№1-151/2018
ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
04 сентября 2018 года город Шагонар
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Ооржак О.В., при секретаре Иргит Ч.Р.,
с участием государственного обвинителя – и.о. прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва Сарыглар О.А., представителя потерпевшего ФИО15,
подсудимого Сегбе В.В., защитника Куулар А.А., действующего на основании ордера №849369 от 16 августа 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Сегбе В.В., родившегося <данные изъяты>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ,
у с т а н о в и л:
Сегбе В.В. совершил использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемым законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах.
Согласно Уставу городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва, принятого Хуралом представителей городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от 24 августа 2011 года за № 33:
ст. 3. Городское поселение город Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва (далее по тексту городское поселение г.Шагонар), является муниципальным образованием, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
ст. 5. К вопросам местного значения городского поселения г. Шагонар относится обеспечение проживающих в городе Шагонаре и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда; созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
ст. 6. Органы местного самоуправления городского поселения г. Шагонар имеют право на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 34.1. Органы местного самоуправления от имени города Шагонар самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Шагонар.
Органы местного самоуправления города Шагонар вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Тыва) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
ст.41. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением города Шагонара, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Положением об Администрации городского поселения города Шагонар, утвержденного решением Хурала представителей городского поселения город Шагонар от 24 декабря 2012 года за № 24 установлено, что:
ст.1. - администрация городского поселения город Шагонар – исполнительно-распорядительный орган города Шагонар, наделенный Уставом городского поселения города Шагонар полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва;
- Председатель администрации городского поселения город Шагонар – руководит администрацией города Шагонар по контракту на принципах единоначалия.
ст.7. Администрация в соответствии с действующим законодательством, Уставом города Шагонар и решениями Хурала представителей города Шагонар:
осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности и принадлежности,
ст.13. Председатель администрации города Шагонар является руководителем администрации города, осуществляет представительные, исполнительные, распорядительные и контрольные функции на основе единоначалия.
13.2. Председатель администрации:
руководит деятельностью администрации, в соответствии со структурой, утверждает штатную численность администрации, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации по решению вопроса местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления города Шагонар федеральными законами и законами Республики Тыва,
приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности от имени городского поселении, выступает в суде без доверенности от имени городского поселения города Шагонар,
распоряжается муниципальным имуществом администрации касательно задания администрации и хозяйственных строений по своему усмотрению,
представляет администрацию в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями,
издает правовые акты по вопросам, отнесенным к полномочиям администрации, а также по вопросам организации деятельности администрации,
управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности, назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений,
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за исполнением федерального и республиканского законодательства о местном самоуправлении,
решает иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом города Шагонар.
ст. 42.1 Действия (бездействие) должностных лиц администрации, совершенные с нарушением законодательства, а равно с превышением их полномочий, ущемлением прав и законных интересов граждан и юридических лиц, влекут за собой дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, правовыми актами Администрации города Шагонар.
ст. 42.2 Председатель администрации города Шагонар должен соблюдать ограничении и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. « 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законами.
Решением Главы-председателя городского поселения г. Шагонар М.М. ФИО6 от 17 декабря 2012 года за № Сегбе В.В. назначен председателем администрации г.Шагонар.
Распоряжением председателя администрации г. Шагонар Сегбе В.В. от 18 декабря 2012 года за № Сегбе В.В. вступил с 18 декабря 2018 года в должность председателя администрации г. Шагонар с правом осуществления функций местного самоуправления на территории г. Шагонар в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Уставом г Шагонар.
Решением Главы города-Председателя Хурала представителей города Шагонар ФИО16 от 29 ноября 2016 года за № Сегбе В.В. освобожден от должности председателя администрации городского поселения город Шагонар.
Таким образом, Сегбе В.В., состоя с 18 декабря 2012 года по 29 ноября 2016 года в должности председателя администрации г. Шагонар, являлся должностным лицом, осуществляющим представительные, исполнительные, распорядительные и контрольные функции органа местного самоуправления.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:
п. 1 ст. 1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
ст. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
ч. 1 ст. 14. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
2.1) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
2.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
3.1) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
п.1. ст. 49. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
п. 2 Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащие налогообложению.
п. 3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным Федеральный законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
п. 4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
ч.1. ст. 51. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Актом передачи муниципального жилого помещения от 09 сентября 2015 года комиссия администрации г. Шагонар приняла от гр. ФИО5 муниципальное жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>.
Протоколом заседания жилищной комиссии г. Шагонар от 16 сентября 2015 года № рассмотрев вопрос о предоставлении освободившегося муниципального жилья, находящегося по адресу: <адрес> общей площадью 68,0 кв.м., являющегося муниципальной собственностью на основании свидетельства государственной регистрации права собственности от 26.06.2014г. № и рассмотрев ходатайство администрации Улуг-Хемского кожууна от 04 августа 2015 года исх.№ о предоставлении служебного жилого помещения для проживания председателю администрации Улуг-Хемского кожууна во время трудовых отношений, также заявления ФИО17 от 04 сентября 2015 года о предоставлении жилья на территории г. Шагонар жилищная комиссия решила предоставить ФИО17 муниципальную трехкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> на время трудовых отношений и заключить договор социального найма с администрацией Улуг-Хемского кожууна.
Распоряжением председателя администрации города Шагонар В.В. Сегбе от 17 сентября 2015 года за № утвержден протокол заседания жилищной комиссии от 16 сентября 2015 года №.
Точная дата и время в ходе предварительного следствия не установлено, но не позднее 23 мая 2016 года, председателю администрации г. Шагонар В.В. Сегбе от ФИО2, являющейся лицом, с которой состоит в фактических брачных отношениях председатель администрации Улуг-Хемского кожууна ФИО17, поступило заявление, датированное 16 мая 2016 года, о заключении договора социального найма на квартиру по адресу: <адрес> на её имя.
В это время у Сегбе В.В., который знал, что гр. ФИО2 является лицом, с которой состоит в фактических брачных отношениях председатель администрации Улуг-Хемского кожууна ФИО17., возник умысел, направленный на злоупотребление своими должностными полномочиями вопреки интересам службы, путем заключения договора социального найма на жилое помещение с ФИО2, при отсутствии обязательных условий и оснований для заключения указанного договора, то есть в отсутствие признания ФИО2 малоимущей, а также нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии со ст.ст. 49 и 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, тем самым Сегбе В.В. преследовал иную личную заинтересованность, связанную с желанием угодить председателю администрации Улуг-Хемского кожууна ФИО17. и добиться его расположения. Сегбе В.В., при этом осознавал общественную опасность своих преступных действий, предвидел неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде нарушения оснований и порядка предоставления жилого помещения по договору социального найма, нарушения условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, признания равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, дискредитации деятельности администрации г. Шагонар по обеспечению сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению, а также причинения имущественного ущерба администрации г. Шагонар, и желал этого, то есть действовал с прямым умыслом.
Реализуя свой преступный умысел, более точное время и дату в ходе предварительного следствия установить, не представилось возможным, но не позднее 23 мая 2016 года, в рабочее время, находясь в помещении своего служебного кабинета, расположенного в здании администрации г. Шагонар по адресу: <адрес>, Сегбе В.В. передал заявление ФИО2 о заключений с ней договора социального найма на квартиру по адресу: <адрес>, специалисту по жилищному фонду администрации города Шагонар ФИО18, при этом знал, что ФИО18 находится в его прямом подчинении, и обязана выполнять все его распоряжения беспрекословно, в устной форме указал оформить все соответствующие документы, которые в дальнейшем послужат основанием для регистрации прав собственности на указанную квартиру. После чего, ФИО18., находившаяся в прямом подчинении у Сегбе В.В., из-за боязни потерять работу, выполняя указание своего непосредственного руководителя, 23 мая 2016 года, в рабочее время, находясь в своем рабочем кабинете в здании администрации г. Шагонар, создала на своей рабочей компьютерной технике Договор социального найма на жилое помещение №, в соответствии с которым Администрация городского поселения г. Шагонар, действующий от имени собственника жилого помещения в лице председателя администрации г. Шагонар Сегбе В.В. передает ФИО2 в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 3 комнат в квартире, общей площадью 68,0 кв.м. по адресу: <адрес>, для проживания в нем, после чего отдала вышеуказанный договор Сегбе В.В. Затем Сегбе В.В. злоупотребляя своими должностными полномочиями вопреки интересам службы, при отсутствии обязательных условий и оснований для заключения указанного договора, то есть в отсутствие признания ФИО2 малоимущей, а также нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии со ст.ст. 49 и 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, преследуя иную личную заинтересованность, связанную с желанием угодить председателю администрации Улуг-Хемского кожууна ФИО17 и добиться его расположения, подписал договор социального найма, который в последствии послужил основанием для приобретения права собственности (владения, пользования, распоряжения) на указанную квартиру гр. ФИО2, на основании договора № на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 14 июня 2016 года, в соответствии с которым Администрация городского поселения г. Шагонар в лице председателя администрации г. Шагонар Сегбе В.В. передает в собственность ФИО2 квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.
Незаконные действия Сегбе В.В. повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, а именно нарушение условий и порядка предоставления гражданам жилища по социальному найму, осуществление гражданами права на жилище, признания равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению, кроме того подорван и дискредитирован авторитет администрации г. Шагонар, причинен имущественный ущерб Администрации г. Шагонар.
В судебном заседании подсудимый Сегбе В.В. после оглашения государственным обвинителем предъявленного обвинения вину в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ, не признал полностью, показав, что в сентябре ФИО6 сообщила ему, что освобождается квартира. Она сказала ему, что надо предоставить данную квартиру председателю администрации района ФИО17 После чего с администрации кожуууна пришло ходатайство от ФИО1 о предоставления жилого помещения председателю администрации кожууна ФИО17 и его семье. На тот момент ФИО17 работал и жил со своей семьей в г.Шагонар. По результатам заседания жилищной комиссии было решено предоставить ФИО17 данную квартиру по адресу: <адрес>. После чего семья ФИО17 заселилась туда в начале октября и прожила до 2017 года. В 2016 году супруга ФИО17 неоднократно обращалась к нему с просьбой о предоставлении хоть какого-то жилого помещения. В 2016 году она обратилась с заявлением о предоставлении по договору социального найма квартиры по <адрес>, пояснив, что для оплаты коммунальных услуг ей необходимо свидетельство о госрегистрации на квартиру и договор соцнайма. Он поручил ФИО18 рассмотреть данное заявление. Через некоторое время он встретил ФИО2, которая сообщила ему, что получила договор соцнайма и сказала «спасибо». Договор был подписан в связи с тем, что она являлась женой ФИО17 и фактически они проживали в данном помещении. ФИО2 предоставляла кроме заявления также иные документы, которые он передал ФИО18. По поводу регистрации квартиры он высказываний от ФИО18 не слышал. Считает, что ФИО18 его оговаривает, так как боится потерять работу. Он не преследовал корыстную цель или цель угодить Анай-оолу, как написано в обвинительном заключении.
Несмотря на непризнание вины подсудимым, его виновность в инкриминируемом ему деянии, подтверждается следующими доказательствами.
Представитель потерпевшего ФИО15 в суде показала, что она работала в должности начальника отдела по правовым и имущественным отношениям администрации гор. Шагонар Улуг-Хемского кожууна с ноября 2015 года. Она является членом жилищной комиссии, на заседании которой в сентябре 2015 года рассматривался вопрос о предоставлении квартиры по <адрес>, которую освободил военный комиссар. Затем в августе-сентябре 2015 года поступило письмо от заместителя председателя администрации ФИО1 о предоставлении председателю администрации ФИО17 служебного жилья. Протоколом жилищной комиссии данная квартира была предоставлена председателю администрации ФИО17 на период служебных полномочий, без права на приватизацию.
Свидетель ФИО7 в суде показала, что она работает членом жилищной комиссии администрации г.Шагонар более 10 лет. На комиссии решаются вопросы, связанные с выделением жилого помещения, снятием, постановкой на учет граждан, нуждающихся в жилье. Кандидат на получение квартиры обязательно должен состоять в очереди по состоянию здоровья. В 2015 году на основании заявления ФИО17 была выделена квартира по улице Горная, как остронуждающемуся, поскольку он снимал жилье. Рассматривался ли вопрос о предоставлении жилья ФИО2 она не помнит.
Из показаний свидетеля ФИО7 данных ею в ходе предварительного расследования и исследованным в суде по ходатайству государственного обвинителя на основании ч.3 ст.281 УПК РФ, следует, что …на вышеуказанных заседаниях жилищной комиссии не рассматривались вопросы о предоставлении социального найма гражданам ФИО2 и ФИО4 как нуждающимся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма… (т.1 л.д.179-181). После оглашения изложенных выше показаний свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что не помнит, рассматривался ли такой вопрос на комиссии, подписи на протоколе допроса подтвердила, что принадлежат ей.
Свидетель ФИО18 в суде показала, что она работала ведущим специалистом по жилищному фонду с 2009 года. С 06 февраля 2017 года по 06 февраля 2018 года занимала должность начальника кадрового обеспечения. С 2018 года снова занимает должность ведущего специалиста. После освобождения квартиры по адресу: <адрес>, которая являлась муниципальной собственностью, решением жилищной комиссии указанная квартира была предоставлена председателю администрации ФИО17, на основании обращения администрации района. После этого зимой 2016 года председатель администрации г.Шагонар Сегбе В.В. принес ей копию паспорта ФИО2 и дал распоряжение оформить квартиру на неё, а именно подготовить все необходимые документы. Во исполнение данного поручения она подготовила проект договора социального найма, договора приватизации, которые были переданы секретарю на подписание Сегбе В.В. с одной стороны и ФИО2 с другой. Она говорила Сегбе В.В. о том, что это неправомерно, так как человек должен быть в очереди, на что Сегбе В.В. сделал вид, что не слышит её. Также от Сегбе В.В. она узнала, что ФИО2 является супругой ФИО17
Из показаний свидетеля ФИО18 данных ею в ходе предварительного расследования и исследованным в суде по ходатайству государственного обвинителя на основании ч.3 ст.281 УПК РФ следует, что в соответствии с требованиями законодательства на приватизацию жилья имеет право гражданин, прописанный в данной квартире, однако гражданка ФИО2 была зарегистрирована в <адрес> не имела права на приватизацию данной квартиры. У гражданки ФИО2 в городе Шагонар регистрации по месту жительства не было. Она председателю Сегбе В.В. говорила о том, что они не могут заключить договор социального найма с ФИО2, поскольку она не состояла как в первоочередной, так и в общей очереди за жильем, однако он сделал вид, будто не слышал её и сказал, чтобы она исполнила то, что он сказал, то есть его указания. Указания председателя Сегбе В.В. о передаче муниципальной квартиры в собственность гражданке ФИО2 были устными, и она как подчиненная выполняла все указания председателя администрации <адрес> Сегбе В.В…. Хочет также пояснить, что социальное жилье должно предоставляться малоимущим гражданам города Шагонар, состоящим на учете, всего на учете во время приватизации квартир гражданами ФИО2 и ФИО4 состояло более 500 человек. Однако по указанию председателя Сегбе В.В. было принято решение выделить квартиры ФИО4 и ФИО2 без очереди. Еще раз поясняет, что на заседании жилищной комиссии о выделении квартир ФИО4 и ФИО2 не рассматривались. На основании вышеуказанных документов председатель Сегбе В.В. произвел отчуждения квартир, принадлежащие на праве собственности администрации города Шагонар. По поводу приватизации <адрес> председатель администрации ФИО17 к ним не приходил, она его лично не видела, по этому вопросу, все о приватизации данной квартиры ей давал указание на тот момент председатель администрации города Шагонар Сегбе В.В…. Каждое указание председателя администрации города Шагонар Сегбе В.В. она исполняла из-за того, что боялась, что её могут уволить, то есть она знала, что указания Сегбе В.В. являются противозаконными, и об этом неоднократно говорила Сегбе В.В., что его указания противозаконны, но он её не слышал, говорил, что ей надо сделать. Ей председатель Сегбе В.В. ничего не обещал, она у него ничего не брала, а исполняла указания своего начальника… (т.1 л.д.167-170). После оглашения указанных показаний свидетель ФИО18 подтвердила их достоверность.
Свидетель ФИО2 в суде показала, что ФИО17 её гражданский муж. ФИО17 работал председателем администрации кожууна. Она ходила к председателю администрации г.Шагонар Сегбе В.В. с просьбой выделить им жилье, который ответил ей, что вариантов нет, обещал посмотреть. Сама она была прописана в <адрес>. По решению жилищной комиссии им была предоставлена квартира по <адрес>, в которую они переехали в декабре 2015 года. В данной квартире они прожили до конца мая 2017 года. Квартира была оформлена на её имя, так как ФИО17 был занят. В начале августа 2016 года она приватизировала эту квартиру, и продала в 2017 году за 1 000 000 рублей ФИО3
Из показаний свидетеля ФИО1 данных ею в ходе предварительного расследования и исследованным в суде по ходатайству государственного обвинителя на основании ч.1 ст.281 УПК РФ, следует, что в должности первого заместителя председателя администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» она работала с декабря 2012 года по март 2016 года. Председатель администрации Улуг-Хемского кожууна ФИО17 во время работы изначально жил в съемной квартире вместе со своей семьей, а именно женой ФИО2 и сыном, школьником. Жили в съемной квартире в <адрес>, номер квартиры не знает. В августе 2015 года ею лично было изготовлено и направлено письмо в адрес Председателя администрации г. Шагонар Сегбе В.В. о предоставлении служебного жилья на территории города Шагонар для проживания председателя администрации Улуг-Хемского кожууна, а именно ФИО17. После направления данного письма, ответа она лично не получала, но узнала после этого, что ФИО17 была предоставлена квартира, расположенная на <адрес>, адрес точно не знает. В указанной квартире ФИО17 жил вместе со своей семьей. На каких условиях была предоставлена данная квартира ФИО17., она не знает (т.3 л.д. 57-59).
Свидетель ФИО8 в суде показала, что с 03 июля 2013 года она работала секретарем приемной, с 14 января 2014 года её перевели секретарем жилищной комиссии, где она проработала до 06 марта 2017 года. В состав комиссии помимо неё также входили: ФИО9, ФИО6, ФИО19, ФИО7, ФИО20, ФИО18, ФИО15 и ФИО21. Решения комиссии носили рекомендательный характер, окончательно утверждал председатель администрации Сегбе В.В. На рассмотрение комиссии поступало заявление ФИО17 о предоставлении жилья, по результатам рассмотрения которой комиссией была предоставлена квартира по ул.Горная. Вопрос о предоставлении квартиры ФИО2 на заседании жилищной комиссии не рассматривалось.
Свидетель ФИО6 в суде показала, что она работала членом жилищной комиссии в администрации города Шагонар с ноября 2012 года до сентября 2016 года. Присутствовала почти на всех заседаниях. Жилищная комиссия рассматривала заявление ФИО1 о предоставлении служебного жилья ФИО17, и решением комиссии была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, которую до этого занимал военный комиссар. Квартира ФИО17 была предоставлена на время исполнения им обязанностей председателя. Рассматривался ли вопрос о предоставлении жилья ФИО2 на жилищной комиссии она не помнит.
Свидетель ФИО9 в суде показал, что он состоял в комиссии по распределению жилья. Жилье распределялось гражданам, которые остро нуждались. С районной администрации поступало письмо с просьбой выделить квартиру за администрацией района, они проголосовали закрепить за администрацией района квартиру по адресу: <адрес>. Поступила ли в жилищную комиссию заявление от супруги ФИО17 – ФИО2 он не знает.
Кроме изложенного, виновность подсудимого Сегбе В.В. подтверждается следующими письменными доказательствами, исследованными в суде.
- протоколом выемки от 27 февраля 2018 года с фототаблицей, согласно которому из Управления Росреестра по РТ изъяты 3 тома дел правоустанавливающих документов на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> (т.2 л.д. 125-130);
- протоколом осмотра документов от 01 марта 2018 года с фототаблицей, согласно которому осмотрены: дела правоустанавливающих документов №, объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, состоящих из заявлений в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, поступившее от представителя ФИО18 от 14 мая, 19 июня 2014 года о регистрации права собственности объекта недвижимости, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, субъекта публичного права: Муниципальное образование – городское поселение город Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва; доверенности от 14.01.2013 года выданное нотариусом Улуг-Хемского нотариального округа Республики Тыва, на имя Сегбе В.В., председателя администрации городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва; копии реестра муниципальной собственности городского поселения г. Шагонара Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва, в порядковом номере № имеется запись о трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>; копии выписки из реестра муниципальной собственности городского поселения г. Шагонара Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва с записью о трехкомнатной благоустроенной квартире, расположенной по адресу: <адрес>; заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, поступившее от ФИО2, <данные изъяты>, от 06 декабря 2016 года о регистрации права собственности объекта недвижимости, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, правообладатель: ФИО2; копии Договора социального найма, на жилое помещение за № от 23 мая 2016 года, согласно которому Администрация городского поселения город Шагонар в лице председателя администрации Сегбе В.В. с одной стороны и гр. ФИО2, с другой стороны заключили договор о передаче ФИО2 и в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности состоящее из 3 комнат в квартире общей площадью 68,0 кв. м по адресу: <адрес>; Договора № на передачу квартир (домов) в собственность граждан, от 14 июня 2016 года, согласно которому Администрация городского поселения город Шагонар в лице председателя администрации Сегбе В.В. с одной стороны и гр. ФИО2, с другой стороны заключили договор о передаче ФИО2 в собственность квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>., состоящую из 3 комнат общей площадью 68,0 кв.метров с количеством членов семьи 1 человек; Договора купли-продажи от 13 мая 2017 года составленный в г. Шагонар РТ, согласно которому ФИО2 с одной стороны, именуемая «Продавец» и ФИО3, ФИО10, действующие за себя и за несовершеннолетних детей: ФИО11, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, с другой стороны, именуемые «Покупатель» заключили договор о том, что Продавец продал, а Покупатель купил квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, за 1 500 000 рублей (т.2 л.д.135-144);
- протоколами выемки от 05 марта 2018 года с фототаблицей, согласно которому из администрации городского поселения г. Шагонар изъято личное дело председателя администрации городского поселения г. Шагонар Сегбе В.В., Распоряжение администрации г. Шагонар от 17.09.2015 г. № с протоколом жилищной комиссии, 2 заявления ФИО2, ходатайство администрации кожууна (т.2 л.д.170-175, 176-182);
- сообщениями секретаря жилищной комиссии г. Шагонар от 18 июня 2018 года за исх. № о том, что: гр. ФИО2, <данные изъяты> г.р. не признавалась малоимущей и нуждающейся в жилом помещении и не состояла на учете за получением социального жилья в г. Шагонар по состоянию на 31 декабря 2016 года (т.2 л.д. 233, 234);
- заключением эксперта № 1/52 от 10 марта 2018 года, согласно которому подписи в договоре социального найма на жилое помещение № от 23 мая 2016 года, в договоре № от 14 июня 2016 года на передачу квартиры (домов) в собственность граждан, изъятого у представителя потерпевшего, а также в договоре № от 14 июня 2016 года на передачу квартиры (домов) в собственность граждан, изъятого из Управления Росреестра по РТ, вероятно выполнены подозреваемым Сегбе В.В. (т.2 л.д. 246-250);
- протоколом осмотра документов от 06 марта 2018 года с фототаблицей, согласно которому осмотрено личное дело председателя администрации Сегбе В.В. на 109 листах, в составе имеется распоряжение председателя администрации г. Шагонар Сегбе В.В. от 18 декабря 2012 года за № «О вступлении на должность председателя администрации города Шагонар», согласно которым Сегбе В.В. вступил с 18 декабря 2018 года в должность председателя администрации г. Шагонар с правом осуществления функций местного самоуправления на территории г. Шагонар в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Уставом г Шагонар. Распоряжения подписаны председателем администрации В. Сегбе, опечатано гербовой печатью администрации г. Шагонар; также осмотрены: Распоряжение председателя администрации города Шагонар В.В. Сегбе от 17 сентября 2015 года за № 144 «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии от 16 сентября 2015 года; Протокол № заседания жилищной комиссии города Шагонар от 16 сентября 2015 года. Протокол подписан председателем жилищной комиссии ФИО22, секретарем жилищной комиссии ФИО8, председателем администрации г. Шагонар В.В. Сегбе, опечатан гербовой печатью администрации г. Шагонар. По третьему вопросу повестки дня жилищная комиссия решила: рассмотрев вопрос о предоставлении освободившегося муниципального жилья, находящегося по адресу: <адрес> общей площадью 68,0 кв.м., являющегося муниципальной собственностью на основании свидетельства государственной регистрации права собственности от 26.06.2014г. № и рассмотрев ходатайство администрации Улуг-Хемского кожууна от 04 августа 2015 года исх.№ о предоставлении служебного жилого помещения для проживания председателю администрации Улуг-Хемского кожууна во время трудовых отношений, также заявления ФИО17. от 04 сентября 2015 года о предоставлении жилья на территории г. Шагонар жилищная комиссия решила предоставить ФИО17 муниципальную трехкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> на время трудовых отношений и заключить договор социального найма с администрацией Улуг-Хемского кожууна. Обязать специалиста по правовым вопросам закрепить данное жилье в статусе служебного; рукописное заявление ФИО2 от 16.05.2016. на имя председателя администрации г. Шагонар Сегбе В.В. о заключении с ней договора социального найма на квартиру по адресу: <адрес>; заявление ФИО2 от 09.06.2016. на имя председателя администрации г. Шагонар Сегбе В.В. о передаче в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. (т.3 л.д. 4-9);
- заключением эксперта № 1/68 от 25 апреля 2018 года, согласно которому подписи в договоре социального найма на жилое помещение № от 23 мая 2016 года, в договоре № от 14 июня 2016 года на передачу квартиры (домов) в собственность граждан, изъятого у представителя потерпевшего, а также в договоре № от 14 июня 2016 года на передачу квартиры (домов) в собственность граждан, изъятого из Управления Росреестра по РТ, в договоре купли-продажи квартиры от 13 мая 2017 года, в передаточном акте квартиры от 13 мая 2017 года, вероятно выполнены свидетелем ФИО2 (т.3 л.д. 35-40);
- протоколом осмотра места происшествия от 16 июня 2018 года с фототаблицей, согласно которому осмотрена <адрес> (т.3 л.д. 134-142);
- протоколом выемки от 18 июня 2018 года с фототаблицей, согласно которому из администрации городского поселения г. Шагонар изъяты акт приема передачи муниципального жилого помещения от 09.09.2015 г. между ФИО5 и администрацией города, журнал регистрации договоров приватизации, журнал регистрации договоров социального найма жилого помещения, дубликатов ордеров (т.3 л.д. 149-155);
- протоколом осмотра места происшествия от 18 июня 2018 года с фототаблицей, согласно которому в ходе осмотра кабинета ведущего специалиста по жилищному фонду администрации городского поселения г. Шагонар, расположенный по адресу: <адрес> на рабочем компьютере ведущего специалиста установлены электронные версии договора социального найма на жилое помещение № от 23.05.2016г., а также договора № на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 14.06.2016 г. (т.3 л.д. 156-162);
- протоколом осмотра места происшествия от 18 июня 2018 года с фототаблицей, согласно которому осмотрен кабинет председателя администрации городского поселения г. Шагонар, расположенный по адресу: <адрес> (т.3 л.д.163-168);
- заключением эксперта № 679 от 19 июня 2018 года, согласно которому среднерыночная стоимость жилой 3-х комнатой квартиры, по адресу: <адрес> РТ, общей площадью 68,0 кв.м., составила – 1 600 000 рублей (т.3 л.д. 173-175);
- протоколом осмотра документов от 19 июня 2018 года с фототаблицей, согласно которому осмотрены: Акт приема-передачи муниципального жилого помещения от 09 сентября 2015 года, Журнал регистрации договоров социального найма жилого помещения, дубликатов ордеров, местной администрации муниципального образования г. Шагонар, Журнал регистрации договоров приватизации - на 15 листе журнала обнаружена запись о регистрации договора приватизации под порядковым номером № от 14.06.2016г. с ФИО2, адрес квартиры: <адрес>, доля – 1, общая площадь 68,0 кв.м. (т.3 л.д.178-181).
В судебном заседании были также изучены следующие вещественные доказательства:
- Распоряжение председателя администрации города Шагонар В.В. Сегбе от 17 сентября 2015 года за № «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии от 16 сентября 2015 года;
- Протокол № заседания жилищной комиссии города Шагонар от 16 сентября 2015 года;
- заявления ФИО2 о заключении договора приватизации;
- ходатайство первого заместителя администрации кожууна от 04 августа 2015 года;
- акт приема-передачи муниципального жилого помещения от 09 сентября 2015 года;
- журнал регистрации договоров социального найма жилого помещения, дубликатов ордеров;
- журнал регистрации договоров приватизации, – администрации городского поселения г.Шагонар;
- договор социального найма, на жилое помещение за № от 23 мая 2016 года;
- договор № на передачу квартир (домов) в собственность граждан, от 14 июня 2016 года.
Относимость и допустимость представленных доказательств сомнений у суда не вызывает. При собирании и закреплении данных доказательств не были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права участников уголовного судопроизводства, установленные уголовно-процессуальным законодательством.
Собирание и закрепление доказательств осуществлялось надлежащими лицами и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, поэтому у суда нет оснований сомневаться в данных доказательствах.
Проведенные по уголовному делу допросы свидетелей, экспертизы, осмотры места происшествия и предметов, выемки были проведены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, поэтому суд относит их к допустимым доказательствам.
Исследовав материалы уголовного дела, выслушав стороны, тщательно проанализировав представленные доказательства, выслушав позицию прокурора, действия подсудимого Сегбе В.В. суд квалифицирует по ч.1 ст.285 УК РФ – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.
Судом установлено, что Сегбе В.В., состоя с 18 декабря 2012 года по 29 ноября 2016 года в должности председателя администрации г. Шагонар, являлся должностным лицом, осуществляющим представительные, исполнительные, распорядительные и контрольные функции органа местного самоуправления, что подтверждается Решением Главы-председателя городского поселения г. Шагонар М.М. ФИО6 от 17 декабря 2012 года за №, согласно которому Сегбе В.В. назначен председателем администрации г.Шагонар, Распоряжением председателя администрации г. Шагонар Сегбе В.В. от 18 декабря 2012 года за №, согласно которому Сегбе В.В. вступил с 18 декабря 2018 года в должность председателя администрации г. Шагонар с правом осуществления функций местного самоуправления на территории г. Шагонар в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Уставом г Шагонар, Решением Главы города-Председателя Хурала представителей города Шагонар ФИО16 от 29 ноября 2016 года за №, согласно которому Сегбе В.В. освобожден от должности председателя администрации городского поселения город Шагонар.
Представительные, исполнительные, распорядительные и контрольные функции Сегбе В.В. были регламентированы в Положении об Администрации городского поселения города Шагонар, утвержденного решением Хурала представителей городского поселения город Шагонар от 24 декабря 2012 года за № 24, Уставе городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва, принятого Хуралом представителей городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от 24 августа 2011 года за № 33.
Ст. 13.2 Положения об Администрации городского поселения города Шагонар, утвержденного решением Хурала представителей городского поселения город Шагонар от 24 декабря 2012 года за № 24 установлено, что Председатель администрации:
руководит деятельностью администрации, в соответствии со структурой, утверждает штатную численность администрации, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации по решению вопроса местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления города Шагонар федеральными законами и законами Республики Тыва,
приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности от имени городского поселении, выступает в суде без доверенности от имени городского поселения города Шагонар,
управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности, назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений,
решает иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом города Шагонар.
Согласно Уставу городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва, принятого Хуралом представителей городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от 24 августа 2011 года за № 33 к вопросам местного значения городского поселения г. Шагонар относится обеспечение проживающих в городе Шагонаре и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда; созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (ст.5), Органы местного самоуправления городского поселения г. Шагонар имеют право на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством (ст.6).
В соответствии со ст. 34.1. Органы местного самоуправления от имени города Шагонар самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Шагонар.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:
п. 1 ст. 1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
ст. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
ч. 1 ст. 14. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
2.1) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
2.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
3.1) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
п.1. ст. 49. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
п. 2 Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащие налогообложению.
п. 3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным Федеральный законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
п. 4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
ч.1. ст. 51. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Однако вопреки вышеприведенных положений Жилищного Кодекса РФ, Положения об Администрации городского поселения города Шагонар, Устава городского поселения город Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики, используя свое служебное положение Сегбе В.В., будучи предателем администрации г.Шагонар, точное время и дату в ходе предварительного следствия установить, не представилось возможным, но не позднее 23 мая 2016 года, в рабочее время, находясь в помещении своего служебного кабинета, расположенного в здании администрации г. Шагонар по адресу: <адрес>, Сегбе В.В. передал заявление ФИО2 о заключений с ней договора социального найма на квартиру по адресу: <адрес>, специалисту по жилищному фонду администрации города Шагонар ФИО18, при этом знал, что ФИО18 находится в его прямом подчинении, и обязана выполнять все его распоряжения беспрекословно, в устной форме указал оформить все соответствующие документы, которые в дальнейшем послужат основанием для регистрации прав собственности на указанную квартиру. После чего, ФИО18., находившаяся в прямом подчинении у Сегбе В.В., из-за боязни потерять работу, выполняя указание своего непосредственного руководителя, 23 мая 2016 года, в рабочее время, находясь в своем рабочем кабинете в здании администрации г. Шагонар, создала на своей рабочей компьютерной технике Договор социального найма на жилое помещение №, в соответствии с которым Администрация городского поселения г. Шагонар, действующий от имени собственника жилого помещения в лице председателя администрации г. Шагонар Сегбе В.В. передает ФИО2 в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 3 комнат в квартире, общей площадью 68,0 кв.м. по адресу: <адрес>, для проживания в нем, после чего отдала вышеуказанный договор Сегбе В.В. Затем Сегбе В.В. злоупотребляя своими должностными полномочиями вопреки интересам службы, при отсутствии обязательных условий и оснований для заключения указанного договора, то есть в отсутствие признания ФИО2 малоимущей, а также нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии со ст.ст. 49 и 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, преследуя иную личную заинтересованность, связанную с желанием угодить председателю администрации Улуг-Хемского кожууна ФИО17 и добиться его расположения, подписал договор социального найма, который в последствии послужил основанием для приобретения права собственности (владения, пользования, распоряжения) на указанную квартиру гр. ФИО2, на основании договора № на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 14 июня 2016 года, в соответствии с которым Администрация городского поселения г. Шагонар в лице председателя администрации г. Шагонар Сегбе В.В. передает в собственность ФИО2 квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства судом установлены из показаний свидетелей ФИО18., ФИО8, ФИО7, ФИО9, ФИО2, ФИО1, ФИО6., а также исследованными в судебном заседании письменными доказательствами.
Так показания ФИО18 на следствии и в суде о том, что по поручению Сегбе В.В. она подготовила проекты договоров социального найма и приватизации с ФИО2 на квартиру по адресу: <адрес>, также председателю Сегбе В.В. она говорила о том, что они не могут заключить договор социального найма с ФИО2, поскольку она не состояла как в первоочередной, так и в общей очереди за жильем, однако он сделал вид, будто не слышал её и сказал, чтобы она исполнила то, что он сказал, то есть его указания, на заседании жилищной комиссии вопрос о выделении квартир ФИО2 не рассматривались, на основании вышеуказанных документов председатель Сегбе В.В. произвел отчуждения квартир, принадлежащие на праве собственности администрации города Шагонар, каждое указание председателя администрации города Шагонар Сегбе В.В. она исполняла из-за того, что боялась, что её могут уволить, то есть она знала, что указания Сегбе В.В. являются противозаконными, и об этом неоднократно говорила Сегбе В.В., что его указания противозаконны, но он её не слышал, говорил, что ей надо сделать, согласуются с показаниями свидетелей ФИО7, ФИО9, ФИО6., ФИО8 в суде о том, что на заседании жилищной комиссии заявления ФИО2 о предоставлении квартиры не рассматривалось, квартира по адресу: <адрес> была предоставлена председателю администрации ФИО17 по ходатайству ФИО1, с показаниями свидетеля ФИО1 на следствии о том, что писала ходатайство в жилищную комиссию о выделении ФИО17 квартиры, а также с показаниями представителя потерпевшей ФИО15 в суде о том, что в сентябре 2015 года протоколом жилищной комиссии была предоставлена квартира по <адрес> председателю администрации ФИО17 на период служебных полномочий, без права на приватизацию, находящие объективное подтверждение письменными доказательствами, исследованными выше, из которых следует, что с гр.ФИО2 были заключены договора социального найма и приватизации на жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 3 комнат в квартире, общей площадью 68,0 кв.м. по адресу: <адрес>, при этом указанный вопрос на заседании жилищной комиссии не рассматривался, сама гр.ФИО2 малоимущей, а также нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии со ст.ст. 49 и 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, не признавалась.
В силу занимаемого должностного положения, Сегбе В.В. не мог не знать, действующее жилищное законодательство, в том числе положения вышеуказанных нормативных правовых актов, в связи с чем, осознавал, что предоставляя квартиру ФИО2 по договору социального найма, совершал действия, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением им своих прав и обязанностей, однако были совершены при отсутствии обязательных условий и оснований для их совершения, что также следует из показаний подсудимого, показаний свидетеля ФИО18, представителя потерпевшего.
В результате совершенных Сегбе В.В. действий, как входящих в пределы его должностных полномочий, из муниципального жилищного фонда выбыло жилое помещение, которое было предоставлены по договору социального найма гр.ФИО2, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в причинении материального ущерба Администрации городского поселения города Шагонар в размере стоимости объекта недвижимости, а также существенное нарушение предусмотренного ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, права малоимущих граждан, нуждающихся в жилище, на его предоставление бесплатно или за доступную плату из муниципальных фондов в соответствии с установленными законом нормами, то есть прав неопределенного круга граждан – жителей городского поселения города Шагонар, в том числе, граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации городского поселения города Шагонар и являющихся малоимущими, на получение жилого помещения по договору социального найма.
Факт подписания и заключения договора социального найма на жилое помещение № от 23 мая 2016 года и договора № от 14 июня 2016 года на передачу квартиры (домов) в собственность граждан, в соответствии с которыми ФИО2 была предоставлена квартира по <адрес> в судебном заседании не отрицалось самим подсудимым Сегбе В.В., а также подтверждается заключением эксперта № 1/52 от 10 марта 2018 года;
Довод подсудимого о том, что он не знал, что с ФИО2 не мог быть заключен договор социального найма, так как полагал, что она является гражданской супругой ФИО17., в связи с чем имеет право на заключение договора социального найма, суд находит не состоятельным, поскольку они опровергается исследованными материалами уголовного дела, в частности, показаниями свидетеля ФИО18 о том, что она председателю Сегбе В.В. говорила о том, что они не могут заключить договор социального найма с ФИО2, поскольку она не состояла как в первоочередной, так и в общей очереди за жильем, однако он сделал вид, будто не слышал её и сказал, чтобы она исполнила то, что он сказал, то есть его указания, а также сообщениями секретаря жилищной комиссии г. Шагонар от 18 июня 2018 года за исх. № о том, что: гр. ФИО2, <данные изъяты> г.р. не признавалась малоимущей и нуждающейся в жилом помещении и не состояла на учете за получением социального жилья в г. Шагонар по состоянию на 31 декабря 2016 года.
Вопреки доводам подсудимого, у суда не имеется оснований не доверять показаниям свидетелей по делу, в том числе свидетеля ФИО18 данными в ходе производства предварительного расследования и оглашенных в судебном заседании по основаниям, предусмотренным ст.281 УПК РФ, поскольку свидетели не имеют неприязни к подсудимому и оснований для его оговора.
Последовательные и логичные показания свидетелей, наряду с заключениями эксперта и другими письменными материалами дела, устанавливают одни и те же факты совершения подсудимым преступления предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ.
Доводы подсудимого о том, что если бы свидетель ФИО18 выполнила все действия по оформлению квартиры в статус служебной, а прокуратура своевременно внесла бы представление по поводу незаконности договоров с ФИО2, то передачи квартиры ФИО2 не произошло бы, суд находит не состоятельным и полагает, что данный довод на квалификацию действий подсудимого не влияет, поскольку установлено, что свидетель ФИО2 малоимущей не признавалась, на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как малоимущая не принималась, и не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку была зарегистрирована в <адрес>, в связи и с чем, отсутствовали законные основания для предоставления ФИО2 квартиры на условиях социального найма
Мотив совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, указанный в обвинении – иная личная заинтересованность, полностью подтверждён исследованными доказательствами. Так из показаний подсудимого следует, что он знал, что ФИО2 является гражданской супругой председателя администрации Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва ФИО17., в подчинении которого находился Сегбе В.В., в связи с чем был заинтересован желанием угодить последнему и добиться его расположения. Свидетель ФИО18 также в суде пояснила, что во время передачи документов Сегбе В.В. ей сообщил, что ФИО2 является женой ФИО17
Квалифицируя действия Сегбе В.В. по ч.1 ст.285 УК РФ, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит вину подсудимого Сегбе В.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 285 УК РФ доказанной, поскольку его вина подтверждается вышеприведенными показаниями представителя потерпевшей и свидетелей, оглашенными показаниями неявившегося свидетеля, осмотренными и исследованными вещественными доказательствами.
Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о невменяемости подсудимого либо других обстоятельств, исключающих его уголовную ответственность, поэтому Сегбе В.В. подлежит наказанию за содеянное.
При назначении наказания суд в соответствии со ст.ст. 6, 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, личность подсудимого, влияние назначенного наказания на исправление подсудимого и условия жизни его семьи.
Кроме того, суд учитывает, что совершённое Сегбе В.В. преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 285 УК РФ, относится к категории средней тяжести, направлено против интересов службы в органах местного самоуправления, совершено с прямым умыслом.
К обстоятельствам, смягчающим наказание подсудимого Сегбе В.В. в соответствии со ст.61 УК РФ, суд относит наличие троих малолетних детей, положительную характеристику по месту жительства со стороны участкового уполномоченного, и то, что он является кормильцем семьи, привлечение к уголовной ответственности впервые.
Обстоятельств, отягчающих наказание, не имеется.
Учитывая обстоятельства, смягчающие наказание подсудимого Сегбе В.В., отсутствие отягчающих его наказание обстоятельств, с учётом данных о его личности, а также с учётом материального положения подсудимого и его семьи, суд в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 43, 60, 61 УК РФ, приходит к выводу о том, что при назначении наказания по ч.1 ст.285 УК РФ наказание в виде штрафа либо лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью в качестве основного наказания является нецелесообразным, и, учитывая, что цель наказания может быть достигнута без изоляции Сегбе В.В. от общества, полагает возможным назначить Сегбе В.В. наказание в виде лишения свободы, но с применением ст. 73 УК РФ. При этом, с учётом обстоятельств преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ, совершённого Сегбе В.В., занимавшим должность председателя администрации города Шагонар, в соответствии с ч. 3 ст. 47 УК РФ, суд приходит к выводу о необходимости назначения подсудимому Сегбе В.В. дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий на государственной службе и в органах местного самоуправления сроком.
С учётом фактических обстоятельств совершения преступлений и степени их общественной опасности, которая на настоящий момент не уменьшилась, учитывая смягчающие наказание подсудимого Сегбе В.В. обстоятельства, отсутствие отягчающих его наказание обстоятельств, с учётом отсутствия исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, поведением виновного во время и после совершения преступлений, и других обстоятельств, существенно умаляющих степень общественной опасности преступлений, оснований для применения положений ч. 6 ст. 15, 64 УК РФ, не имеется.
Вещественные доказательства по уголовному делу в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 81 УПК РФ, следует передать по принадлежности.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.299 УПК РФ при постановлении приговора суд в совещательной комнате разрешает вопросы, в том числе о том, как поступить с имуществом, на которое наложен арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации.
В соответствии с п. 9 ст. 115 УПК РФ наложение ареста на имущество отменяется на основании постановления, определения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
Постановлением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 14 мая 2018 года удовлетворено ходатайство следователя, наложен арест на имущество, а именно:
- на 1/3 доли жилого помещения, с кадастровым номером №, площадью 57,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, находящееся на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/3, без ограничений (обременений) права, стоимость доли оценена 900 000 руб.,
- транспортное средство марки TOYOTA PROBOX, 2003 г.в., белого цвета, с государственным регистрационным знаком №, стоимость оценена 240 000 руб.
Принимая во внимание вид назначаемого подсудимому наказания, отсутствие гражданского иска по делу, суд полагает необходимым отменить обеспечительные меры в виде наложения ареста и снять арест на указанное выше имущество.
Процессуальные издержки по делу расходы по вознаграждению услуг адвоката, назначенному подсудимому за счет государства в сумме 6 136 рублей (в ходе предварительного следствия в сумме 550 рублей и в ходе судебного разбирательства в сумме 5 586 рублей) подлежат взысканию с подсудимого Сегбе В.В., так как он трудоустроен, работает заместителем директора ООО «Виксар», каких-либо ограничений к труду и обременений не имеет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.303, 304, 308 и 309 УПК Российской Федерации, суд
п р и г о в о р и л:
Признать Сегбе В.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев, в соответствии с ч.3 ст.47 УК РФ с дополнительным наказанием в виде лишения права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий на государственной службе и в органах местного самоуправления сроком на 2 года.
В соответствии со ст.73 УК РФ, наказание виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком на 2 года, возложить контроль над его поведением на специализированный государственный орган – уголовно-исполнительную инспекцию по месту его жительства.
Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок зачесть время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
Возложить на Сегбе В.В. в силу ч.5 ст.73 УК РФ, на время испытательного срока исполнение дополнительных обязанностей: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего его исправление.
Меру процессуального принуждения в отношении Сегбе В.В. до вступления приговора в законную силу оставить прежней в виде обязательства о явке.
По вступлению приговора в законную силу отменить обеспечительные меры в виде наложения ареста и снять арест на следующее имущество:
- на 1/3 доли жилого помещения, с кадастровым номером №, площадью 57,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, находящееся на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/3, без ограничений (обременений) права, стоимость доли оценена 900 000 руб.,
- транспортное средство марки TOYOTA PROBOX, 2003 г.в., белого цвета, с государственным регистрационным знаком №, стоимость оценена 240 000 руб.
Взыскать с Сегбе В.В. процессуальные издержки по делу расходы по вознаграждению услуг адвоката, назначенному осужденному за счет средств государства в сумме 6 136 рублей.
Вещественные доказательства после вступления приговора в законную силу вернуть по принадлежности:
- Том № 1 Дела правоустанавливающих документов №, объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>. Дата открытия: 26.06.2014 г.; Том № 2 Дела правоустанавливающих документов №, объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>. Дата открытия: 15.12.2016г., в котором подшиты Договор № на передачу квартир (домов) в собственность граждан, от 14 июня 2016 года, Договор социального найма на жилое помещение № от 23 мая 2016 года; Том № 3 Дела правоустанавливающих документов №, объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>. Дата открытия: 19.05.2017 г., в котором подшит Договор купли-продажи от 13 мая 2017 года – в Управление Росреестра по Республике Тыва;
- личное дело председателя администрации Сегбе В.В., распоряжение администрации г. Шагонар от 17.09.2015г. №, протокол № жилищной комиссии от 16.09.2015., заявление ФИО2 о заключении договора социального найма, заявление ФИО2 о заключении договора приватизации, ходатайство первого заместителя администрации кожууна от 04 августа 2015 года, акт приема-передачи муниципального жилого помещения от 09 сентября 2015 года, журнал регистрации договоров социального найма жилого помещения, дубликатов ордеров, журнал регистрации договоров приватизации, – администрации городского поселения г.Шагонар;
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня провозглашения.
В случае обжалования приговора осужденный вправе заявить ходатайство о рассмотрении его апелляционной жалобы с его участием в суде апелляционной инстанции, о чем он должен указать в своей основной апелляционной жалобе или в возражениях на жалобы, представления, принесенные другими участниками уголовного процесса.
Председательствующий О.В. Ооржак