УИД 21RS0023-01-2022-002108-81
Дело №2-1920/2022
Судья Порфирьева А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2022 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филимоновой И.В.,
судей Арслановой Е.А., Карачкиной Ю.Г.
при секретаре судебного заседания Владимирове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Долгова Евгения Валерьевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике – Чувашии о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Чувашской Республике на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2022 года.
Заслушав доклад председательствующего Филимоновой И.В., судебная коллегия
установила:
Долгов Е.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике (далее – Главное управление МЧС России по Чувашской Республике), в котором просил признать незаконным решение территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике № 61 от 18 февраля 2022 года о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать ответчика восстановить истца на учете для получения указанной выплаты.
В обоснование заявленных требований Долгов Е.В. указал, что проходил службу в органах противопожарной службы, уволен 5 декабря 2019 года по достижению предельного возраста пребывания на службе.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 28 апреля 2014 года он с составом семьи из 3 человек был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако решением комиссии № 61 от 18 февраля 2022 года снят с соответствующего учета по мотиву обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более установленной законом учетной нормы 15 кв.м, а также в связи с намеренным ухудшением жилищных условий с целью получения социальной выплаты в большем размере. Истец считает данное решение комиссии незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства, поскольку ни он, ни члены его семьи не совершали действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий. На основании договора найма служебного помещения №18 от 1 декабря 2008 года семье истца было предоставлено служебное помещение общей площадью 31,28 кв. м по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. ..., д. 35, кв. 3. По состоянию на 28 января 2014 года Долгов Е.В. был зарегистрирован в служебной квартире, его супруга Долгова И.Г. и сын ФИО – в комнатах в общежитии по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. ..., д. 3, комн. 8 и 9, являющихся муниципальной собственностью и предоставленных матери Долговой И.Г. – ФИО1, которая в последующем приватизировала их и продала. В связи с чем 11 сентября 2014 года Долговой И.Г. и ФИО. пришлось сняться с регистрационного учета и зарегистрироваться в квартире по адресу: Чувашская Республика, г.Шумерля, ул. ..., д. 5, кв. 51.
ДД.ММ.ГГГГ года у семьи Долговых родился сын ФИО1, а ДД.ММ.ГГГГ года – дочь ФИО2
В связи с прекращением служебного контракта и необходимостью освобождения служебного помещения 24 декабря 2019 года истец снялся с регистрационного учета по адресу: Республика Чувашия, г.Шумерля, ул. ..., д. 35, кв. 3 и зарегистрировался вместе со своей семьей по адресу: Республика Чувашия, г.Шумерля, ул. ..., д. 5, кв. 51.
Истец считает, что действия по снятию его жены и сына с регистрационного учета из общежития не подпадают под признаки намеренного ухудшения жилищных условий, поскольку данные комнаты им не принадлежали. Исходя из занимаемой площади квартиры (71,3 кв.м) он является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Долгов Е.В. и его представитель Меркулова Е.Е. иск поддержала.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии Димитриев Г.В. иск не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Третьи лица Ярлыкова И.В. и Долгова И.Г., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО, ФИО1, ФИО2, просили исковые требования удовлетворить, указав, что семья Долговых является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2022 года постановлено:
«Признать незаконным решение территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 61 от 18.02.2022 года в части снятия Долгова Евгения Валерьевича с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать территориальную комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения восстановить Долгова Евгения Валерьевича на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения».
На указанное решение ответчиком Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. В обоснование жалобы указано, что выводы суда о том, что истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на получение единовременной социальной выплаты, и у ответчика отсутствовали основания для снятии его с учета, со ссылкой на истечение пятилетнего срока с даты совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий являются необоснованными. До совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий уровень обеспеченности истца жилым помещением составлял 8,73 кв.м, после совершения данных действий (снятия с регистрационного учета по месту жительства в общежитии и регистрации по месту жительства в жилом помещении общей площадью 71,3 кв.м) – 15,84 кв.м. Поскольку жена и сын истца занимали комнаты в общежитии на основании договора социального найма, то занимаемая ими площадь подлежала вычитанию при расчете размера ЕСВ. При снятии их с регистрационного с учета по месту жительства в общежитии размер предоставления ЕСВ подлежал бы увеличению, следовательно, ими совершены действия с целью получения ЕСВ в большем размере. Выписавшись в 2014 году из указанного жилого помещения, жена и сын истца фактически произвели отчуждение части жилого помещения, так как, проживая по договору социального найма, они имели право на приватизацию части жилого помещения либо обязаны были написать отказ от приватизации, что также, по мнению апеллянта, является намеренным ухудшением жилищных условий. В жалобе также указано, что истец в комиссию сведения до 2022 года об изменении жилищных условий и состава семьи не предоставлял.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Главного управления МЧС России по Чувашской Республике Димитриев Г.В. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Истец Долгов Е.В., его представитель Меркулова Е.Е. и третьи лица Долгова И.Г., Ярлыкова И.В. апелляционную жалобу ответчика просили оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, условия реализации таких отношений, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, один раз, за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее – Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ).
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Подпунктом «б» пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Долгов Е.В. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России по Чувашской Республике, является подполковником внутренней службы в отставке, имеет выслугу лет в календарном исчислении 21 год 6 месяцев 5 дней.
На учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения состоит с 28 января 2014 года (протокол от 28 апреля 2014 года №9), принят на учет с составом семьи 3 человека (Долгов Е.В., его супруга Долгова И.Г., сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
На дату принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты Долгов Е.В. был зарегистрирован в служебной квартире, расположенной по адресу: г.Шумерля, ул. ..., д.35, кв.3; его супруга Долгова И.Г. и сын ФИО – в муниципальном жилом помещении по адресу: г.Шумерля, ул. ..., д. 3, комн. 8,9, в которой на членов семьи истца приходилось всего 8,73 кв.м.
Решением территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике (протокол № 61) от 18 февраля 2022 года Долгов Е.В. снят с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «б» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с выявлением сведений, свидетельствующих об утрате оснований для получения единовременной социальной выплаты с 11 сентября 2014 года, а также сведений, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в большем размере, совершенные 11 сентября 2014 года.
Из содержания оспариваемого решения комиссии следует, что в период с 11 сентября 2014 года до 6 мая 2016 года уровень обеспеченности Долгова Е.В. жилыми помещениями составил более установленной законом учетной нормы 15 кв.м. Кроме того, совершенные членами семьи Долговой И.Г. и ФИО действия по смене места жительства, произведенные 11 сентября 2014 года, являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, поскольку привели к утрате на занимаемые на праве социального найма 8,73 кв.м.
На момент снятия Долгова Е.В. с учета его семья состояла из 5 человек: сам Долгов Е.В., его супруга Долгова И.Г., сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Долговы зарегистрированы и проживают в квартире общей площадью 71,3 кв.м, принадлежащей на праве собственности сестре истца Ярлыковой И.В.
Суд, проанализировав вышеприведенные нормы права, признал установленным факт совершения истцом и членами его семьи намеренных действий, ухудшающих жилищные условия и приведших к возможности приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере, то есть без вычета доли, ранее приходящейся на Долгову И.Г. и ФИО в муниципальном жилье, что являлось основанием для снятия с учета на получение выплаты согласно подпункту «б» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Суд также установил, что в период с 11 сентября 2014 года до 6 мая 2016 года уровень обеспеченности жилыми помещениями истца Долгова Е.В. и членов его семьи превысил 15 кв.м. на одного члена семьи и фактически Долгов Е.В. утратил право для получения единовременной социальной выплаты, поскольку перестал соответствовать условиям части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ.
В то же время суд, принимая во внимание положения пункта 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случае совершения сотрудником и (или) членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий, и учитывая, что с момента намеренного ухудшения членами семьи Долгова Е.В. жилищных условий (11.09.2014) до момент вынесения оспариваемого решения (18.02.2022) прошло более 7 лет, а с момента окончания периода обеспеченности жилым помещением семьи истца свыше учетной нормы (06.05.2016) прошло более 6 лет, суд пришел к выводу о том, что истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем имеет право на получение единовременной социальной выплаты, и у ответчика по состоянию на 18 февраля 2022 года отсутствовали основания для снятия истца с учета.
Судебная коллегия вывод суда первой инстанции о незаконности принятого ответчиком решения о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты находит правильным, а доводы апелляционной жалобы в указанной части несостоятельными ввиду следующего.
Снимая истца с учета для получения единовременной социальной выплаты, ответчик сослался на положения части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, подпункта «б» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Как указано выше, подпунктом «б» пункта 15 данных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Порядок принятия решений о снятии сотрудников федеральной противопожарной службы с учета для получения единовременной социальной выплаты специальным законом не регламентирован.
Вместе с тем, общие требования к порядку принятия решений о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Вместе с тем, оспариваемое решение территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике датировано 18 февраля 2022 года, а обстоятельство, повлекшее его принятие (смена Долговой И.Г. и ФИО места жительства), имело место в сентябре 2014 года.
При том, что на федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность формировать и обновлять базу данных лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты и снятых с этого учета. Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит предоставлению в Минфин ежегодно (пункт 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Учитывая, что с января 2014 года Долгов И.Г. непрерывно находился на учете нуждающихся в жилых помещениях и не скрывал от комиссии сведения об изменении места жительства членов его семьи, а также об изменении состава семьи в связи с рождением детей, при этом к моменту принятия оспариваемого решения Долгов Е.В. на протяжении более 6 лет являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, следовательно, по истечении пресекательного пятилетнего срока обстоятельства смены членами его семьиместа жительства в сентябре 2014 года не могли служить основанием для снятия Долгова Е.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Такая правовая позиция подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2019 № 201-КА19-12.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела с учетом норм действующего материального и процессуального законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Чувашской Республике – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий И.В. Филимонова
Судьи Е.А. Арсланова
Ю.Г. Карачкина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 августа 2022 года.