Решение по делу № 2-2758/2016 от 04.08.2016

Дело № 2-2758/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2016 года город Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Тирановой Л.В.,

с участием истца Александровой Е.В.,

представителя ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Ивановой Е.А.,

представителя третьих лиц Администрации города Твери и Департамента архитектуры и строительства администрации г.Твери Репиной О.Ю.,

представителя третьего лица администрации Пролетарского района г. Твери Лебедевой Т.П.,

при секретаре Ворзониной В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой Е.В. к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия.

УСТАНОВИЛ:

Истец Александрова Е.В. обратилась в суд указанным иском к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, в котором просит признать незаконным решение Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери выдать Александровой Е.В. распоряжение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , под гаражом в автокооперативе № 9 Пролетарского района города Твери, с расчетом выкупной цены, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери заключить с Александровой Е.В. договор купли-продажи спорного земельного участка в сроки, установленные законодательством РФ.

В обоснование иска Александровой Е.В. указано, что ей на праве собственности принадлежит гараж , расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер . Истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес> кадастровый номер , находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, в целях обслуживания и эксплуатации гаража.

Оспариваемым решением от 10 декабря 2015 г. в предоставлении земельного участка в собственность истца ответчиком было отказано со ссылкой, что в соответствии с Генеральным планом г. Твери спорный земельный участок предусматривается под функциональную рекреационную зону: зеленые насаждения лющего пользования с формированием магистральной улицы общегородского значения с регулируемым движением.

С данным решением истец не согласна, полагает, что как собственник гаража, имеет право на приобретение спорного земельного участка в собственность.

В судебном заседании истец Александрова Е.А. полностью поддержала исковые требования по изложенным доводам и основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Иванова Е.А., представитель третьих лиц Администрации города Твери и Департамента архитектуры и строительства администрации г.Твери Репина О.Ю., представитель третьего лица администрации Пролетарского района г.Твери Лебедевой Т.П. возражали против удовлетворения исковых требований, поддержав письменные возражения Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери на исковое заявление.

В судебное заседание третьи лица Управление Росреестра по Тверской области, потребительский кооператив № 9 при надлежащем извещении своих представителей не направили, заявлений и ходатайств не направили.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Александровой Е.В. на праве собственности принадлежит гараж (нежилое здание), расположенный по адресу: г на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и Соглашения о передаче гаража от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности истца на гараж зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права.

Александрова Е.В. обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер для обслуживания и эксплуатации гаража <адрес>.

Установлено, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров с кадастровым номером , местоположение <адрес>, поставлен на ГКУ ДД.ММ.ГГГГ со статусом временный до ДД.ММ.ГГГГ, расположен на землях населенных пунктов и имеет разрешенное использование под автокооператив , сведения о зарегистрированных правах на данный участок в едином государственном реестре прав отсутствуют, что усматривается из кадастрового паспорта земельного участка и уведомления Управления Росреестра.

Согласно положению о департаменте управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, утвержденному постановлением Главы администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжение земельными участками, расположенными под гаражами в гаражных кооперативах и под гаражными кооперативами входит в функции в Департамента в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления законодательством РФ.

Оспариваемым решением Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность истцу было отказано в связи с тем, что земельный участок в соответствии с Генеральным планом г. Твери расположен в рекреационной зоне зеленых насаждений общего пользования, в том числе с формированием магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения.

По мнению департамента, исключительное право Александровой Е.В. как собственника объекта недвижимости, на приобретение земельного участка может быть реализовано лишь в форме получения указанного земельного участка в аренду.

Таким образом, в оспариваемом отказе в предоставлении земельного участка в собственность, ответчик сослался на наличие установленного федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка и на возможность реализации права аренды.

Суд соглашается с указанными выводами в силу следующего.

Согласно пункту 2 статьи 15 Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Также запрет на приватизацию земельных участков занятых улицами, проездами, автомобильными дорогами установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Согласно пункту 2 статьи 1 и пункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование – планирование развития территории, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.

На основании пункта 2 части 3 статьи 23 ГСК РФ в генеральном плане поселения, городского округа, относящегося к градостроительной документации, а именно к документам территориального планирования, должна содержаться карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.

В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

Согласно подпункту "б" пункта 1 части 5 статьи 23 ГСК РФ на карте планируемого размещения объектов местного значения отражаются, в том числе, автомобильные дороги местного значения.

Как установлено частью 1 статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам.

Из материалов дела видно, что решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 г. № 193 (394)), утвержден Генеральный план города Твери, в состав которого входит основной чертеж, карта функциональных зон, карта планируемого размещения объектов местного значения и автомобильных дорог.

На основании исследования представленного в материалы дела фрагмента основного чертежа Генерального плана в сопоставлении со схемой расположения гаражей в автокооперативе, не оспоренной сторонами, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемый истцом в собственность земельный участок расположен в рекреационной зоне - зеленых насаждений общего пользования, в том числе с формированием магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения. Доказательств признания недействительным Решения Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 г. № 193 (394)) в установленном законом порядке в материалы дела представлено не было.

Исходя из приведенных норм, при решении вопроса о возможности предоставления в собственность земельного участка, расположенного на территории городского округа, уполномоченный орган местного самоуправления обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане городского округа сведения о планируемых к размещению в пределах границ данного земельного участка объектах местного значения, в том числе автомобильных дорогах.

При наличии в генеральном плане городского поселения указанных сведений орган местного самоуправления в силу положений части 12 статьи 85 ЗК РФ обязан принять решение об отказе в предоставлении в собственность соответствующего земельного участка.

Согласно пункту 12 статьи 1 ГрК РФ к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

В соответствии с абзацем 2 части 2, частью 3 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно пункту 1 статьи 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п.п.7 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

Статьей 39.16 ЗК РФ установлены основания, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а именно, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Основанием для отказа собственнику недвижимости в предоставлении земельного участка в собственность является предусмотренное генеральным планом развития населенного пункта, утвержденным до обращения гражданина с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, строительство на данном участке другого объекта.

Установлено, что на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, испрашиваемый участок в соответствии с генеральным планом г. Твери предусмотрен под зону общего пользования - включен в зону рекреационного озеленения с формированием магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность у нее, в силу приведенных выше норм закона, не существовало такого права, поскольку испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте в связи с планируемым размещением на данной территории объектов общего пользования.

Отказ Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность истца является обоснованным, принятым в рамках действующего законодательства, не нарушающим права истца, основания для удовлетворения исковых требований о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка отсутствуют.

В связи с отказом в удовлетворении указанного требования не подлежат удовлетворению и требования о возложении на ответчика совершения требуемых истцом действий.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Александровой Е.В. к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Л.В. Тиранова

Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2016 г.

Судья Л.В. Тиранова

2-2758/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Александрова Е.В.
Ответчики
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери
Суд
Пролетарский районный суд г. Тверь
Дело на сайте суда
proletarsky.twr.sudrf.ru
04.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2016Передача материалов судье
09.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2016Судебное заседание
20.09.2016Судебное заседание
26.09.2016Судебное заседание
30.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее