Судья Литвинова А.Н. Дело № 44г-65/2020
ГСК Шакитько Р.В. – докл.
Рыбина А.В.
РџРѕРїРѕРІР° Р•.Р.
ПОСТАНОВЛЕНРР•
СУДА РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР™ РРќРЎРўРђРќР¦РР
г. Краснодар 29 января 2020 года
Президиум Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Шипилова А.Н.,
членов президиума: Пятигоры Рђ.Р., Кротова РЎ.Р•., Епифанова Р’.Рњ., Шандриной Р•.Р’., Казакова Р”.Рђ., ПавлычеваМ.Рњ.,
при секретаре Чумак Е.Ю.,
рассмотрев дело по иску Министерства здравоохранения Краснодарского края к Чухниной Виктории Александровне о взыскании части единовременной компенсационной выплаты и неустойки по договору, встречному иску Чухниной Виктории Александровны к Министерству здравоохранения Краснодарского края о внесении изменений в договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты, направленное в президиум определением судьи Краснодарского краевого суда Кисляка В.Ф. от 10 декабря 2019 года, с кассационной жалобой заместителя министра Министерства здравоохранения Краснодарского края Кадзаевой Л.Г., поступившей в краевой суд 24сентября 2019 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 года,
заслушав доклад судьи Кисляка В.Ф., выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края, а так же Чухнину В.А. и ее представителя, учитывая, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, президиум
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в суд с иском к Чухниной В.А. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты и неустойки по договору.
Требования истца мотивированы тем, что 13 ноября 2015 года между Министерством здравоохранения Краснодарского края и Чухниной В.А. был заключен договор № <№..> на предоставление единовременной компенсационной выплаты на сумму 1 000 000 руб.
Пунктом 2.1. Договора предусмотрена обязанность медицинского работника работать в течение 5 (пяти) лет по основному месту работы по трудовому договору, заключенному медицинским работником с МБУ«Городская больница №2» Управления здравоохранения администрации г.Новороссийска.
В п. 2.3 Договора указано, что в случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ) медицинский работник обязан в течение тридцати дней с даты получения требования министерства перечислить в доход краевого бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
22 РёСЋРЅСЏ 2016 РіРѕРґР° Р§СѓС…РЅРёРЅР° Р’.Рђ. прекратила осуществление трудовой деятельности РІ МБУ «Городская больница в„– 2В» МБУ Рі. РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєР° РЅР° основании Рї. 3 С‡. 1 СЃС‚. 77 РўСЂСѓРґРѕРІРѕРіРѕ кодекса Р Р¤, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РІ ее адрес было направлено извещение СЃ требованием Рѕ возврате РІ РґРѕС…РѕРґ краевого бюджета части единовременной выплаты РІ размере 877 796 СЂСѓР±., РёР· расчета фактически отработанного времени – 223 РґРЅСЏ. Рзвещение получено Р§СѓС…РЅРёРЅРѕР№ Р’.Рђ. лично 25 июля 2016 РіРѕРґР°.
В связи с уклонением Чухниной В.А. от возврата указанных денежных средств, Министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в суд с требованием (с учетом уточнения) о взыскании с Чухниной В.А. денежных средств в размере 877 796 руб., неустойки в размере 205 674,90 руб.
В свою очередь Чухнина В.А. обратилась с встречным иском о внесении изменений в п.2.1 Договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты № <№..> от 13 ноября 2015 года, вместо МБУ«Городская больница №2» Управления здравоохранения г.Новороссийска, просила указать МБУ «Городская поликлиника №5» Управления здравоохранения г.Новороссийска.
Решением Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 18 февраля 2019 года исковые требования Министерства здравоохранения Краснодарского края удовлетворены. С Чухниной В.А. в пользу Министерства здравоохранения Краснодарского края взысканы денежные средства в размере 877 796 руб., неустойка в размере 205 674,90 руб. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 года, решение районного суда отменено, по делу принято новое решение – в удовлетворении искового заявления Министерства здравоохранения Краснодарского края к ЧухнинойВ.А. отказано. Встречный иск ЧухнинойВ.А. удовлетворен, в п. 2.1 Договора внесены изменения: вместо МБУ «Городская больница №2» Управления здравоохранения г.Новороссийска, указано МБУ «Городская поликлиника №5» Управления здравоохранения г.Новороссийска.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Краснодарского края, считая апелляционное определение краевого суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, оставить решение районного суда без изменения.
21 октября 2019 года дело истребовано в краевой суд.
08 ноября 2019 года дело поступило в суд кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ (здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент подачи кассационной жалобы) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как установлено судебными инстанциями, 13 ноября 2015 года между Министерством здравоохранения Краснодарского края и Чухниной В.А. был заключен договор № <№..> на предоставление единовременной компенсационной выплаты на сумму 1 000 000 руб.
Пунктом 2.1. Договора предусмотрена обязанность медицинского работника работать в течение 5 (пяти) лет по основному месту работы по трудовому договору, заключенному медицинским работником с МБУ«Городская больница №2» Управления здравоохранения администрации г.Новороссийска.
В п. 2.3 Договора указано, что в случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ) медицинский работник обязан в течение тридцати дней с даты получения требования министерства перечислить в доход краевого бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
В п. 4.2 указано, что в случае нарушения медицинским работником сроков возврата части единовременной компенсационной выплаты, указанных в п.2.3 Договора, с него взыскивается пеня в размере 1/300 от действующей на этот момент ставки рефинансирования Центрального банка РФ исчисленная из суммы невозвращённых денежных средств за каждый день просрочки.
Платежным поручением от 10 декабря 2015 года Чухниной В.А. перечислено 1000000 руб. по договору.
22 июня 2016 года Чухнина В.А. прекратила осуществление трудовой деятельности в МБУ «Городская больница № 2» г. Новороссийска на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
27июня 2016 года Чухнина В.А. была принята на должность <...> амбулатории с.Мысхако г.Новороссийск в специализированное отделение по оказанию медицинской помощи населению МБУ «Городская поликлиника №5» управления здравоохранения администрации г.Новороссийска, где по настоящее время работает.
Р’ адрес Р§СѓС…РЅРёРЅРѕР№ Р’.Рђ. было направлено извещение СЃ требованием Рѕ возврате РІ соответствии СЃ Рї. 2.3 Договора РІ РґРѕС…РѕРґ краевого бюджета части единовременной выплаты РІ размере 877 796 СЂСѓР±., РёР· расчета фактически отработанного времени – 223 РґРЅСЏ. Рзвещение получено Р§СѓС…РЅРёРЅРѕР№ Р’.Рђ. лично 25июля 2016 РіРѕРґР°.
Денежные средства в виде части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду в доход краевого бюджета не возвращены.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ, проанализировав условия заключенного с медицинским работником договора на получение единовременной компенсационной выплаты, пришел выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика полученной единовременной денежной выплаты пропорционально неотработанному времени, поскольку Чухниной В.А. не было исполнено обязательство работать в течение 5 (пяти) лет по основному месту работы по трудовому договору, заключенному с МБУ «Городская больница №2» Управления здравоохранения администрации г.Новороссийска.
Удовлетворяя требования Министерства здравоохранения Краснодарского края и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований Чухниной В.А. суд первой инстанции указал, что доказательств существенного нарушения со стороны Министерства здравоохранения Краснодарского края условий договора, либо таком изменении обстоятельств, которые применительно к положениям ст. 451 Гражданского кодекса РФ, повлекли для Чухниной В.А значительный ущерб и она лишилась того, на что вправе была рассчитывать при заключении договора, не представлено.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение районного суда, удовлетворяя требования Чухниной В.А. указал, что оснований для удовлетворения требований Министерства здравоохранения Краснодарского края не имелось, поскольку 22 июня 2016 года Чухнина В.А. была уволена из МБУ «Городская больница №2» Управления здравоохранения администрации г.Новороссийска, находящейся в с. Абрау-Дюрсо г.Новороссийска и уже 27июня 2016 года была принята в специализированное отделение по оказанию медицинской помощи населению с.Мысхако МБУ«Городская поликлиника №5» управления здравоохранения администрации г.Новороссийска, находящиеся в с. Мысхако, где по настоящее время работает. Таким образом, материалами дела подтверждается, что Чухнина В.А. продолжает работать сельским врачом в медицинском учреждении относящемся к управлению здравоохранения администрации г.Новороссийска, поскольку с. Абрау-Дюрсо и с. Мысхако относятся к одному территориальному образованию г.Новороссийск.
Президиум полагает, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.
Согласно ч. 12.1. ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ №326) (в ред. от 01.12.2014) в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 51 ФЗ № 326 иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих, в том числе, установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.
Согласно п.1 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09 июня 2015 года № 493 «Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта» (далее – Положение о порядке предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам), в 2015 году медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края договор, в качестве меры социальной поддержки установлена единовременная компенсационная выплата в размере 1000 000 (одного миллиона) рублей на одного медицинского работника, финансовое обеспечение которой осуществляется в равных долях из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств краевого бюджета (далее - единовременная компенсационная выплата).
В соответствии с п. 6 вышеуказанного Положения о порядке предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, с медицинскими работниками, включенными в список, министерство заключает договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты после заключения ими трудового договора с государственным учреждением здравоохранения Краснодарского края или муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающий:
- обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством Российской Федерации для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения Краснодарского края или муниципальным учреждением здравоохранения.
- порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере, установленном в пункте 2 настоящего Положения, в течение 30 дней со дня заключения договора с министерством.
- возврат медицинским работником в краевой бюджет части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте 6.1 настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты заключения договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты до даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду.
- ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с министерством, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте 6.3 настоящего пункта.
В Определении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 года №1798-О отмечено, что правовое регулирование, установленное в ч.12.1 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у ЧухнинойВ.А. обязанности возвратить полученную по договору компенсационную выплату, поскольку после прекращения трудового договора она продолжила работу в медицинском учереждении управления здравоохранения того же территориального образования, сделан без учета условий Договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты, подп. а, в ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29ноября 2010 года №326- ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», п. 6.1, 6.3 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09 июня 2015 года № 493 «Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта» предусматривающих обязанность медицинского работника возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду в календарных днях, с даты прекращения трудового договора.
Федеральным законом № 326-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда досрочное расторжение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, не влечет обязанности медицинского работника осуществить возврат в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты. Возможность не возвращать часть единовременной компенсационной выплаты в случае досрочного расторжения трудового договора на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ в данный перечень не входит. Указанный перечень расширительному толкованию не подлежит.
В связи с чем, при рассмотрении настоящего спора место работы ответчика после досрочного расторжения трудового договора по основанному месту работы, указанному в Договоре о предоставлении компенсационной выплаты правового значения не имело.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ №23 «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Указанные требования процессуального закона судом апелляционной инстанции выполнены не были.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Таким образом, президиум полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 года законным признать нельзя, и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и вынести законное и обоснованное судебное постановление.
Руководствуясь статьей 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум
РџРћРЎРўРђРќРћР’РР›:
Кассационные жалобы удовлетворить частично.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий А.Н. Шипилов
докл. Кисляк В.Ф.