№
Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
г.о. Л 02 июня 2020 года
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Федуновой Ю.С., при секретаре судебного заседания З, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску К к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Л, Л, Л и Лыткарино об обязании включить в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащим обеспечению жилым помещением,
установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что она обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статус сироты в отношении истца подтверждается свидетельством о рождении истца от ДД.ММ.ГГ 1<...> и решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ по гражданскому делу 2-661/10 о лишении матери истца К родительских прав.
В графе «отец» в свидетельстве о рождении истца стоит прочерк.
Истец включена в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа Челябинск.
С января 2019 года истец зарегистрирована по месту жительства на территории городского округа Л Московской области но адресу: г. Л, <адрес>, что подтверждается отметкой в паспорте истца.
Истец обратилась в апреле 2019 года к ответчику с заявлением о переводе ее из списка сирот на получение жилого помещения на территории <адрес> в список по Московской области в связи с переменой места жительства и регистрацией по месту жительства на территории Московской области.
В соответствии с письмом управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Л, Л, Л н Лыткарино от ДД.ММ.ГГ № /ОП-ТГ-143/2019 истцу отказано в переводе в связи с тем, что в Московской области отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий порядок перевода лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из списка другого региона, а также в связи с тем, что истец включена в список в <адрес>.
Необходимо отметить, что истец не скрывала включение в список в другом регионе и обращалась к Ответчику именно для перевода ее учетного дела в <адрес> и постановки на жилищный учет по месту жительства.
Истцу отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории городского округа Л Московской области. В качестве основания для отказа указано на тот факт, что истец реализовала право на включение в соответствующий список в Челябинском юродском округе. Ответчиком в данном распоряжении также проигнорирован тот факт, что истец обращалась для включения ее в соответствующий список именно в порядке перевода
На основании вышеизложенного истец просит суд, обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Л, Л, Л и Лыткарино включить ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на территории городского округа Л Московской области по месту жительства
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по доводам иска.
Представитель ответчика в судебном возражали, просили отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав стороны, исследовав материала дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ, "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в законную силу дата, установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральный закон N 159-ФЗ установил для вышеназванной категории граждан дополнительные гарантии социальной поддержки, в том числе в том числе, прав на имущество и жилое помещение, при этом не распространил свое действие на правоотношения, возникшие до его вступления в силу согласно ст. 13 указанного Закона, на дополнительные гарантии, касающиеся прав на имущество и жилое помещение.
Судом установлено, что истец обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статус сироты в отношении истца подтверждается свидетельством о рождении истца от ДД.ММ.ГГ 1-<...> и решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ по гражданскому делу 2-661/10 о лишении матери истца К родительских прав.
В графе «отец» в свидетельстве о рождении истца стоит прочерк.
Истец включена в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа Челябинск.
С января 2019 года истец зарегистрирована по месту жительства на территории городского округа Л Московской области но адресу: г. Л, <адрес>, что подтверждается отметкой в паспорте истца.
Истец обратилась в апреле 2019 года к ответчику с заявлением о переводе ее из списка сирот на получение жилого помещения на территории <адрес> в список по Московской области в связи с переменой места жительства и регистрацией по месту жительства на территории Московской области.
В соответствии с письмом управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Л, Л, Л н Лыткарино от ДД.ММ.ГГ № /ОП-<...> истцу отказано в переводе в связи с тем, что в Московской области отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий порядок перевода лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из списка другого региона, а также в связи с тем, что истец включена в список в <адрес>.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно части 2 статьи 8 Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей” жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч. 1 ст. 8 (поименованным в п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”), имеющим место жительства в Московской области.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона (изменения от ДД.ММ.ГГ N 322-ФЗ - вступили в силу ДД.ММ.ГГ), Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Абзацем третьим пункта 3.1 статьи 8 Закона установлено, что указанные в Законе лица, исключаются из списка, в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 23 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ № “О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации..” при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители. Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
Согласно постановлению правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ № «О мерах по реализации Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей’*», при перемене места жительства ребенка-сироты заявление в письменной форме об исключении его из списка по прежнему месту жительства, расположенному за пределами Московской области, и включении его в список по новому месту жительства в Московской области подает его законный представитель в территориальное структурное подразделение по опеке и попечительству центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере образования, по месту жительства ребенка-сироты в Московской области (далее - территориальный орган опеки по новому месту жительства) при наличии одного из оснований: если ребенок-сирота имеет место жительства в Московской области более 5 лет.
Исковые требования истца не подлежат удовлетворению, в связи с тем, что истец К уже реализовала свое право в г.о. Челябинск, так как была включена в список на обеспечение специализированным жилым помещением в соответствии с решением Министерства от 30.06.2014г. №. Прибыла на территорию Московской области в возрасте 23 лет. Законный представитель истца ранее с соответствующим заявлением не обращался. Истец проживает на территории Московской области менее 5 лет.
Таким образом, с учетом изложенного, правовых оснований для осязания Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Л, Л, Л и Лыткарино об обязании включить в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот подлежащим обеспечению жилым помещением у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении исковых требований К к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Л, Л, Л и Лыткарино об обязании включить в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот подлежащим обеспечению жилым помещением.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГ.
Судья Федунова Ю.С.