№ 2а-1530/2020
УИД №
Решение
Именем Российской Федерации
24 апреля 2020 года г.Ижевск
Индустриальный районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Петуховой О.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района г.ФИО1 о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Индустриального района г.Ижевска обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещённой в сети «Интернет» на странице с адресом <данные изъяты>,запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование требований указал, что в ходе мониторинга установлено, что на странице Интернет-сайта <данные изъяты> размещена информация о возможности приобретения сканированных вариантов паспортов, поддельных паспортов, иных документов, удостоверяющих личность.
Информация, размещенная на указанном выше сайте, противоречит и нарушает положения п.6 ст.10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Предоставление возможности доступа к информации в Интернет-ресурсе по вышеуказанному адресу нарушает публичные интересы, права неопределённого круга лиц и способствует совершению преступлений в указанной сфере. Поскольку распространение указанной информации, противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, должен быть закрыт.
Административный истец в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрение административного искового заявления в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
В силу ч. 7 ст. 150 КАС Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Суд определил: рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.
Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства в письменной форме, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Закон№ 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно пункту 1 статьи Закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Сайт в сети "Интернет", согласно пункту 13 статьи 2 вышеназванного Федерального закона, - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных Федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены Федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона № 149-ФЗ).
В соответствии ч. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Действующим законодательством не предусмотрена «покупка паспорта», «сканированного варианта паспорта», а предусмотрено лишь взимание госпошлины за его выдачу. Сама выдача паспорта осуществляется исключительно подразделениями по вопросам миграции МВД России.
Частью 3 ст.327 УК РФ предусмотрена ответственность за приобретение, хранение, перевозку в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей или бланков.
Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.
Судом установлено, что административным истцом проведен мониторинг Интернет-сайтов. В результате чего, был выявлен сайт с URL-адресом <данные изъяты>,на котором размещена информация, находящаяся в свободном доступе для неограниченного круга лиц, которая содержит сведения о незаконной подделке паспорта, что влечёт нарушение действующего миграционного законодательства РФ. На названном Интернет-сайте информация побуждает неопределенный круг лиц к свершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст.19.23 КоАП РФ), так и уголовная ответственность (ч.3 ст.327 УК РФ).
В настоящее время к указанному информационному материалу имеется свободный доступ неопределенного круга лиц.
В подтверждение заявленных требований были представлены скриншоты вышеуказанного сайта.
Доступ к указанной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения незаконных действий с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывает авторитет государственной власти РФ, органов местного самоуправления и действующих законов. Предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрашиваемой информации.
Следовательно, в силу части 6 статьи 10 Федерального закона от N 149-ФЗ информация на вышеуказанном сайте может быть признана запрещенной к распространению на территории РФ.
Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав, кроме как обращение в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению.
Поскольку по делам данной категории юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения запрещенной информации на сайте в сети «Интернет», то установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Закона о защите информации, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Реестр).
В соответствии с пунктом 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.
Исполнение Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций данного полномочия предусмотрено также пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом не установлены владельцы сайта в сети "Интернет", авторы размещенной на них информации, администраторы доменных имен, т.е. лица, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение.
На основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно положениям статьи 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
С учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего административного дела, придя к выводу, что замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб правам и законным интересам граждан РФ, суд приходит к выводу о необходимости обращения к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Индустриального района г.ФИО2 удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на страницах <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение в соответствии с положениями ст. 265.5 КАС РФ обратить к немедленному исполнению.
Копию настоящего решения направить для исполнения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике, для включения страницы сайта с URL-адресом <данные изъяты>в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.Н. Петухова