Решение по делу № 2-339/2022 от 08.06.2022

УИД 65RS0016-01-2022-000492-29

Дело № 2-339/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2022 года                                 город Углегорск

Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего – Стародубцевой М.А.,

при секретаре – Ивановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Данилова Сергея Юрьевича к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

08 июня 2022 года Данилов С.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование иска истец указал, что является нанимателем жилого помещения – <адрес>. В 2017 году указанный многоквартирный жилой дом признан непригодным для проживания и включен в муниципальную программу «Обеспечение населения Углегорского городского округа качественным жильем» со сроком переселения до 31 декабря 2020 года. Однако до настоящего времени жилое помещение взамен признанного аварийным и снесенного истцу не предоставлено, несмотря на наличие права на внеочередное предоставление жилья. В этой связи, истец Данилов С.Ю. просил суд обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям города Углегорска Сахалинской области, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению не менее 26,7 кв.м., и находящемуся в границах города Углегорска, во внеочередном порядке.

Истец Данилов С.Ю., представитель ответчика администрации Углегорского городского округа Сахалинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела и оценив имеющиеся по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы.

Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьёй 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьёй 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Из материалов дела следует, что с 24 августа 1991 года истец Данилов С.Ю. проживал, и зарегистрирован по настоящее время по адресу: <адрес>.

Из поквартирной карточки формы Б указанного жилого помещения, усматривается, что истец Данилов С.Ю. зарегистрирован в квартире один, жилая площадь помещения составляет 26,7 кв. м, общая площадь – 43,7 кв. м.

12 ноября 2013 года между истцом Даниловым С.Ю. и обществом с ограниченной ответственностью «Город», действующим от имени собственника жилого помещения ОУМС администрации Углегорского городского поселения заключен договор социального найма на указанное жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью 43,7 кв.м.

По результатам обследования вышеуказанного жилого дома, межведомственной комиссией, назначенной постановлением исполняющего обязанности главы администрации Углегорского городского округа от 25 апреля 2017 года №343, указанный жилой дом признан аварийным, что подтверждается заключением от 25 мая 2017 года.

Постановлением администрации Углегорского городского округа Сахалинской области №518 от 28 июня 2017 года указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (реестровый №1).

Пунктом 2 указанного постановления установлен срок переселения граждан, зарегистрированных в жилых домах (помещениях), до 31 декабря 2020 года.

Постановлением администрации Углегорского городского округа Сахалинской области №1243 от 29 декабря 2018 года утверждена муниципальная программа «Обеспечение населения Углегорского городского округа качественным жильем на 2019-2021 годы», согласно приложению №1 реестр аварийного жилищного фонда Углегорского городского округа установлен планируемый срок переселения жилых помещений многоквартирного <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный дом также включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2021-2026 годах», утвержденную Постановлением Правительства Сахалинской области 31 марта 2021 года №113 с планируемой датой расселения – до 01 сентября 2025 года (реестровый номер 22 по Углегорскому городскому округу Сахалинской области, приложение № 5 к программе).

По сообщению КУМС Углегорского городского округа от 24 июня 2022 года №156 жилой <адрес> снесен в феврале 2022 года на основании договоров №17/УКС/БК-22, №18/УКС/БК-22, №19/УКС/БК-22 от 02 февраля 2022 года, в связи с ликвидацией аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда.

Таким образом, <адрес> не существует, соответственно не создает реальную угрозу жизни и здоровью истца.

В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, малоимущим не признан.

При этом доказательств объективной нуждаемости в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 551-О-О «По жалобе гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска, поскольку наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма непригодным для проживания, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом условий.

Следует отметить, что отказ в удовлетворении заявленных требований не лишает истца Данилова С.Ю. права защиты своих интересов в дальнейшем при соблюдении установленного законом порядка.

На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления Данилова Сергея Юрьевича к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2022 года.

Председательствующий                                                    М.А. Стародубцева

2-339/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ДАНИЛОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ
Ответчики
Администрация Углегорского городского округа Сахалинской области
Суд
Углегорский городской суд Сахалинской области
Судья
Стародубцева Марина Алексеевна
Дело на странице суда
uglegorskiy.sah.sudrf.ru
08.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2022Передача материалов судье
14.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2022Судебное заседание
29.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее