.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, комиссия руководствовалась положениями ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что заявитель, являясь членом семьи собственника жилого помещения, намеренно ухудшил свои жилищные условия, что привело к возникновению у него права встать на учет для получение социальный выплаты.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 4 Закона).
Частью 8 ст. 4 Федерального закона установлено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Во исполнение ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, устанавливающие порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В силу пункта 11 Правил в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу положений ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Из разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", следует, что по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации установлено правовое регулирование отношений, возникающих между собственником жилого помещения и членами его семьи (в том числе бывшими), которое направлено на усиление гарантий прав собственника жилого помещения.
Исходя из обстоятельств дела, пояснений заявителя, возражений представителя заинтересованного лица, анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что снятие с регистрационного учета по месту жительства бывшего члена семьи собственника не может свидетельствовать об ухудшении жилищных условий.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что заявитель добровольно выехал из спорного жилого помещения и снялся с регистрационного учета в связи с созданием семьи и рождением ребенка, в настоящее время проживает с семьей по адресу регистрации, следовательно, в действиях Васильева А.Н. суд не усматривает действий по намеренному ухудшению жилищных условий, подпадающих под п. 8 п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При таких обстоятельствах, решение УФСИН России по Псковской области от **.**.2015 года об отказе Васильеву А.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты нельзя признать законным, а поэтому заявление подлежит удовлетворению.
Определяя дату, с которой заявитель подлежит принятию на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд исходит из того, что этот учет должен быть осуществлен с даты подачи сотрудником соответствующего заявления (рапорта).
Указанный вывод основывается на системном анализе положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 и Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России N 550 от 16.10.2014 г.
С учетом изложенного, заявитель подлежит постановки на учет с **.**.2015 года, исходя из даты принятия документов (л.д. 15-16).
Довод представителя заявителя о том, что Васильев А.Н. должен быть поставлен на учет с **.**.2013 года связи с тем, что им первое заявление было подано в это время, суд не принимает во внимание, так как УФСИН России по псковской области наделен полномочиями по постановке на очередь для получения единовременной социальной выплат с **.**.2014 года(л.д. 14).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░.░. ░ **.**.2015 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ **.**.2015 ░░░░.