Дело № 2-862/2020
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2020 года
Советский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ерофеевой Н.А., при секретаре Сабанцевой С.М., помощнике судьи Емашовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Шклярук ФИО7 к ГУ – Управление Пенсионного фонда в Советском АО города Омска о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж, перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Шклярук Н.И. обратилась в суд с указанным иском к учреждению ответчика, с учетом уточнений, в обоснование которого указала, что с 01.10.2019 является получателем пенсии в соответствии с п. 6 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013. Однако, при расчете пенсии не был учтен период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02.05.1990 по 07.03.1993. Не согласившись с указанными действиями учреждения ответчика, с учетом уточнений, просила включить указанный период в льготный стаж работы при определении права на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере; обязать УПФР в Советском АО города Омска производить выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере с 01.10.2019.
В судебном заседании истец Шклярук Н.И. требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца Попов И.В. ( по устному ходатайству) уточненные требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Советском АО города Омска Вставская В.Г. (по доверенности) просила в иске отказать, указав, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, пенсионное дело Шклярук Н.И., оценив доказательства в их совокупности, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 312-ФЗ (абз. 1, 2 пп. «а» п. 1 ст. 1) дополнил ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пунктом 4.2, предусматривающим установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, при наличии одновременно двух условий: стажа работы определенной продолжительности в указанных районах и местностях (не менее 15 календарных лет) и страхового стажа (не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин).
Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующим с 01 января 2015 года), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно положениям п. 4 ст. 17 приведенного Федерального закона «О страховых пенсиях», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Таким образом, условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовой (страховой) пенсии являлось и является в настоящее время наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа в районах Крайнего Севера 15 лет, независимо от места жительства и возраста гражданина.
При назначении указанной пенсии Шклярук Н.И. в соответствии с п. п. 2, 4 ст. 14 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости не был установлен в повышенном размере с учетом спорных периодов и стажа работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 15 лет 2 месяца 13 дней, а был установлен в размере 5334 рублей 19 копеек, исходя из размера стажа 12 лет 4 месяца 7 дней.
Из материалов дела следует, что с 01.10.2019 Шклярук Н.И. установлена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.
Судом установлено, что при расчете стажа истца в районе Крайнего Севера для установления повышения фиксированной пенсии не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02.05.1990 по 07.03.1993.
Страховой стаж Шклярук Н.И. составил 21 год 5 месяцев 13 дней. Стаж работы в районе Крайнего Севера рассчитываемый для установления повышения фиксированный выплаты составил 12 лет 4 месяца 7 дней, календарный стаж для установления досрочной пенсии составил 15 лет 2 месяца 13 дней.
Письмом от 20.12.2019 № Ш-743/26408 учреждение ответчика отказало истцу в перерасчете пенсии.
Однако суд не может согласится, с принятым решением, так как часть спорного периода имела место до 06 октября 1992 года, до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», которым исключена возможность зачета периода нахождения женщин в административных отпусках по уходу за ребенком в стаж работы по специальности.
Из материалов дела следует, что с 19.03.1988 по 07.03.1993 истец была трудоустроена в разных должностях в районе Крайнего Севера в <данные изъяты>
Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой Шклярук Н.И., архивной справкой МБУ «Муниципальный архив Нерюнгринского района», и не оспаривается учреждением ответчика.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР (который действовал в оспариваемый период), женщинам предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (административный отпуск) по уходу за ребенком до достижения им один год шесть месяцев. Постановлением СМ СССР и ВЦСПС № 677 от 22.08.1989, с 01.12.1989 была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (п.2 Постановления). Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» от 25.02.92 № 3543-1 в ст. 167 КЗоТ РСФСР внесены изменения, исключена возможность зачета периода нахождения женщин в административных отпусках по уходу за ребенком в стаж работы по специальности. Эти изменения подлежат применению с 06.10.1992.
Согласно абз.8 п.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 №320-0 правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Шклярук Н.И., находясь в отпуске по уходу за ребенком с 02.05.1990 по 07.03.1993, ориентировалась на действующую в тот момент норму ст. 167 КЗоТ РСФСР, которая предусматривала включение таких периодов в специальный трудовой стаж.
Согласно п.1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П норма п.4 ст.30 173-ФЗ не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01.01.2002 пенсионных прав, в т.ч., в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно п.3.3. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, Конституционный Суд РФ Постановлением от 29.01.2004 №2-П установил, что нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
Шклярук Н.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в период с 02.05.1990 по 07.03.1993.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2001, стаж, имевший место до 01.01.2002 может быть зачислен по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования с зачетом периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, имевших место до 06.10.1992, он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за начислением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, с учетом положений ст. ст. 6, 15, 17, 18, 19, 55 Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу, что в стаж работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости подлежит включению период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 02.05.1992 по 06.10.1992, при включении которого указанный стаж (РКС) составляет более 15 лет, что является достаточным основанием для перерасчета размера фиксированной выплаты в повышенном размере к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера согласно ч. 8 ст. 18 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ с 01.10.2019.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шклярук ФИО8 удовлетворить.
Признать период нахождения Шклярук ФИО9 в отпуске по уходу за ребенком с 02.05.1990 по 07.03.1993 подлежащим включению в стаж работы в районах Крайнего Севера в целях установления права на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02.05.1990 по 07.03.1993 в стаж работы Шклярук ФИО10 в районах Крайнего Севера при определении права на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере в соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального Закона РФ № 173-Ф3 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска производить выплату Шклярук ФИО11 фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере в соответствии с п.7 ст.14 Федерального Закона РФ №173-Ф3 с 01.10.2019.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд города Омска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09.07.2020.
Судья Ерофеева Н.А.