Дело №12-110/2020
Решение
23 июля 2020 г. г. Вышний Волочек
РЎСѓРґСЊСЏ Вышневолоцкого межрайонного СЃСѓРґР° Тверской области Некрасов Р .Р®., рассмотрев жалобу Общества СЃ ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой» РЅР° постановление в„–69/4-140-20-РџРџР /12-2280-Р/19 Рѕ назначении административного наказания РѕС‚ 12 мая 2020 Рі., вынесенное государственным инспектором труда РІ Тверской области Хрестиной Р“.Рђ. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ отношении Общества СЃ ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой»,
установил:
постановлением в„–69/4-140-20-РџРџР /12-2280-Р/19 Рѕ назначении административного наказания, вынесенным 12 мая 2020 Рі. государственным инспектором труда РІ Тверской области Хрестиной Р“.Рђ. Общество СЃ ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой» признано виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Рё подвергнуто административному наказанию РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 61000 рублей.
Р’ жалобе Рё уточнениях Рє жалобе РћРћРћ «Вышний Волочек-Спецстрой» РїСЂРѕСЃРёС‚ постановление изменить РІ части назначенного наказания, заменив штраф предупреждением, указав, что между РћРћРћ «Вышний Волочек-Спецстрой» Рё РћРћРћ «ГК В«РРљРЎВ» заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„–Р’-14364 РЅР° проведение специальной оценки условий труда РЅР° участке очистных сооружений РѕС‚ 10.12.2019. Р’ силу внутриорганизационных мероприятий сведения РїРѕ проведению специальной оценки условий труда предоставлялись поэтапно, что привело Рє нарушению СЃСЂРѕРєРѕРІ исполнения указанного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°. РќР° момент вынесения постановления Рѕ назначении административного правонарушения РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅРµ был исполнен РґРѕ конца, однако РІ настоящее время специальная оценка труда проведена. Р’ отсутствие специальной оценки условий труда Общество обеспечило работникам участка очистных сооружений гарантии Рё компенсации Р·Р° работу СЃ вредными условиями труда, Р° именно: предоставлялись дополнительные отпуска, осуществлялась выплата денежной компенсации РЅР° молоко, выдавалась специальная одежда, проводились плановые медицинские осмотры. Таким образом, возникновение СѓРіСЂРѕР·С‹ причинения вреда Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ работников участка очистных сооружений РІ отсутствие специальной оценки условий труда РЅРµ было Рё РЅРµ могло быть, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, считает, что СЃ учетом положений С‡.2 СЃС‚.3.4, С‡.1 СЃС‚.4.1.1 РљРѕРђРџ Р Р¤ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ заменить административное наказание РІ РІРёРґРµ штрафа РЅР° предупреждение.
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, ООО «Вышний Волочек - Спецстрой» Топильская А.В. поддержала доводы жалобы по указанным в ней основаниям.
Должностное лицо, вынесшее постановление, государственный инспектор труда в Тверской области Хрестина Г.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в ее отсутствие. Представила письменные возражения на жалобу, из которых следует, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ООО «Вышний Волочек-Спецстрой». В нарушение ст.22,212 ТК РФ, ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда рабочих мест, на которых осуществляется деятельность работников очистных сооружений ООО «Вышний Волочек-Спецстрой», а именно: имеющих должностей: 1 штатной единицы – «инженера-химика», 1 штатной единицы – «инженера-технолога», штатной единицы – «заместителя начальника очистных сооружений», 1 штатной единицы – «мастера электроотдела», 2 штатных единиц – «сменного мастера», штатной единицы - «начальника участка очистных сооружений», 3 штатных единиц – «слесаря аварийно-восстановительных работ», 3 штатных единиц – «оператора отстойников», 6 штатных единиц – «машинист насосных установок», 4 штатных единиц – «машинист воздуходувок», 3 «машинист насосных установок по обезвоживанию осадка», 3 штатных единиц – оператор механических решеток, 2 штатных единиц – оператор хлораторных установок», 1 штатной единицы – лаборант химического анализа» не проведена. ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» не принято всех необходимых мер к исполнению требований трудового законодательства и не обеспечено своевременное проведение специальной оценки условий труда, поскольку мероприятия по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работников с учетом отклонения их фактических значений от установленной уполномоченной Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда не проведены, что создает угрозу здоровью, жизни работников организации, осуществляющих деятельность на очистных сооружениях. Факт нарушения работодателем трудового законодательства подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, материалами проверки, которым при рассмотрении дела была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт совершения правонарушения самим правонарушителем не оспаривается. При вынесении постановления должностным лицом были учтены все обстоятельства совершенного правонарушения, а также причины и условия, им способствовавшие. В рассматриваемом случае совокупности обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ч.1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для замены штрафа предупреждением не имеется. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи. Нарушений требований действующего законодательства не допущено.
Заслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труд в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон №426-ФЗ).
В силу части 1 и части 2 статьи 3 Федерального закона №426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона №426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать требованиям по указанию в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда.
РР· материалов дела РѕР± административном правонарушении следует, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения трудового законодательства РІ РћРћРћ «Вышний Волочек-Спецстрой».
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 02.12.2002.
Одним из видов деятельности организации является сбор и очистка воды, распределение воды, сбор и обработка сточных вод и т.д. Организация имеет очистные сооружения. На очистных сооружения по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, пос. Жеванова дача осуществляет трудовую деятельность 32 работника, подверженных воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов.
В нарушение положений ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда рабочих мест, на которых осуществляется деятельность работников очистных сооружений ООО «Вышний Волочек-Спецстрой», а именно: имеющих должностей: 1 штатной единицы – «инженера-химика», 1 штатной единицы – «инженера-технолога», штатной единицы – «заместителя начальника очистных сооружений», 1 штатной единицы – «мастера электроотдела», 2 штатных единиц – «сменного мастера», штатной единицы - «начальника участка очистных сооружений», 3 штатных единиц – «слесаря аварийно-восстановительных работ», 3 штатных единиц – «оператора отстойников», 6 штатных единиц – «машинист насосных установок», 4 штатных единиц – «машинист воздуходувок», 3 «машинист насосных установок по обезвоживанию осадка», 3 штатных единиц – оператор механических решеток, 2 штатных единиц – оператор хлораторных установок», 1 штатной единицы – лаборант химического анализа», не проведена.
22.04.2020 Рё.Рѕ. Вышневолоцкого межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Патраковым Р.Р. РїРѕ факту выявленных нарушений РІ отношении юридического лица РћРћРћ «Вышний Волочек-Спецстрой» вынесено постановление Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина юридического лица ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» в его совершении подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, которые были оценены должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:
Факт совершения ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается собранными по данному делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 апреля 2020 г., объяснениями генерального директора ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» Марковского С.П. от 22 апреля 2020 г.
Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, исследованными в судебном заседании доказательствами установлен факт нарушения ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Поскольку юридическое лицо - ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» нарушило требования ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ №О специальной оценке условий труда», бездействие данного юридического лица было верно квалифицировано по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Факт нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» документально не опровергнут.
Таким образом, в действиях ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» доказано наличие состава вмененного ему административного правонарушения.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, должностным лицом не допущено.
При таких обстоятельствах, с учетом анализа всех обстоятельств дела, а также представленных по делу доказательств, основания для освобождения заявителя от административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Вина юридического лица ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена и подтверждается материалами дела.
Порядок привлечения юридического лица ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» к административной ответственности должностным лицом не нарушен, процессуальные документы составлены в соответствии с требованиями закона, действия юридического лица ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» квалифицированы правильно.
Постановление о привлечении юридического лица ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного административного наказания.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.
Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Санкция ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
На основании ч. 3.5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
РР· анализа вышеприведенных правовых РЅРѕСЂРј, устанавливающих условия привлечения Рє административной ответственности следует, что РїСЂРё назначении административного наказания должностное лицо административного органа должен проверить совокупность обстоятельств, перечисленных РІ С‡. 2 СЃС‚. 3.4 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях).
РР· материалов дела Рё оспариваемого постановления усматривается, что юридического лица РћРћРћ «Вышний Волочек-Спецстрой» впервые совершило административное правонарушение, РІРёРЅСѓ признало.
Обстоятельств, подтверждающих то, что при совершении юридического лица ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» административного правонарушения причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинен имущественный ущерб, в частности не проведение специальной оценки условий труда рабочих мест, повлекло угрозу жизни и здоровью работнику, а также причинило имущественный ущерб не установлено и из материалов дела не усматривается.
Учитывая вышеизложенное, судья полагает, что обжалуемое постановление должностного лица подлежит изменению в части назначенного административного наказания - административный штраф, назначенный юридическому лицу ООО «Вышний Волочек-Спецстрой», подлежит замене на предупреждение.
Р’ остальной части постановление в„–69/4-140-20-РџРџР /12-2280-Р/19 Рѕ назначении административного наказания РѕС‚ 12 мая 2020 Рі., вынесенное государственным инспектором труда РІ Тверской области Хрестиной Р“.Рђ. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ отношении РћРћРћ «Вышний Волочек-Спецстрой», подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой» удовлетворить.
Постановление в„–69/4-140-20-РџРџР /12-2280-Р/19 Рѕ назначении административного наказания РѕС‚ 12 мая 2020 Рі., вынесенное государственным инспектором труда РІ Тверской области Хрестиной Р“.Рђ. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ отношении Общества СЃ ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой» изменить, заменить административное наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 61000 рублей РЅР° предупреждение.
Р’ остальной части постановление в„–69/4-140-20-РџРџР /12-2280-Р/19 Рѕ назначении административного наказания РѕС‚ 12 мая 2020 Рі., вынесенное государственным инспектором труда РІ Тверской области Хрестиной Р“.Рђ. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ отношении Общества СЃ ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой» оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии в Тверской областной суд.
Судья Р.Ю.Некрасов
Дело №12-110/2020
Решение
23 июля 2020 г. г. Вышний Волочек
РЎСѓРґСЊСЏ Вышневолоцкого межрайонного СЃСѓРґР° Тверской области Некрасов Р .Р®., рассмотрев жалобу Общества СЃ ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой» РЅР° постановление в„–69/4-140-20-РџРџР /12-2280-Р/19 Рѕ назначении административного наказания РѕС‚ 12 мая 2020 Рі., вынесенное государственным инспектором труда РІ Тверской области Хрестиной Р“.Рђ. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ отношении Общества СЃ ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой»,
установил:
постановлением в„–69/4-140-20-РџРџР /12-2280-Р/19 Рѕ назначении административного наказания, вынесенным 12 мая 2020 Рі. государственным инспектором труда РІ Тверской области Хрестиной Р“.Рђ. Общество СЃ ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой» признано виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Рё подвергнуто административному наказанию РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 61000 рублей.
Р’ жалобе Рё уточнениях Рє жалобе РћРћРћ «Вышний Волочек-Спецстрой» РїСЂРѕСЃРёС‚ постановление изменить РІ части назначенного наказания, заменив штраф предупреждением, указав, что между РћРћРћ «Вышний Волочек-Спецстрой» Рё РћРћРћ «ГК В«РРљРЎВ» заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„–Р’-14364 РЅР° проведение специальной оценки условий труда РЅР° участке очистных сооружений РѕС‚ 10.12.2019. Р’ силу внутриорганизационных мероприятий сведения РїРѕ проведению специальной оценки условий труда предоставлялись поэтапно, что привело Рє нарушению СЃСЂРѕРєРѕРІ исполнения указанного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°. РќР° момент вынесения постановления Рѕ назначении административного правонарушения РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅРµ был исполнен РґРѕ конца, однако РІ настоящее время специальная оценка труда проведена. Р’ отсутствие специальной оценки условий труда Общество обеспечило работникам участка очистных сооружений гарантии Рё компенсации Р·Р° работу СЃ вредными условиями труда, Р° именно: предоставлялись дополнительные отпуска, осуществлялась выплата денежной компенсации РЅР° молоко, выдавалась специальная одежда, проводились плановые медицинские осмотры. Таким образом, возникновение СѓРіСЂРѕР·С‹ причинения вреда Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ работников участка очистных сооружений РІ отсутствие специальной оценки условий труда РЅРµ было Рё РЅРµ могло быть, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, считает, что СЃ учетом положений С‡.2 СЃС‚.3.4, С‡.1 СЃС‚.4.1.1 РљРѕРђРџ Р Р¤ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ заменить административное наказание РІ РІРёРґРµ штрафа РЅР° предупреждение.
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, ООО «Вышний Волочек - Спецстрой» Топильская А.В. поддержала доводы жалобы по указанным в ней основаниям.
Должностное лицо, вынесшее постановление, государственный инспектор труда в Тверской области Хрестина Г.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в ее отсутствие. Представила письменные возражения на жалобу, из которых следует, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ООО «Вышний Волочек-Спецстрой». В нарушение ст.22,212 ТК РФ, ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда рабочих мест, на которых осуществляется деятельность работников очистных сооружений ООО «Вышний Волочек-Спецстрой», а именно: имеющих должностей: 1 штатной единицы – «инженера-химика», 1 штатной единицы – «инженера-технолога», штатной единицы – «заместителя начальника очистных сооружений», 1 штатной единицы – «мастера электроотдела», 2 штатных единиц – «сменного мастера», штатной единицы - «начальника участка очистных сооружений», 3 штатных единиц – «слесаря аварийно-восстановительных работ», 3 штатных единиц – «оператора отстойников», 6 штатных единиц – «машинист насосных установок», 4 штатных единиц – «машинист воздуходувок», 3 «машинист насосных установок по обезвоживанию осадка», 3 штатных единиц – оператор механических решеток, 2 штатных единиц – оператор хлораторных установок», 1 штатной единицы – лаборант химического анализа» не проведена. ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» не принято всех необходимых мер к исполнению требований трудового законодательства и не обеспечено своевременное проведение специальной оценки условий труда, поскольку мероприятия по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работников с учетом отклонения их фактических значений от установленной уполномоченной Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда не проведены, что создает угрозу здоровью, жизни работников организации, осуществляющих деятельность на очистных сооружениях. Факт нарушения работодателем трудового законодательства подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, материалами проверки, которым при рассмотрении дела была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт совершения правонарушения самим правонарушителем не оспаривается. При вынесении постановления должностным лицом были учтены все обстоятельства совершенного правонарушения, а также причины и условия, им способствовавшие. В рассматриваемом случае совокупности обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ч.1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для замены штрафа предупреждением не имеется. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи. Нарушений требований действующего законодательства не допущено.
Заслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труд в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон №426-ФЗ).
В силу части 1 и части 2 статьи 3 Федерального закона №426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона №426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать требованиям по указанию в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда.
РР· материалов дела РѕР± административном правонарушении следует, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения трудового законодательства РІ РћРћРћ «Вышний Волочек-Спецстрой».
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 02.12.2002.
Одним из видов деятельности организации является сбор и очистка воды, распределение воды, сбор и обработка сточных вод и т.д. Организация имеет очистные сооружения. На очистных сооружения по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, пос. Жеванова дача осуществляет трудовую деятельность 32 работника, подверженных воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов.
В нарушение положений ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда рабочих мест, на которых осуществляется деятельность работников очистных сооружений ООО «Вышний Волочек-Спецстрой», а именно: имеющих должностей: 1 штатной единицы – «инженера-химика», 1 штатной единицы – «инженера-технолога», штатной единицы – «заместителя начальника очистных сооружений», 1 штатной единицы – «мастера электроотдела», 2 штатных единиц – «сменного мастера», штатной единицы - «начальника участка очистных сооружений», 3 штатных единиц – «слесаря аварийно-восстановительных работ», 3 штатных единиц – «оператора отстойников», 6 штатных единиц – «машинист насосных установок», 4 штатных единиц – «машинист воздуходувок», 3 «машинист насосных установок по обезвоживанию осадка», 3 штатных единиц – оператор механических решеток, 2 штатных единиц – оператор хлораторных установок», 1 штатной единицы – лаборант химического анализа», не проведена.
22.04.2020 Рё.Рѕ. Вышневолоцкого межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Патраковым Р.Р. РїРѕ факту выявленных нарушений РІ отношении юридического лица РћРћРћ «Вышний Волочек-Спецстрой» вынесено постановление Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина юридического лица ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» в его совершении подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, которые были оценены должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:
Факт совершения ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается собранными по данному делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 апреля 2020 г., объяснениями генерального директора ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» Марковского С.П. от 22 апреля 2020 г.
Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, исследованными в судебном заседании доказательствами установлен факт нарушения ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Поскольку юридическое лицо - ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» нарушило требования ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ №О специальной оценке условий труда», бездействие данного юридического лица было верно квалифицировано по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Факт нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» документально не опровергнут.
Таким образом, в действиях ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» доказано наличие состава вмененного ему административного правонарушения.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, должностным лицом не допущено.
При таких обстоятельствах, с учетом анализа всех обстоятельств дела, а также представленных по делу доказательств, основания для освобождения заявителя от административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Вина юридического лица ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена и подтверждается материалами дела.
Порядок привлечения юридического лица ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» к административной ответственности должностным лицом не нарушен, процессуальные документы составлены в соответствии с требованиями закона, действия юридического лица ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» квалифицированы правильно.
Постановление о привлечении юридического лица ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного административного наказания.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.
Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Санкция ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
На основании ч. 3.5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
РР· анализа вышеприведенных правовых РЅРѕСЂРј, устанавливающих условия привлечения Рє административной ответственности следует, что РїСЂРё назначении административного наказания должностное лицо административного органа должен проверить совокупность обстоятельств, перечисленных РІ С‡. 2 СЃС‚. 3.4 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях).
РР· материалов дела Рё оспариваемого постановления усматривается, что юридического лица РћРћРћ «Вышний Волочек-Спецстрой» впервые совершило административное правонарушение, РІРёРЅСѓ признало.
Обстоятельств, подтверждающих то, что при совершении юридического лица ООО «Вышний Волочек-Спецстрой» административного правонарушения причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинен имущественный ущерб, в частности не проведение специальной оценки условий труда рабочих мест, повлекло угрозу жизни и здоровью работнику, а также причинило имущественный ущерб не установлено и из материалов дела не усматривается.
Учитывая вышеизложенное, судья полагает, что обжалуемое постановление должностного лица подлежит изменению в части назначенного административного наказания - административный штраф, назначенный юридическому лицу ООО «Вышний Волочек-Спецстрой», подлежит замене на предупреждение.
Р’ остальной части постановление в„–69/4-140-20-РџРџР /12-2280-Р/19 Рѕ назначении административного наказания РѕС‚ 12 мая 2020 Рі., вынесенное государственным инспектором труда РІ Тверской области Хрестиной Р“.Рђ. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ отношении РћРћРћ «Вышний Волочек-Спецстрой», подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой» удовлетворить.
Постановление в„–69/4-140-20-РџРџР /12-2280-Р/19 Рѕ назначении административного наказания РѕС‚ 12 мая 2020 Рі., вынесенное государственным инспектором труда РІ Тверской области Хрестиной Р“.Рђ. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ отношении Общества СЃ ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой» изменить, заменить административное наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 61000 рублей РЅР° предупреждение.
Р’ остальной части постановление в„–69/4-140-20-РџРџР /12-2280-Р/19 Рѕ назначении административного наказания РѕС‚ 12 мая 2020 Рі., вынесенное государственным инспектором труда РІ Тверской области Хрестиной Р“.Рђ. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ отношении Общества СЃ ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой» оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии в Тверской областной суд.
Судья Р.Ю.Некрасов