Дело № 33-288/2023 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 16 февраля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего |
Копылова Р.В., |
судей |
Бондаренко С.С., Никоновой Ж.Ю., |
при секретаре |
Ткаченко А.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю»
по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний и апелляционному представлению Прокуратуры Камчатского края на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Никоновой Ж.Ю., объяснения представителя Прокуратуры Камчатского края Жукова А.А., представителя ФСИН России, УФСИН России по Камчатскому краю, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю Беливской Н.В., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю, УФСИН России по Камчатскому краю, ФСИН России об устранении нарушений, в обоснование иска указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю выявлено отсутствие камеры для временного содержания, оснащенной в соответствии с нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем, в том числе оборудованной с внутренней стороны упругим и пружинящим покрытием. 21 октября 2021 года прокуратурой Камчатского края начальнику УФСИН России по Камчатскому краю вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона, однако территориальным органом уголовно-исполнительной системы края нарушения не устранены, камера для временной изоляции не оборудована.
На основании изложенного, с учетом уточнения, процессуальный истец просил обязать ФСИН России и УФСИН России по Камчатскому краю в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю проведение работ по оборудованию камеры для временной изоляции в соответствии требованиями Свода правил СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утверждённых Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 года №245/пр, обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств осуществить работы по оборудованию камеры для временной изоляции в соответствии с требованиями Свода правил СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утверждённых Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
от 15 апреля 2016 года №245/пр.
Судом постановлено решение, которым исковые требования
удовлетворены частично. На Федеральную службу исполнения наказаний России возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю проведение работ по оборудованию камеры для временной изоляции в соответствии требованиями Свода правил СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утверждённых Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. №245/пр. На ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств осуществить работы по оборудованию камеры для временной изоляции в соответствии с требованиями Свода правил СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утверждённых Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. №245/пр. Исковые требования к УФСИН России по Камчатскому краю о возложении обязанности оставлены судом без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФСИН России ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного. Указывает, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением прав распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на неё функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Также возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по оборудованию камеры в учреждении для временного содержания является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа. Администрация исправительного учреждения с учетом своих технических и финансовых возможностей в силах самостоятельно устранить выявленное нарушение.
В апелляционном представлении Прокуратура Камчатского края также ставит вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм процессуального права. Полагает, что источниками финансирования деятельности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Камчатскому краю в установленном законодательством порядке. Обстоятельства, объективно препятствующие УФСИН России по Камчатскому краю, обладающим в отношении подведомственного учреждения административно-властными полномочиями, принять меры, направленные на финансирование устранений нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственном изоляторе, не установлены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФСИН России, УФСИН России по Камчатскому краю, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю Беливская Н.В. доводы апелляционной жалобы ФСИН России поддержала по основаниям указанным в ней, не согласилась с апелляционным представлением заместителя Прокурора Камчатского края.
Представитель Прокуратуры Камчатского края Жуков А.А., апелляционное представление поддержал по основаниям указанным в нем, не согласился с доводами жалобы ФСИН России. Дополнительно указал, что на УФСИН России по Камчатскому краю лежит обязанность довести до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю денежные средства выделенные ФСИН России.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Согласно п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются неправильное истолкование закона (п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ).
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела, в связи с чем, постановленное судом решение подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
По смыслу п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года
№ 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон о содержании под стражей), содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
На основании ст. 16 Федерального закона о содержании под стражей в следственных изоляторах действуют правила внутреннего распорядка.
Согласно п. 29 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04 июля 2022 года № 110, камеры для временной изоляции с внутренней стороны оснащаются упругим или пружинящим покрытием, искусственным освещением, а также вентиляционным оборудованием.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 года № 245/пр утвержден Свод правил СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», согласно п. 10.4 которого камера для временной изоляции подозреваемых, обвиняемых или осужденных, у которых произошел нервный срыв, должна обеспечиваться естественным и искусственным освещением (светильники рабочего и дежурного освещения), отоплением и вентиляцией, а также камерой видеонаблюдения с выводом сигнала к оператору СОТ.
Как следует из материалов дела, старшим помощником прокурора Камчатского края по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний с участием главного специалиста-эксперта территориального органа Росздравнадзора по Камчатскому краю в период с 25 по 29 апреля 2022 года проведена проверка соблюдения законов в
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю.
Исполнение законов проверено с выходом на место путём обхода камер и помещений, изучения документов, определяющих порядок отбывания следственно-арестованными и осуждёнными наказания, их изоляции, уделено внимание обеспечению прав спецконтингента, соблюдению режима, исполнению требований законодательства о материально-бытовом и медико- санитарном обеспечении.
В ходе проведенной проверки выявлено, что в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю отсутствует камера для временной изоляции, оснащенная упругим или пружинящим покрытием, искусственным освещением, а также вентиляционным оборудованием.
21 октября 2021 года начальнику УФСИН России по Камчатскому краю Прокуратурой Камчатского края вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона, однако территориальным органом уголовно-исполнительной системы края нарушения не устранены, камера для временной изоляции не оборудована.
На основании изложенного, заместитель прокурора Камчатского края в интересах неопределённого круга лиц обратился с иском в суд.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, предъявленные к ФСИН России и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю, суд пришел к выводу о том, что данные ответчики, являясь государственным органом (ФСИН России) и федеральным казенным учреждением (СИЗО-1), в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них обязанностями, должны принять необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю нарушений закона, предусматривающего обязанность по созданию надлежащих условий содержания подозреваемым, обвиняемым, направленных на охрану их здоровья, обеспечения их безопасности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, предъявленных к УФСИН России по Камчатскому краю, суд исходил из того, что данные требования заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку именно
ФСИН России в силу полномочий, предоставленных ст. 158 БК РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и его учреждений.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований, предъявленных к УФСИН России по Камчатскому краю, в связи со следующим.
Согласно подп. 6 п. 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В силу ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с положениями ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, приведенными в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13
«О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9
ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ). Разрешая вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, судам необходимо иметь в виду следующее. Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ).
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года
№ 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством РФ.
Учитывая положения указанных выше норм действующего законодательства, а также разъяснения, изложенные в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», возложение судом обязанности на ФСИН России по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, а на УФСИН России по Камчатскому краю - довести финансирование до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю для проведения работ требованиям закона не противоречит.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ФСИН России об ограничении её прав как распорядителя средств федерального бюджета судебная коллегия полагает необходимым указать, что суд не вмешался в административно-хозяйственную деятельность органа исполнительной власти, не определил ни размер финансирования, ни порядок выделения средств, а указал на необходимость проведения работ.
На основании изложенного, решение суда в части отказа в удовлетворении требований заместителя Прокурора Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц к УФСИН России по Камчатскому краю о возложении обязанности в течение 6 месяцев профинансировать
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю проведение работ по оборудованию камеры для временной изоляции подлежит отмене с принятием нового решения суда о возложении соответствующей обязанности.
При этом, судебная коллегия относится критически к представленному на обозрение акту комиссионного обследования помещения для временной изоляции лиц, у которых произошел нервный срыв, ввиду невозможности исследования его как доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в силу следующего.
Судебное заседание апелляционного суда проводится в таком же порядке, как и заседание суда первой инстанции (ст. 327 ГПК РФ). Несмотря на то, что судебная коллегия и разрешает дело по существу, но делает это повторно, основываясь на уже имеющемся по делу решении, принятому по результатам первоначального его рассмотрения в первой инстанции, следовательно, суд связан первоначально предъявленным требованием. Кроме того, суд апелляционной инстанции пересматривает дело только в объеме тех доказательств, которые были представлены лицами, участвующими в деле, в суд первой инстанции и исследованы им в ходе судебного разбирательства. Лишь в виде исключения допускается представление в апелляционном производстве ранее не исследованных судом первой инстанции доказательств (новые доказательства) в случае, если лица, участвующие в деле, были лишены возможности представить их при рассмотрении и разрешении дела по существу. Поскольку решение суда первой инстанции постановлено 28 июля 2022 года, а представленный на обозрение акт составлен 16 января 2023 года у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для его исследования по правилам ст. 67 ГПК РФ.
При этом, также необходимо отметить, что реальное исполнение решения суда (о чем свидетельствует представленный акт), после его вынесения, само по себе не является основанием для освобождения
УФСИН России по Камчатскому краю от обязанности довести финансирование выделенное ФСИН России до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю для проведения работ, поскольку ответственность распорядителя средств федерального бюджета в сфере исполнения судебных актов, вынесенных в отношении подконтрольных им учреждений ограничивается надлежащей организацией исполнения этих судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 327.1- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 июля 2022 года в части отказа в удовлетворении требований заместителя Прокурора Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц к УФСИН России по Камчатскому краю о возложении обязанности в течение 6 месяцев профинансировать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю проведение работ по оборудованию камеры для временной изоляции отменить, апелляционное представление заместителя Прокурора Камчатского края удовлетворить.
Обязать УФСИН России по Камчатскому краю в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу довести финансирование до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю на проведение работ по оборудованию камеры для временной изоляции.
В остальной части решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи