УИД: 59RS0004-01-2021-004938-71
Дело № 2а-3429/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Подгайной Н.В.,
при секретаре Корольковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми к Зайцеву А.В. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми (далее по тексту – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Зайцеву А.В. с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам в размере № руб., в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ФОМС РФ за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в виде пени в размере № руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за расчетные периоды с ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб., пени в размере № руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ФОМС РФ за расчетные периоды с ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб., пени в размере № руб.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что в силу закона индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. Зайцев А.В. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ. Инспекцией в соответствии с действующим законодательством, в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате страховых взносов. Вместе с тем, требование налогового органа о погашении имеющейся задолженности, в установленные сроки не исполнено. На основании заявления о вынесении судебного приказа, мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Перми вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Инспекции в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Основанием для отказа послужило обращение административного истца вне установленные сроки. При названных обстоятельствах, основываясь на положениях указанного федерального закона, просит требования удовлетворить. Кроме того, ходатайствует о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.
Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Административный ответчик о месте и времени рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представителя не направил, каких-либо ходатайств не заявлял.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, на основании следующего.
В силу положений ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные органы наделены полномочиями по администрированию страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, полномочия Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми с указанной даты исполняет Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 419 главы 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам); страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Указанные лица уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования.
Положениями ч. 2.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что при исчислении страхового взноса в фиксированном размере, уплачиваемого страхователями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, применяются тарифы страховых взносов в размере 22,0 процента, которые определяются пропорционально тарифам страховых взносов, установленным пунктом 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерацииисчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требованием об уплате страховых взносов признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме страховых взносов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму взноса.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В судебном заседании установлено, что Инспекцией в адрес налогоплательщика Зайцева А.В. выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ с ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ в размере № руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксировано размере в ФОМС с ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб., пени в размере № руб. со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с несвоевременным исполнением налоговых обязательств по уплате страховых взносов, налоговым органом в порядке ст. ст. 72, 75 НК РФ начислены на сумму задолженности пени (л.д.9,10,11).
ДД.ММ.ГГГГ Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Перми с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 7).
Определением мирового судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6) отказано Инспекции в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении Зайцева А.В. о взыскании недоимки по налогу, пени, в связи с пропуском установленного срока для обращения в суд.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом установленного законом срока на обращение в суд с требованиями о взыскании с административного ответчика недоимки и пени по страховым взносам в размере № руб.
Согласно п.п.1-2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент принятия административного искового заявления) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Из материалов дела следует, что согласно требованию № от ДД.ММ.ГГГГ общая сумма задолженности составила № руб., т.е. превысила 3000 руб., следовательно, за выдачей судебного приказа налоговый орган должен был обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В то время как с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, то есть срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и др.).
При этом, истечение срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приведенные правовые подходы в полной мере применимы и к сроку, установленному для обращения с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
Административный истец, ссылаясь на положения ст. 95 КАС РФ, просит восстановить пропущенный процессуальный срок.
Суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока, поскольку по смыслу действующего законодательства пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Учитывая, что административный истец является государственным органом, юридическим лицом, имеющим в своем штате юристов, уполномоченных в установленном законом порядке представлять его интересы, суд считает, что отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока. Каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность обратиться в суд в установленные законом сроки, административным истцом не представлено, в судебном заседании не исследовалось.
На основании изложенного ходатайство о восстановлении пропущенного срока, не подлежит удовлетворению.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска Инспекции к Зайцеву А.В. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам в размере № руб. не имеется, в связи с пропуском административным истцом установленного срока для обращения в суд, в удовлетворении требований Инспекции следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми к Зайцеву А.В, о взыскании задолженности по страховым взносам в размере 33 100,46 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ФОМС РФ за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в виде пени в размере 1,63 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за расчетные периоды с ДД.ММ.ГГГГ в размере 26545 руб., пени в размере 596,08 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ФОМС РФ за расчетные периоды с ДД.ММ.ГГГГ в размере 5840 руб., пени в размере 117,75 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий подпись Н.В. Подгайная
Копия верна, судья Н.В. Подгайная
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-3429/2021 Ленинского районного суда г.Перми.