Решение по делу № 2-308/2022 от 21.02.2022

<....>

№__ Дело № 2-308/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,

при секретаре Федоровой О.Д.,

с участием прокурора Дмитренко Е.А.,

истца Губанова В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 15 июня 2022 г. гражданское дело по иску прокурора города Инты в интересах Губанова В. Г. к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение изделия медицинского назначения и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд в интересах Губанова В.Г. с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинского изделия "Тест-полоски для глюкометра "Акку Чек Актив" в размере 4074 руб., компенсации морального вреда в размере 3000 руб. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Губанова В.Г. о ненадлежащем обеспечении его тест полосками для глюкометра "Акку Чек Актив", по результатам которой установлено, что Губанов В.Г. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" с диагнозом: <....> Лечащим врачом для лечения Губанову В.Г. назначено применение тест полосок для глюкометра. Заявка на закупку указанного препарата включена в сводную заявку ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" и направлена 23.07.2020. Губанову В.Г. 15.10.2021 выписан рецепт №__ №__ на получение медицинского изделия "Тест-полоски для глюкометра "Акку Чек Актив" № 50 в количестве 2 упаковок, 11.11.2021 Губанов В.Г. обратился в аптеку № 114 гор. Инты с рецептом от 15.10.2021, в постановке указанного рецепта на отсроченное обслуживание было отказано ввиду наличия ранее предъявленного необеспеченного рецепта на аналогичное медицинское изделие и отсутствия указанного медицинского изделия в аптечной сети. 23.12.2021 Губанову В.Г. был выписан рецепт №__ №__ на получение медицинского изделия "Тест-полоски для глюкометра "Акку Чек Актив" № 50 в количестве 2 упаковок. Проверкой установлено, что тест-полосками по рецепту от 15.10.2021 Губанов В.Г. обеспечен лишь 02.02.2022, а по рецепту от 23.12.2022 лишь 26.01.2022. Ввиду отсутствия медицинского изделия в аптечной сети ГУП РК "ГАРК", а также необходимости регулярного применения данного жизненно необходимого медицинского изделия для определения уровня содержания глюкозы в крови, Губанов В.Г. был вынужден приобретать указанное медицинское изделие за счет собственных денежных средств. Согласно товарному чеку от 30.11.2021 Губановым В.Г. приобретено медицинское изделие "Тест-полоски для глюкометра "Акку Чек Актив" в количестве 1 упаковки на сумму 1974 руб., по кассовому чеку от 20.12.2021 приобретена 1 упаковка данного медицинского изделия на сумму 2100 руб., всего за период с 11.11.2021 по 26.01.2022 затрачено собственных денежных средств на сумму 4074 руб.

Определением суда от 28.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГБУЗ РК "Интинская центральная городская больница".

В судебном заседании прокурор поддержал требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Губанов В.Г. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования в полном объеме.

Ответчик – Министерство здравоохранения Республики Коми о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил. В возражениях на иск просил отказать истцу в удовлетворении требований, указал, что нормативными правовыми актами не предусмотрен порядок обеспечения медицинскими изделиями в соответствии с их торговым наименованием, в связи с чем пациенты обеспечиваются тест-полосками, имеющимися в наличии в аптечной сети. По рецептам от 15.10.2021 №__ №__, от 23.12.2021 №__ №__ Губанову В.Г. отпущены медицинские изделия в необходимом количестве. В аптеке № 114 имелись тест-полоски к глюкометру "Акку Чек Актив" и с иными наименованиями. Спорные рецепты предъявлены Губановым В.Г. в аптеку № 114 23.12.2021 и 24.12.2021, при этом он самостоятельно приобретал 30.11.2021 и 20.12.2021, в связи с чем Министерство является ненадлежащим ответчиком. При этом доказательств, подтверждающих вину Министерства в связи с необеспечением Губанова В.Г. медицинскими изделиями, суду не предоставлено. Кроме того, к исковому заявлению прокурора г. Инты, полученному Министерством, не приложены документы, подтверждающие позицию истца – чеки о покупке медицинских изделий, копии спорных рецептов.

Третьи лица – ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" и ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили. Представитель ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" в отзыве на иск сообщил, что согласно реестру рецептов на имя Губанова В.Г. на отсроченном обеспечении рецепты отсутствуют. В рамках программы КРОО "Диабет" Губанов В.Г. обеспечен медицинским изделием "система контроля уровня глюкозы (глюкомерт) портативная "УанТач Селект Плюс Флекс" как пациент, у которого имеются необеспеченные рецепты на медицинское изделие тест-полоски к глюкометрам торговых марок "Акку-Чек Актив". Рецепт от 25.04.2022 №__ №__ выписан взамен рецепта от 25.02.2022 №__ №__; 03.06.2022 выписан рецепт №__ №__ (отпуск 03.06.2022) на тест-полоски для глюкометра "Уан Тач Селект Плюс" в количестве 3 упаковок.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 21.11.2011).

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011, к основным принципам охраны здоровья отнесено соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011).

Пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан, в том числе, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи определен перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Также данной программой установлено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (раздел V).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее – Постановление от 30.07.1994), согласно которому право на получение всех лекарственных средств, этилового спирта (100 г в месяц), инсулиновых шприцов, шприцов типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, игл к ним, а также средств диагностики по рецептам врачей бесплатно имеют граждане, которым установлено заболевание "диабет" (Приложение №1).

Согласно п. 4 Постановления от 30.07.1994 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.

В соответствии с п.п. 2, 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно Перечню социально значимых заболеваний, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715, к социально значимым заболеваниям отнесен сахарный диабет.

Постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2020 № 676 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, действующая до 01.01.2022, приложением № 2 которой установлен перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, бесплатно отпускаемых при амбулаторном лечении гражданам, имеющим право на бесплатное лекарственное обеспечение, на лекарственное обеспечение с 50-процентной скидкой в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми". В данный Перечень входит "тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови".

Постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2021 № 668 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, действующая с 01.01.2022, приложением № 2 которой установлен перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, бесплатно отпускаемых при амбулаторном лечении гражданам, имеющим право на бесплатное лекарственное обеспечение, на лекарственное обеспечение с 50-процентной скидкой в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми". В данный Перечень входит "тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови".

На основании п. 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных Приказом Минздрава России от 11.07.2017 № 403н (действующих в период возникновения спорных отношений), отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки: рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.

В силу п. 11, 12 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н, действующих с 01.03.2022, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание): рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, не входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, не входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение семи рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепты на лекарственные препараты, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживаются в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.

На территории Республики Коми действует Порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, утвержденный Приказом Минздрава Республики Коми от 03.10.2016 № 10/456.

Указанным порядком предусмотрены следующие правила бесплатного обеспечения граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения: медицинские работники выписывают рецепты на лекарственные средства, включенные в перечни лекарственных средств, утвержденных в рамках программам льготного лекарственного обеспечения, а также в сводную заявку Министерства и имеющиеся в наличии в аптечной организации (п. 2.6 Порядка); аптечная организация в соответствии с указанным в рецепте международным непатентованным (действующим веществом) отпускает лекарственный препарат под торговым наименованием, имеющимся в наличии по государственным контрактам, заключенным в рамках государственных закупок по льготным программам (п. 3.3 Порядка); в случае временного отсутствия лекарственного средства аптечная организация регистрирует рецепт в журнале неудовлетворенного спроса, рецепт, принятый на отсроченное обслуживание, хранится в аптечной организации, аптечная организация делает на рецепте отметку о дате приема рецепта на обеспечение, и в течение 1 рабочего дня вводит рецепт в базу данных отсроченных рецептов, а также согласовывает с фармацевтической организацией поставку лекарственных средств для обеспечения отсроченных рецептов в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента приема рецепта на обеспечение, при отсутствии у фармацевтической организации выписанного лекарственного препарата, аптечная организация в течение 3 рабочих дней со дня установления отсутствия у фармацевтической организации выписанного лекарственного препарата обязана довести информацию в письменном виде до руководителя медицинской организации, выписавшей рецепт, о необходимости принятия мер для обеспечения лечебного процесса, медицинская организация в течение 3 рабочих дней со дня получения информации направляет в аптечную организацию ответ с целью дальнейшей организации лекарственного обеспечения (снятия рецепта с отсроченного обеспечения в связи с выпиской рецепта на лекарственное средство аналоговой замены, оставление рецепта на отсроченном обеспечении) (п. 3.5 Порядка); аптечные организации ежедневно осуществляют ввод данных об обеспеченных рецептах, рецептах, не обеспеченных и поставленных на отсроченное обслуживание в программный продукт (п. 3.7 Порядка).

Судом установлено, что Губанов В.Г. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" с диагнозом: <....>. Лечащим врачом истцу назначено применение тест-полосок для глюкометра.

15.10.2021 Губанову В.Г. выписан рецепт №__ №__ на бесплатное получение медицинского изделия "Тест-полоски для глюкометра "Акку Чек Актив" № 50 в количестве 2 упаковок. Согласно сведений ГУП РК "ГАРК" данный рецепт 24.12.2021 предъявлен Губановым В.Г. в аптеку № 114 г. Инты и поставлен ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" на отсроченное обслуживание в связи с отсутствием указанных тест-полосок в аптечной сети на день обращения. Также Губанову В.Г. 23.12.2021 был выписан рецепт №__ №__ на бесплатное получение медицинского изделия "Тест-полоски для глюкометра "Акку Чек Актив" № 50 в количестве 2 упаковок.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Инты, установлено, что Губанов В.Г. обратился 11.11.2021 в аптеку № 114 и предъявил рецепт от 15.10.2021 на получение тест-полосок к глюкометру "Акку Чек Актив", однако в принятии рецепта на отсроченное обслуживание было отказано ввиду наличия у него же принятого аналогичного рецепта от 19.08.2021, находящегося на отсроченном обслуживании.

Решением Интинского городского суда от 24.01.2022 №__, вступившего в законную силу 05.05.2022, с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Губанова В.Г. взысканы денежные средства, затраченные на самостоятельное приобретение изделия медицинского назначения "Тест полоски для глюкометра "Акку Чек Актив", в размере 4643,50 руб. и компенсация морального вреда в размере 1000 руб.

В мотивировочной части решения суда от 24.01.2022 указано, что 19.08.2021 Губанову В.Г. выписан рецепт №__ №__ на бесплатное получение медицинского изделия "Тест-полоски для глюкометра "Акку Чек Актив" № 50 в количестве 2 упаковок. Данный рецепт 19.08.2021 предъявлен Губановым В.Г. в аптеку № 114 г. Инты и поставлен ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" на отсроченное обслуживание в связи с отсутствием указанных тест-полосок в аптечной сети на день обращения. Также Губанову В.Г. был выписан 15.10.2021 рецепт №__ №__ на бесплатное получение медицинского изделия "Тест-полоски для глюкометра "Акку Чек Актив" № 50 в количестве 2 упаковок. В связи с необеспечением медицинским изделием по льготному рецепту 22.09.2021, 15.10.2021 и 23.10.2021 Губанов В.Г. за счет собственных средств приобрел тест-полоски к глюкометру "Акку Чек Актив" на общую сумму 4643,50 руб., что подтверждается представленными в материалы дела товарными и кассовыми чеками.

В связи с необеспечением медицинским изделием по льготным рецептам 30.11.2021 и 20.12.2021 Губанов В.Г. за счет собственных средств приобрел 2 упаковки тест-полосок к глюкометру "Акку Чек Актив" на общую сумму 4074 руб., что подтверждается представленными в материалы дела товарными и кассовыми чеками.

Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, предусмотрено, что для реализации задач Министерство исполняет следующие государственные функции: разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, в том числе территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (подп. 6 п. 9 Положения); исполняет функции организатора по оказанию медицинской помощи гражданам Российской Федерации (подп. 13 п. 9 Положения); проводит мероприятия по реализации на территории Республики Коми федеральных целевых программ в сфере охраны здоровья (подп. 16 п. 9 Положения); исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми в сфере здравоохранения (подп. 31 п. 9 Положения); исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (подп. 33 п. 9 Положения).

Следовательно, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение лиц, проживающих в Республике Коми, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, в том числе истца, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Указанная обязанность может быть признана исполненной надлежащим образом, если Министерство осуществило закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в такие сроки и в таком количестве, чтобы своевременно обеспечивать бесплатную выдачу лекарственных средств и изделий медицинского назначения гражданам, которые имеют на это право.

В отношении истца ответчик свои обязанности не выполнил. Для получения тест-полосок истец, имеющий рецепт от 15.10.2021 №__ №__ на их бесплатное получение, обратился в структурное подразделение ГУП РК "ГАРК" впервые 11.11.2021, но рецепт не был принят фармацевтом для постановки его на отсроченное обслуживание ввиду наличия уже принятого аналогичного рецепта от 19.08.2021 и находящегося на отсроченном обслуживании. Тест-полоски по указанному рецепту истцу не были выданы до 02.02.2022 (более 3 месяцев).

Для получения тест-полосок истец, имеющий рецепт от 23.12.2021 №__ №__ на их бесплатное получение, обратился в структурное подразделение ГУП РК "ГАРК" 23.12.2021, тест-полоски по указанному рецепту истцу не были выданы до 26.01.2022 (более 1 месяца).

Доводы ответчика о том, что на момент выписки Губанову В.Г. рецептов от 15.10.2021 №__ №__ и от 23.12.2021 №__ №__ в аптечной сети, в том числе в аптеке № 114, имелись тест-полоски с иными наименованиями, суд находит несостоятельными, поскольку из ответа ГУП РК "ГАРК" от 31.01.2022 следует, что в аптечной сети в период с 01.10.2021 по 09.11.2021 имелись тест-полоски "Акку Чек Актив" в ограниченном количестве для обеспечения ранее предъявленных рецептов, с 10.11.2021 по 14.12.2021 тест-полоски к глюкометру "Акку Чек Актив" отсутствовали, поступили на складской комплекс предприятия 14.12.2021, а из ответа ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" от 02.02.2022 видно, что обеспечение пациента тест-полосками иного наименования возможно при наличии у пациента глюкометра соответствующего торгового наименования.

Доводы ответчика о том, что лечебное учреждение обязано было принимать меры к обеспечению лечебного процесса истца, в том числе путем выдачи рецепта на тест-полоски с другим торговым наименованием, фактически имевшиеся в аптечной сети, суд находит несостоятельными.

Во-первых, наличие каких-либо недочетов в работе лечебного учреждения само по себе не освобождает ответчика от ответственности за ненадлежащее обеспечение истца медицинскими изделиями. Сахарный диабет является широко распространенным, социально значимым заболеванием, при этом тест-полоски для глюкометров требуются больным диабетом постоянно. Тест-полоски "Акку Чек Актив" были включены в сводную заявку на 2021 год. Таким образом, отсутствие тест-полосок в аптечных учреждениях является следствием ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей по лекарственному обеспечению граждан. При этом ответчик был уведомлен об отсутствии в аптечных учреждениях ГУП РК "ГАРК" соответствующих тест-полосок. В ответе прокурору ГУП РК "ГАРК" указывает, что в Министерстве здравоохранения РК, ГУП РК "ГАРК" и медицинских организациях Республики Коми действует единый программный продукт, который позволяет отслеживать рецепты, находящиеся на отсроченном обслуживании.

Во-вторых, к каждому конкретному глюкометру подходят тест-полоски только соответствующего вида, выпускаемые тем же производителем. Данная информация имеется в открытом доступе в сети интернет. Из материалов дела следует, что ранее истец систематически получал тест-полоски "Акку Чек Актив", что свидетельствует о наличии у него глюкометра "Акку Чек Актив", и что подтвердили в судебном заседании прокурор и истец. Доказательств того, что у истца на момент выписки рецептов от 15.10.2021 и от 23.12.2021 имеется другой глюкометр материалы дела не содержат.

Законодательством не предусмотрено, что больным сахарным диабетом должны выдаваться тест-полоски конкретного вида (с конкретным торговым наименованием). Однако с учетом того, что к конкретному глюкометру подходят исключительно тест-полоски того же торгового наименования, а бесплатное предоставление глюкометров больным сахарным диабетом законодательством не предусмотрено, законодательство в данной части должно толковаться таким образом, что больному сахарным диабетом должны бесплатно выдаваться тест-полоски, подходящие к глюкометру, имеющемуся у него в наличии.

По мнению суда, противоположная позиция фактически обесценит установленную государством гарантию на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на льготной основе, поскольку их предоставление должно быть своевременным, полным и обеспечивать интересы пациента, не ставить его в зависимое положение от выбранного производителя лекарственных средств и медицинских изделий, органом, осуществляющим их закупку.

Кроме того, обеспечение истца в рамках программы КРОО "Диабет" медицинским изделием "система контроля уровня глюкозы (глюкомерт) портативная "УанТач Селект Плюс Флекс" как пациент, у которого имеются необеспеченные рецепты на медицинское изделие тест-полоски к глюкометрам торговых марок "Акку-Чек Актив" в данном случае не имеет значения, поскольку на момент выписки спорных рецептов, их предъявления в аптечную сеть и приобретения изделия медицинского назначения истец данной системой не был обеспечен, что следует из ответа ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" от 02.02.2022.

В силу статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) убытки (реальный ущерб и упущенная выгода), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению.

Таким образом, в случае, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и средствами диагностики, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости приобретения медицинских изделий за счет собственных средств, то потраченные средства должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

На основании изложенного, поскольку истец имеет заболевание, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, медицинским учреждением Губанову В.Г. были выданы льготные рецепты 15.10.2021 и 23.12.2021 на получение тест-полосок к глюкометру "Акку Чек Актив", которые длительное время не были обслужены, в связи с чем истец был вынужден понести затраты, связанные с приобретением указанных тест-полосок самостоятельно, требования прокурора о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Коми, отвечающего за своевременное обеспечение льготной категории граждан медицинскими изделиями, в пользу Губанова В.Г. понесенных расходов в сумме 4074 руб. суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.

В силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Аналогичные положения закреплены в ст. 151 ГК РФ.

Невыполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по обеспечению истца назначенным ему средством диагностики свидетельствует о существенном нарушении гарантированных Губанову В.Г. прав и законных интересов на охрану здоровья. Несвоевременное получение тест-полосок может повлечь для истца тяжкие последствия, поскольку <....> уровень глюкозы в крови должен быть под контролем постоянно, от оценки уровня глюкозы зависит своевременность принятия мер к его коррекции.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлении № 10 от 20.12.1994 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" и принимает во внимание длительность необеспечения истца медицинским изделием (в течение более 3 месяцев), отсутствие своевременного гарантированного обеспечения истца тест-полосками не могло не причинять ему нравственные страдания, связанные с переживаниями и опасениями за состояние своего здоровья.

С учетом установленных фактических обстоятельств дела, характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Губанова В.Г. компенсацию морального вреда в заявленном размере 3000 руб.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Губанова В. Г. денежные средства, затраченные на самостоятельное приобретение изделия медицинского назначения "Тест полоски для глюкометра "Акку Чек Актив", в размере 4074 руб. и компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20.06.2022.

Судья И.М. Румянцева

<....>

<....>

2-308/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Губанов Василий Григорьевич
Прокурор города Инты
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Коми
Другие
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Интинская центральная городская больница"
Государственное унитарное предприятие Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми"
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Судья
Румянцева Ирина Михайловна
Дело на странице суда
intasud.komi.sudrf.ru
21.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2022Передача материалов судье
28.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2022Судебное заседание
13.06.2022Производство по делу возобновлено
15.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее