Судья Пахомов А.В. Дело № 33а-2228/2017
Докладчик Тамаров Ю.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Екония Г.К.,
судей Бажанова А.О. и Тамарова Ю.П.,
при секретаре Пинясовой К.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 октября 2017 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 22 августа 2017 г.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
установила:
Карякин А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в выдаче градостроительного плана земельного участка.
В обоснование своих требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: размещение 1-2 квартирных жилых домов с участками, расположен по адресу: <данные изъяты>
В мае 2017 г. обратился в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о выдаче градостроительного плана этого земельного участка.
Письмом от 20 июня 2017 г. № 717 администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия отказала ему в этом по тем основаниям, что согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия указанный земельный участок расположен в зоне ОТ-1 (открытые природные пространства), для которой установлен градостроительный регламент, не предусматривающий размещение жилого дома.
Считает данный отказ незаконным, поскольку земельный участок отнесён к категории: земли населённых пунктов, и какие-либо ограничения в отношении него отсутствуют.
В связи с этим просил суд признать вышеуказанный отказ незаконным (л.д. 1-2).
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 22 августа 2017 г. административный иск удовлетворён, вышеуказанный отказ был признан незаконным и на администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия была возложена обязанность по рассмотрению заявления о подготовке и утверждении градостроительного плана названного земельного участка (л.д. 187-193).
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Бурнаева С.В. просила решение суда отменить, ссылаясь на то, что установленный в отношении спорного земельного участка градостроительный регламент не допускает его использования для строительства (л.д. 201-204).
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Карякин А.И. просил решение суда оставить без изменения (л.д. 208-209).
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Сесоров А.В. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании административный истец Карякин А.И. возразил относительно апелляционной жалобы.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 16 января 2012 г. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был отнесён к категории земель: земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования: для сельскохозяйственного использования.
25 февраля 2016 г. Макушкиным И.В., являвшимся представителем собственника данного участка Макушкиной Ю.А., в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия было подано заявление об изменении вида разрешённого использования данного земельного участка.
К заявлению прилагались выкопировка из Правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, в которой ориентировочное место земельного участка указано в территориальной зоне Ж3, а также выписка из этих Правил, согласно которой основной вид разрешённого использования в этой зоне: размещение 1-2 квартирных жилых домов с участками.
26 февраля 2016 г. на основании этих документов был изменён вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, с вида: для сельскохозяйственного использования, на вид: размещение 1-2 квартирных жилых домов с участками.
16 мая 2016 г. из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был образован земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>
Карякин А.И. приобрёл земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> у Макушкиной Ю.А на основании договора купли-продажи земельного участка от 20 сентября 2016 г.
С 29 сентября 2016 г. Карякин А.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: размещение 1-2 квартирных жилых домов с участками, расположен по адресу: <данные изъяты>
22 мая 2017 г. Карякин А.И. подал в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия заявление о выдаче градостроительного плана этого земельного участка.
Письмом от 20 июня 2017 г. № 717 администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия отказала ему в этом по тем основаниям, что согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утверждённым решением Совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 16 января 2012 г. № 20, указанный земельный участок расположен в зоне ОТ-1 (открытые природные пространства), для которой установлен градостроительный регламент, не предусматривающий размещение жилого дома.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что административный ответчик не имел права отказывать в выдаче градостроительного плана, поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности такого отказа, и градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка, поэтому на стадии его утверждения и выдачи вопрос о возможности строительства на нём обсуждаться не может.
Данный вывод основан на неправильном истолковании закона.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Частями 2 и 5 данной статьи установлено, что подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Таким образом, по смыслу вышеприведённых правовых норм, градостроительный план как один из видов документации по планировке территории может быть выдан либо в отношении застроенной территории, либо в отношении территории, предназначенной для строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
В силу положений пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.
Как видно из представленной по запросу суда выписки из Генерального плана Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утверждённого решением Совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 16 января 2012 г. № 20, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в территориальной зоне ОТ-1 (открытые природные пространства).
Данная выписка соответствует Генеральному плану Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, опубликованному на официальном сайте администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Правилами землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утверждёнными решением Совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 16 января 2012 г. № 20, установлен градостроительный регламент для территориальной зоны ОТ-1 (открытые природные пространства).
Названная зона включает не занятые застройкой или неудобные для застройки и сельскохозяйственной деятельности территории, в том числе овраги, приречные территории, которые могут использоваться для самостоятельного отдыха (пикники, пешие, велосипедные и лыжные прогулки).
Основные виды разрешённого использования: самодеятельная рекреация без специального обустройства (массовые игры, пешие, лыжные и велосипедные прогулки.
Вспомогательные виды разрешённого использования: в прибрежной полосе – благоустройство пляжей с оборудованием туалетов и кабин для переодевания.
Условно разрешённые виды использования: специально оборудованные места для проведения массовых пикников.
При таких обстоятельствах следует, что, поскольку, исходя из градостроительного регламента, спорный земельный участок не может использоваться для строительства, то и градостроительный план в отношении него не может быть разработан.
Таким образом, отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> отвечает требованиям закона.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 22 августа 2017 г. отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении административного иска Карякина Анатолия Ивановича об оспаривании отказа администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в выдаче градостроительного плана земельного участка отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
Ю.П. Тамаров