Решение от 26.05.2022 по делу № 2-1697/2022 от 04.04.2022

Дело № 2-1697/2022

УИД: 42RS0005-01-2022-002743-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«26» мая 2022 года                                                      г.Кемерово

Заводский районный суд г.Кемерово в составе:

председательствующего: Сумарокова С.И.,

при секретаре: Гугнине Р.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКУ «Центр занятости населения г.Кемерово» к Прохоровой Юлии Александровне о взыскании незаконно полученных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>» обратилось в суд с иском к Прохоровой Ю.А., в котором просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 211 071,39 руб.

Иск обоснован тем, что Прохорова Ю.А. обратилась в ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>» с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработного, предъявила все необходимые для этого документы, предусмотренные Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В связи с отсутствием подходящей работы Прохоровой Ю.А. был присвоен статус безработного и назначено пособие по безработице.

При постановке на учет Прохорова Ю.А. предоставила справку <данные изъяты> от 28.06.2018 о том, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что в соответствии с п.5 ст.9 Федерального закона от <данные изъяты> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» давало ей право как безработному получать пособие в течение 6 месяцев.

В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> Прохорова Ю.А. получила пособие в размере 211 071,39 руб.

<данные изъяты> Прохорова Ю.А. снята с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.

<данные изъяты> истцом в адрес Управления образования Администрации <данные изъяты> направлен запрос о проверке подлинности справки о том, что Прохорова Ю.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ответа справка <данные изъяты> от <данные изъяты> Управлением образования не выдавалась.

Таким образом, Прохорова Ю.А. получила без законных на то оснований пособие по безработице в сумме 211 071,39 руб., что является ее неосновательным обогащением.

Представитель ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Прохорова Ю.А. в судебное заседание не явилась, извещена посредством телефонограммы по телефону, сообщенному её представителем (л.д.33).

Также ответчик извещалась судом по месту ее регистрации: <данные изъяты> (л.д.22), однако произведена неудачная попытка вручения, судебное извещение возвращено в суд за истечением срока хранения, что в соответствии с положениями ст.165.1 ГК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в п.65, 67, 68 постановления от <данные изъяты> N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», означает вручение судебной корреспонденции адресату, однако адресат уклонился от её получения, что является надлежащим извещением.

На основании положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы искового заявления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от <данные изъяты> N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В п.5 ст.9 Федерального закона №159-ФЗ указано, что впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия в связи с прохождением ими профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации от <данные изъяты> N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 3 Закона РФ от <данные изъяты> N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается пособие по безработице (ч. 1 ст. 31 Закона РФ <данные изъяты>).

Выплата пособия по безработице осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (п. 2 ст. 7.1 Закона РФ <данные изъяты>).

Согласно п.1 ст.34.1 Закона РФ <данные изъяты> впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице устанавливается и выплачивается в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно п.2,3 ст.34.1 Закона РФ <данные изъяты> лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных.

Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по истечении шести месяцев со дня регистрации их в качестве безработных, а также при достижении ими в указанный период 23 лет пособие по безработице выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, в сроки, установленные статьей 31 настоящего Закона.

Судом установлено, что <данные изъяты> Прохорова Ю.А. обратилась с письменным заявлением в ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>», в котором просила зарегистрировать ее в целях поиска подходящей работы и в дальнейшем при невозможности предоставления органами занятости подходящей работы – в качестве безработного. Назначенную выплату пособия по безработице просит перечислять на ее лицевой счет <данные изъяты> (л.д.8-9).

В заявлении ответчик указала, что не имеет трудовой книжки, не работает, последний вид деятельности – выпускница МБОУ «СОШ <данные изъяты>», предоставила в органы службы занятости подлинные документы, содержащие достоверные сведения об имеющемся трудовом стаже, среднем заработке по последнему месту работы и иные данные, необходимые для регистрации в качестве безработного. На заявлении имеется запись о том, что ответчик относится к категории «сирот».

В сведениях о гражданине на л.д.7, в которых указано на то, что Прохорова Ю.А. относится к категории «сирот», также подписаны ответчиком без каких-либо замечаний.

Как указывает истец, к заявлению ответчиком была приложена справка <данные изъяты> от <данные изъяты>, выданная заместителем начальника Управления образования Администрации <данные изъяты> (л.д.13), согласно которой Прохорова Ю.А. в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании представленных ответчиком документов, включая справку <данные изъяты> от <данные изъяты>, приказом ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>» от <данные изъяты> <данные изъяты>Д1062/1805 Прохорова Ю.А. признана безработным с <данные изъяты> (л.д.10).

Приказом ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>» от <данные изъяты> <данные изъяты>П1063/1805 Прохоровой Ю.А. назначено пособие по безработице с <данные изъяты> по <данные изъяты>, размер пособия – 36 727,20 руб. (л.д.11).

Приказом ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>» от <данные изъяты> <данные изъяты>Д1322/1905 Прохорова Ю.А. с <данные изъяты> снята с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин (л.д.12).

Согласно справке от <данные изъяты>, составленной ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>», за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> Прохоровой Ю.А. выплачено пособие по безработице в размере 211 071,39 руб.(л.д.6).

В связи с возникшими сомнениями в достоверности сведений, содержащихся в справке <данные изъяты> от <данные изъяты> сведений, ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>» <данные изъяты> сделан запрос заместителю начальника Управления образования Администрации <данные изъяты>, в котором просило проверить факт отнесения Прохоровой Ю.А. согласно справке к числу лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.14).

Согласно ответа от <данные изъяты> <данные изъяты>-ООП справка от <данные изъяты> <данные изъяты> Прохоровой Ю.А. не выдавалась (л.д.15).

В целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, судом также сделан запрос в Управление образования Администрации <данные изъяты> (л.д.19-20), согласно ответа от <данные изъяты> суду сообщено, что <данные изъяты>3, которая якобы подписала справку <данные изъяты> от <данные изъяты>, действительно занимала должность заместителя начальника Управления образования Администрации <данные изъяты> на <данные изъяты>, подпись заместителя начальника управления образования <данные изъяты>3 в справке <данные изъяты> от <данные изъяты> не соответствует подписи <данные изъяты>3 Печать Управления и штамп входящей корреспонденции Управления, поставленные на справке от <данные изъяты> <данные изъяты>, не соответствуют печати и штампу Управления.      Прохорова Ю.А., <данные изъяты> г.р. на учете органа опеки и попечительства <данные изъяты> как ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, лица из числа детей данной категории не состояла. В управление образования Прохорова Ю.А. не обращалась с заявлением о выдаче справки, подтверждающей ее отнесение к вышеуказанной категории лиц. Управлением образования Администрации <данные изъяты> справка от <данные изъяты> <данные изъяты>, подтверждающая отнесение Прохоровой Ю.А. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предъявления в ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>», Прохоровой Ю.А. не выдавалась.

Согласно п.1.1 Положения об Управлении образования Администрации <данные изъяты>, утвержденного постановлением Администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> N 75, Управление образования администрации <данные изъяты> является отраслевым структурным подразделением администрации <данные изъяты> и создано с целью реализации полномочий органов городского самоуправления в сфере образования.

Согласно п.2.14.1, п.2.14.5 Положения <данные изъяты> на Управление образования Администрации <данные изъяты> возложено выполнение отдельных государственных полномочий: социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся (обучающихся и (или) воспитывающихся) в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открытие и ежемесячное зачисление денежных средств для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на специальные накопительные банковские счета и пр.

Согласно п.1.1.1 Положения <данные изъяты> Управление образования администрации <данные изъяты> осуществляет полномочие органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних от имени администрации <данные изъяты>.

Согласно п.1 ст.121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно п.1 ст.122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Согласно п.3 ст.122 СК РФ орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка.

Исходя из приведенных положений закона следует, что орган опеки и попечительства выполняет функции по учету, осуществлению защиты прав и законных интересов детей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В данном случае исходя из официальных ответов начальника Управления образования Администрации <данные изъяты>, выполняющего функции органа опеки и попечительства <данные изъяты>, следует, что Прохорова Ю.А., 24.07.2002г. рождения к числу детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей никогда не относилась, каких-либо документов по этому поводу у Управлении не имеется, при этом справка <данные изъяты> от <данные изъяты> Прохоровой Ю.А. не выдавалась.

В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 ст.1109 ГК РФ предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в п. 3 ст.1109 ГК РФ денежные суммы, должно лежать на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.

Под недобросовестностью понимаются, прежде всего, противоправные действия или бездействие участников правоотношений. Недобросовестными могут быть признаны лишь граждане, которые, совершая противоправные действия или бездействие, знали или должны были знать о характере этих действий и их последствиях.

Применительно к положениям ст. 1109 Гражданского кодекса РФ получателя пособия следует считать недобросовестным лишь в том случае, когда он достоверно знал о неправомерности получения им денежных средств.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения ответчика в ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>», Прохорова Ю.А. достоверно знала о том, что она не относится к числу детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несмотря на это представила справку <данные изъяты> от <данные изъяты>, которая органом опеки и попечительства никогда не выдавалась, содержит подпись, оттиск печати и штампа, отличающиеся от оригинальной подписи заместителя начальника Управления образования Администрации <данные изъяты>, оттиска печати и штампа Управления образования, обстоятельства её выдачи суду неизвестны. При этом на момент подачи заявления ответчик подтвердила подлинность предоставляемых ею сведений.

В заявлении указано, что ответчик предупрежден о том, что в случае сокрытия либо попытки сокрытия любого из указанных в заявлении обстоятельств она несет ответственность согласно ст.35 Закона «О занятости населения в РФ» и ст.159, ст.159.2, ст.327 УК РФ.

С учетом изложенного, в поведении и действиях ответчика судом усматривается недобросовестность, в связи с чем полученное ею пособие по безработице в размере 211 071,39 руб. является неосновательным ее обогащением, подлежащим взысканию в порядке ст.1102 ГК РФ.

Доводы представителя ответчика в судебном заседании о пропуске истцом срока исковой давности, суд не может принять во внимание ввиду следующего.

Согласно ст. 195 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. ст. 196, 200 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

При этом пунктом 3 данного постановления предусмотрено, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Как было установлено выше, выплата пособия осуществлялась в адрес ответчика в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> (л.д.6).

О том, что такие выплаты осуществлялись без законных на то оснований, истец узнал после получения ответа из Управления образования Администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> по запросу истца от <данные изъяты>, где сообщено, что справка, представленная ответчиком истцу, Управлением образования не выдавалась (л.д.15).

На запрос суда Управление образования Администрации <данные изъяты> <данные изъяты> суду сообщило, что никаких других обращений помимо обращения от <данные изъяты>, в адрес Управления от ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>» не поступало.

Как пояснил суду начальник отдела административно-правового ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>» <данные изъяты>4, проверка подлинности справок, предоставленных гражданами, в том числе Прохоровой Ю.А., связана с тем, что в учреждение примерно 15 апреле 2019 года поступил анонимный звонок о том, что гражданами предоставляются фиктивные справки о принадлежности их к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем с этого времени начались осуществляться мероприятия по выявлению данных обстоятельств. Иным путем получить данные о принадлежности гражданина к категории детей и детей, оставшихся без попечения родителей, как направить запрос в Управление образования Администрации <данные изъяты>, не имеется, поскольку нет единой базы взаимодействия с данным органом. Ранее (до <данные изъяты>) с запросами в Управление образования Администрации <данные изъяты> о получении сведений подлинности справки в отношении Прохоровой Ю.А. учреждение не обращалось.

При таких данных, оснований полагать, что истец узнал либо должен был узнать о нарушении своих прав ответчиком ранее <данные изъяты> (либо даже ранее <данные изъяты>), у суда не имеется.

С настоящим иском в суд ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>» обратилось <данные изъяты> (л.д.3), т.е. в пределах установленного законом трехгодичного срока, после того, как ответчик узнал о нарушении своего прав.

Суд также учитывает, что истцом осуществлялась выплата пособия на основании справки, которая имела все необходимые реквизиты, чтобы считать её подлинной, фиктивность же справки была установлена лишь после получения ответа Управления образования Администрации <данные изъяты>.

В соответствии со ст.98, ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 310 руб., от уплаты которой истец был освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 211 071,39 ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 310 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:             (░░░░░░░)                      ░.░. ░░░░░░░░░

2-1697/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГКУ "Центр занятости населения г.Кемерово"
Ответчики
Прохорова Юлия Александровна
Суд
Заводский районный суд г. Кемерово
Судья
Сумароков Станислав Игоревич
Дело на сайте суда
zavodskiy.kmr.sudrf.ru
04.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2022Передача материалов судье
05.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2022Подготовка дела (собеседование)
19.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2022Судебное заседание
26.05.2022Судебное заседание
26.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее