Решение по делу № 2-862/2020 от 20.02.2020

Дело № 2-862/2020

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2020 года

Советский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ерофеевой Н.А., при секретаре Сабанцевой С.М., помощнике судьи Емашовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Шклярук ФИО7 к ГУ – Управление Пенсионного фонда в Советском АО города Омска о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж, перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Шклярук Н.И. обратилась в суд с указанным иском к учреждению ответчика, с учетом уточнений, в обоснование которого указала, что с 01.10.2019 является получателем пенсии в соответствии с п. 6 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013. Однако, при расчете пенсии не был учтен период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02.05.1990 по 07.03.1993. Не согласившись с указанными действиями учреждения ответчика, с учетом уточнений, просила включить указанный период в льготный стаж работы при определении права на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере; обязать УПФР в Советском АО города Омска производить выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере с 01.10.2019.

В судебном заседании истец Шклярук Н.И. требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца Попов И.В. ( по устному ходатайству) уточненные требования поддержал.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Советском АО города Омска Вставская В.Г. (по доверенности) просила в иске отказать, указав, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, пенсионное дело Шклярук Н.И., оценив доказательства в их совокупности, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 312-ФЗ (абз. 1, 2 пп. «а» п. 1 ст. 1) дополнил ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пунктом 4.2, предусматривающим установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, при наличии одновременно двух условий: стажа работы определенной продолжительности в указанных районах и местностях (не менее 15 календарных лет) и страхового стажа (не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин).

Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующим с 01 января 2015 года), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно положениям п. 4 ст. 17 приведенного Федерального закона «О страховых пенсиях», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

Таким образом, условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовой (страховой) пенсии являлось и является в настоящее время наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа в районах Крайнего Севера 15 лет, независимо от места жительства и возраста гражданина.

При назначении указанной пенсии Шклярук Н.И. в соответствии с п. п. 2, 4 ст. 14 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости не был установлен в повышенном размере с учетом спорных периодов и стажа работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 15 лет 2 месяца 13 дней, а был установлен в размере 5334 рублей 19 копеек, исходя из размера стажа 12 лет 4 месяца 7 дней.

Из материалов дела следует, что с 01.10.2019 Шклярук Н.И. установлена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.

Судом установлено, что при расчете стажа истца в районе Крайнего Севера для установления повышения фиксированной пенсии не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02.05.1990 по 07.03.1993.

Страховой стаж Шклярук Н.И. составил 21 год 5 месяцев 13 дней. Стаж работы в районе Крайнего Севера рассчитываемый для установления повышения фиксированный выплаты составил 12 лет 4 месяца 7 дней, календарный стаж для установления досрочной пенсии составил 15 лет 2 месяца 13 дней.

Письмом от 20.12.2019 № Ш-743/26408 учреждение ответчика отказало истцу в перерасчете пенсии.

Однако суд не может согласится, с принятым решением, так как часть спорного периода имела место до 06 октября 1992 года, до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», которым исключена возможность зачета периода нахождения женщин в административных отпусках по уходу за ребенком в стаж работы по специальности.

Из материалов дела следует, что с 19.03.1988 по 07.03.1993 истец была трудоустроена в разных должностях в районе Крайнего Севера в <данные изъяты>

Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой Шклярук Н.И., архивной справкой МБУ «Муниципальный архив Нерюнгринского района», и не оспаривается учреждением ответчика.

В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР (который действовал в оспариваемый период), женщинам предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (административный отпуск) по уходу за ребенком до достижения им один год шесть месяцев. Постановлением СМ СССР и ВЦСПС № 677 от 22.08.1989, с 01.12.1989 была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (п.2 Постановления). Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» от 25.02.92 № 3543-1 в ст. 167 КЗоТ РСФСР внесены изменения, исключена возможность зачета периода нахождения женщин в административных отпусках по уходу за ребенком в стаж работы по специальности. Эти изменения подлежат применению с 06.10.1992.

Согласно абз.8 п.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 №320-0 правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Шклярук Н.И., находясь в отпуске по уходу за ребенком с 02.05.1990 по 07.03.1993, ориентировалась на действующую в тот момент норму ст. 167 КЗоТ РСФСР, которая предусматривала включение таких периодов в специальный трудовой стаж.

Согласно п.1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П норма п.4 ст.30 173-ФЗ не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01.01.2002 пенсионных прав, в т.ч., в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно п.3.3. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, Конституционный Суд РФ Постановлением от 29.01.2004 №2-П установил, что нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.

Шклярук Н.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в период с 02.05.1990 по 07.03.1993.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2001, стаж, имевший место до 01.01.2002 может быть зачислен по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования с зачетом периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, имевших место до 06.10.1992, он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за начислением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, с учетом положений ст. ст. 6, 15, 17, 18, 19, 55 Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу, что в стаж работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости подлежит включению период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 02.05.1992 по 06.10.1992, при включении которого указанный стаж (РКС) составляет более 15 лет, что является достаточным основанием для перерасчета размера фиксированной выплаты в повышенном размере к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера согласно ч. 8 ст. 18 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ с 01.10.2019.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шклярук ФИО8 удовлетворить.

Признать период нахождения Шклярук ФИО9 в отпуске по уходу за ребенком с 02.05.1990 по 07.03.1993 подлежащим включению в стаж работы в районах Крайнего Севера в целях установления права на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02.05.1990 по 07.03.1993 в стаж работы Шклярук ФИО10 в районах Крайнего Севера при определении права на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере в соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального Закона РФ № 173-Ф3 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска производить выплату Шклярук ФИО11 фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере в соответствии с п.7 ст.14 Федерального Закона РФ №173-Ф3 с 01.10.2019.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд города Омска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 09.07.2020.

Судья                                   Ерофеева Н.А.

2-862/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шклярук Наталья Ивановна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по САО г. Омска
Другие
представитель истца Попов Иван Валерьевич
Суд
Советский районный суд г. Омск
Судья
Ерофеева Наталья Александровна
Дело на странице суда
sovetsky.oms.sudrf.ru
20.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2020Передача материалов судье
25.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Подготовка дела (собеседование)
08.04.2020Производство по делу приостановлено
23.06.2020Производство по делу возобновлено
23.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2020Судебное заседание
03.08.2020Производство по делу приостановлено
03.08.2020Производство по делу возобновлено
03.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее