Решение
Именем Российской Федерации
г. Черемхово 30 августа 2023 года
Черемховский районный суд Иркутской области в составе судьи Пластинина Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Середкиной М.А., с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», <адрес> муниципального образования, отделу образования администрации <адрес> муниципального образования об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов,
Установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам Муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», <адрес> муниципального образования, отделу образования администрации <адрес> муниципального образования с требованиями о возложении обязанности на МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения закона путем оснащения пищеблока школы цеховым делением пищеблока, при котором не нарушается поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки: сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции; возложении на <адрес> муниципального образования, Отдел образования администрации <адрес> муниципального образования обязанности в течение одного года со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения закона путем выделения необходимых бюджетных средств в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» для проведения мероприятий по оснащению пищеблока школы необходимыми помещениями и оборудованием.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Уточнила, что на <адрес> муниципального образования, Отдел образования администрации <адрес> муниципального образования необходимо возложить обязанность в течение одного года со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения закона путем выделения необходимых бюджетных средств в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», вместо ошибочно указанного МКОУ ООШ д. Верхняя Иреть.
Представители ответчиков МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», <адрес> муниципального образования, Отдела образования администрации <адрес> муниципального образования в судебное заседание не явились, направили в адрес суда возражения по иску, указав, что здание МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» введено в эксплуатацию до вступления в силу СП ДД.ММ.ГГГГ-20, реконструкция здания не производилась. Поскольку положениями Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 устанавливаются более высокие требования, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений указанных Санитарных правил в отношении объектов, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений Санитарных правил, должны применятся ранее действовавшие требования.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Так, предъявление прокурором искового заявления обусловлено защитой прав и интересов несовершеннолетних на создание и предоставление им надлежащих условий обучения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Выявленные нарушения требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц - учащихся МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», которые меняются как по количеству, так и по лицам.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Частью 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, обеспечение необходимых условий содержания обучающихся.
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) установлены основные требования, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителем МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» является <адрес>, действует от имени учредителя и выполняет функции учредителя Отдел образования администрации <адрес> муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании, в нарушение указанных норм закона в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» требования санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания учащихся школы, а именно - СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП ДД.ММ.ГГГГ-20) не соблюдаются.
Так, в нарушение п. 2.4.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в помещении для приготовления и раздачи пищи, работающем на сырье, не предусмотрены загрузочный цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды.
В нарушение п. 2.4.6.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 на пищеблоке не обеспечена поточность технологического процесса, не исключены встречные потоки сырья и готовой продукции;
- для загрузки продовольственного сырья и пищевых продуктов используется входная дверь школы, хотя имеется отдельный вход с внутренней территории школы;
- поступление овощей в зону обработки сырой продукции пищеблока осуществляется со складского помещения через зону рекреации школы и зону горячего цеха.
Поступление продуктов питания на пищеблок из складского (подсобного) помещения не позволяет исключить встречные не только потоки сырья и готовой продукции, но и встречное движение посетителей (учащихся и сотрудников школы) и персонала пищеблоков.
Изложенное подтверждается:
- актом внеплановой выездной проверки, проведенной Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Черемховском и <адрес>х, <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>»;
- представлением прокурора <адрес>, вынесенным в адрес директора МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности образовательного процесса и охраны здоровья несовершеннолетних от ДД.ММ.ГГГГ;
- ответом директора МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора, согласно которому до настоящего времени нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, являющиеся предметом иска, не устранены, при этом запланирован выборочный ремонт здания.
Неисполнение образовательной организацией требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания учащихся школы влечет нарушение прав детей на охрану жизни и здоровья, нарушение их конституционных прав на безопасные условия жизнедеятельности в период пребывания в учреждении, что не отвечает принципам государственной политики в области охраны жизни и здоровья несовершеннолетних детей.
На момент предъявления настоящего иска указанные требования по соблюдению санитарных правил не устранены. Указанное подтверждается материалами дела, представленными доказательствами и пояснениями лиц, участвующих в деле.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Согласно Уставу МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» учредителем образовательной организации выступает <адрес>, при этом от имени учредителя действует и выполняет функции учредителя Отдел образования администрации <адрес> муниципального образования.
Таким образом, суд считает при недостаточности денежных средств у МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» возложить на администрацию <адрес> муниципального образования, Отдел образования администрации <адрес> муниципального образования обязанность по финансированию устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, указанный прокурором - в срок не позднее одного года со дня вступления решения в законную силу.
Доводы, приведенные стороной ответчика в своих письменных пояснениях, по мнению суда, основанием для освобождения от возложения обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства не являются, поскольку основаны на неверном толковании норм права и существенного значения для разрешения спора не имеют. Ответчики не лишены возможности провести капитальный ремонт либо реконструкцию здания с целью приведения здания в соответствие с требованиями СП ДД.ММ.ГГГГ-20.
При этом уважительных причин, по которым устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства невозможно, не имеется. Отсутствие финансирования и средств в бюджете образовательного учреждения, администрации не может являться уважительной причиной несоблюдения требований действующего законодательства в сфере соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательной организации.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в срок не позднее одного года со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- предусмотреть в помещении для приготовления и раздачи пищи, работающем на сырье, загрузочный цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей, моечную для кухонной посуды, моечную для столовой посуды в соответствии с требованиями СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-обеспечить в пищеблоке количество технологического, холодильного и моечного оборудования, инвентаря, кухонной посуды, необходимого для обеспечения поточности технологического процесса, исключить встречные потоки сырья и готовой продукции.
Возложить на администрацию <адрес> муниципального образования, отдел образования администрации <адрес> муниципального образования обязанность профинансировать указанные мероприятия.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Черемховский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Ю. Пластинин
Копия верна: судья Е.Ю. Пластинин
Подлинник решения подшит в деле Черемховского районного суда <адрес> № по исковому заявлению прокурора <адрес> к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», <адрес> муниципального образования, отделу образования администрации <адрес> муниципального образования об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.