Дело № 2-1197/2023 (10RS0016-01-2023-002796-37)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2023 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Савицкой А.В.,
при секретаре Галашовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М, действующей в интересах и от имени несовершеннолетней М, к администрации Сегежского муниципального района о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
М, действующая от имени и в интересах несовершеннолетней М, обратилась с иском к администрации Сегежского муниципального района по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ. в районе ... в ... Республики Карелия ее дочь М подверглась нападению беспризорных собак, в результате которого получила множественные укушенные раны нижних конечностей. По данному факту ребенок обращался за медицинской помощью, проходил лечение. При нападении собак дочь испытала сильный стресс, физические и нравственные страдания. Причиной нападения собак стало ненадлежащее исполнение администрацией Сегежского муниципального района переданных полномочий по организации мероприятий по обращению с животными без владельцев. На основании изложенного, истец, действующий в интересах несовершеннолетней М, просит взыскать с администрации Сегежского муниципального района компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб., судебные расходы в размер 15 000 руб..
Определением суда от 14.09.2023, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского и рыбного хозяйства РК, Сегежская районная общественная организация защиты животных «Лада».
В судебном заседании истец М исковые требования поддержала. Пояснила, что ее дочь занимается в <...>, их база расположена на ... в .... В ходе тренировки дочь бегает по ... в районе прогулочной тропы. Дочь пояснила, что 19.04.2023 возвращалась на базу после тренировки, на ... на нее напали две собаки, собаки выскочили с кустов, набросились на нее, одна собака укусила за левую ногу в область бедра, а вторая – за правую ногу, дочь отбилась от собак и побежала на базу. Уже на базе дочь позвонила отцу и попросила забрать ее с тренировки. После 16 часов ей позвонил супруг и сообщил, что забрал дочь с секции и везет в больницу, так как ребенка покусали собаки. Попросила заехать за ней, и затем все вместе они поехали в травмпункт ГБУЗ РК «Сегежская ЦРБ». В травмпункте дочери сделали прививку, сделали перевязку, врач выписал антибиотики для приема, были даны рекомендации об ограничении физических нагрузок на 2 недели. <...> Далее дочери в домашних условиях проводили перевязки, дочь ходила в поликлинику на прививки от бешенства. Раны зажили, но остались шрамы, <...>. Лечение в общем заняло 4,5 месяца, раны заживали 1,5 месяца. Ребенок получил травму на всю жизнь, она перестала гулять со своей собакой, стала бояться собак. Собаки были бесхозяйными, так как одна из них была чипирована, и обе собаки были грязными, неухоженными.
Несовершеннолетняя М в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что 19.04.2023 возвращалась с пробежки по ... в ... на лыжную базу. Шла спокойно, услышала лай собак, там была целая свора. Две собаки напали на нее, она начала убегать, но собаки догнали ее и покусали. Одна собака напала сзади и укусила за левую ногу, а вторая – сбоку и укусила за правую ногу. Каждая из собак укусила по одному разу. Она начала отбиваться от собак, побежала, собаки бежали за ней, но не догнали больше. Забежала на базу, тренер спросил, не на нее ли лаяли собаки. Зашла в раздевалку и позвонила папе, попросила забрать с тренировки. Когда села в машину, все рассказала папе. Они заехали за мамой на работу и поехали в больницу. В больнице ей наложили повязку, сделали прививку от бешенства, назначили курс прививок. Прививки дались тяжело, так как она боится уколов. 1,5 месяца заживали раны, 4,5 месяца продолжалось лечение, включая прививки. После этого нападения собак она стала бояться всех собак, не может ходить одна по улице, вынуждена ходить в брюках, так как остались шрамы, перестала гулять со своей собакой из-за страха. Собаки были бесхозяйными, так как были грязными, без ошейников и рядом не было людей.
Представитель истца П в судебном заседании исковые требования и пояснения истца поддержал. Указал на наличие оснований для удовлетворения требований по доводам искового заявления.
Представитель ответчика администрации Сегежского муниципального района в судебное заседание не явился, о слушании дела Администрация извещена надлежащим образом. В письменных пояснениях Администрация указала, что работа по отлову безнадзорных собак в 2023 году была организована путем заключения муниципального контракта на оказание услуг по отлову животных без владельцев, их транспортировке, передаче на содержание в приютах для животных с Сегежской районной общественной организацией защиты животных «Лада», то есть бездействия при исполнении полномочий по организации отлова животных без владельцев Администрацией не допущено. Истцом не доказан факт нападения собак и причинения вреда. Сумма истребуемой компенсации является завышенной, не соответствует требованиям разумности и справедливости.
Представители третьих лиц Министерства сельского и рыбного хозяйства РК, Сегежской районной общественной организации защиты животных «Лада» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.
Участвующий в деле прокурор полагал, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению. Размер компенсации следует определить с учетом требований разумности и справедливости, исходя из перенесенных физических и нравственных страданий.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Из карты приемного отделения ГБУЗ РК «Сегежская ЦРБ» №... следует, что 19.04.2023 в 16.40 час. М в сопровождении мамы обратилась в больницу для оказания медицинской помощи с жалобами на укушенные раны обоих нижних конечностей, в 16.00 час укусила собака в лесокультурном парке. М была оказана медицинская помощь в виде обработки раны, перевязки, а также назначен курс прививок от бешенства. Установлен диагноз: <...>
В период с <...> М проходила курс прививок антирабической вакциной.
Свидетель М в судебном заседании пояснил, что является отцом М. ХХ.ХХ.ХХ. ему поступил звонок от дочери, которая попросила забрать ее с тренировки. Около 16.05 час. он выехал за ней. Когда дочь села в машину, он заметил, что что-то случилось, спросил ее об этом. Дочь заплакала и сказала, что ее покусали собаки, когда она возвращалась с тренировки на базу на ... в .... Пояснила, что ее окружила стая собак, она собака укусила за левую ногу, а вторая – за правую. Позвонил супруге, супруга попросила забрать ее с работы, затем они вместе поехали в больницу. Дочери назначили лечение – перевязки, прививки. Сначала у дочери было шоковое состояние, затем оно прошло, она успокоилась. Болели раны, от укусов остались шрамы.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что несовершеннолетняя М 19.04.2023 на ... в ... Республики Карелия подверглась нападению бесхозяйных собак, в результате чего получила укушенные раны нижних конечностей.
Данные обстоятельства подтверждены совокупностью представленных доказательств – показаниями свидетеля М, медицинской документацией на имя М, данными о телефонных переговорах М, которые согласуются с пояснениями потерпевшей.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п. 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54, регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно положениям Закона Республики Карелия от 19.12.2019 № 2424-ЗРК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Карелия в области обращения с животными» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Республики Карелия по организации проведения на территории Республики Карелия мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных (далее - государственные полномочия).
Данные мероприятия проводятся для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, общих для человека и животных, а также устранения вредного воздействия на человека и среду его обитания такого биологического фактора, как безнадзорные животные, которые являются потенциальным источником распространения указанных заболеваний. Указанные мероприятия включают: организацию отлова и транспортировки безнадзорных животных.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных районов и городских округов (далее - расходные обязательства муниципальных образований) и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год и плановый период. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год и плановый период порядке на единые счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Исходя из положений вышеприведенных правовых актов, администрация Сегежского муниципального района является надлежащим ответчиком по делу.
Обязанность по доказыванию отсутствия вины в причинении вреда здоровью лежит на ответчике. Ответчиком не доказан факт принадлежности собак иным лицам, следовательно, не доказано отсутствие вины в причинении вреда.
Суд не находит оснований для освобождения ответчика от ответственности в связи с заключением им муниципального контракта на оказание услуг по отлову животных без владельцев, из транспортировке, передаче и содержанию в приютах для животных от 31.03.2023 № 12аэф-23. В соответствии с условиями данного контракта отлов животных производится исполнителем (СРООЗЖ «Лада») по заявкам Заказчика (администрации Сегежского муниципального района). Доказательств подачи заявок на отлов собак, нападению со стороны которых подверглась М, не представлено, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Администрацией мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Согласно п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
Моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность).
В силу ст. 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что нападение собак на М произошло в результате ненадлежащего исполнения администрацией Сегежского муниципального района переданных государственных полномочий в области обращения с животными, что является основанием для взыскания в ее пользу компенсации морального вреда в связи с причинением физических (укушенные раны нижних конечностей, боль) и нравственных страданий (стресс, страх).
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер полученных М травм в результате укуса (укушенные раны нижних конечностей), обстоятельства получения травмы (в период нахождения на улице в отсутствие иных лиц, которые могли оказать помощь), длительность лечения (более 4 месяцев), несовершеннолетний возврат потерпевшей, а также принципы разумности и справедливости, в связи с чем полагает необходимым взыскать в пользу М с администрации Сегежского муниципального района за счет казны муниципального образования «Сегежский муниципальный район» компенсацию в размере 100 000 рублей.
В соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ с ответчика в пользу М подлежат взысканию судебные расходы, состоящие из расходов на оплату услуг представителя, в размере 15 000 рублей. Несение данных расходов подтверждено кассовым чеком от 15.08.2023, договором на оказание юридических услуг от 15.08.2023. При определении размера судебных расходов на оплату услуг представителя суд учитывает требования разумности и справедливости, количество проведенных судебных заседаний с участием представителя (2 заседания), категорию спора, объем работы, проведенной представителем.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Сегежского муниципального района (ИНН 1006002126) за счет казны муниципального образования «Сегежский муниципальный район» в пользу М (паспортные данные: <...>) в лице законного представителя М (паспортные данные: <...>) компенсацию морального вреда 100 000 (сто тысяч) рублей.
Взыскать с администрации Сегежского муниципального района (ИНН 1006002126) за счет казны муниципального образования «Сегежский муниципальный район» в пользу М (паспортные данные: <...>) судебные расходы в размере 15 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Савицкая
Мотивированное решение составлено 13.10.2023.