дело №2-297/2024
Уникальный идентификатор дела
44RS0004-01-2024-000400-43
Мотивированное решение
изготовлено 16 сентября 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мантурово 02 сентября 2024 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Громовой С.А.
при секретаре Смирновой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» об обязании провести мероприятия по подготовке к отопительному периоду,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее по тексту ООО «Теплосервис»), администрации Мантуровского муниципального округа Костромской области об обязании провести мероприятия по подготовке к отопительному периоду. В обоснование исковых требований указал, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ООО «Теплосервис», в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что ООО «Теплосервис» является теплоснабжающей организацией на территории Мантуровского муниципального округа Костромской области. По результатам рассмотрения комиссией по оценке готовности муниципальных образований Костромской области к отопительному периоду 2023-2024г.г. документов, направленных г.о.г. Мантурово, муниципальное образование признано не готовым к прохождению отопительного периода 2023-2024г.г. по причине неустранения ранее выявленных нарушений в полном объеме, в том числе по причине неустранения недостатков, выявленных в деятельности ООО «Теплосервис». В ходе проверки межрайонной прокуратурой установлено, что ООО «Теплосервис», администрацией Мантуровского муниципального округа Костромской области не проведено техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций производственных зданий котельных в п. Лесобаза, п. Октябрьском, д. Подвигалиха; не проведено инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование металлических дымовых труб с привлечением специализированной организации относительно котельных в п. Лесобаза, п. Октябрьский, д. Подвигалиха; не проведены режимно-наладочные испытания котлов в котельных в п. Лесобаза, п. Октябрьском, д. Подвигалиха. Ненадлежащее и (или) несвоевременное выполнение работ по подготовке объектов ЖКХ к отопительному периоду может привести к нарушению (снижению) уровня надежности теплоснабжения населения в отопительный период, что создает угрозу срыва отопительного сезона 2024-2025гг. и как следствие угрозу причинения вреда жизни и здравью граждан, неопределенного круга лиц.
Определением от 02.09.2024 года судом принят отказ Мантуровского межрайонного прокурора от исковых требований к администрации Мантуровского муниципального округа Костромской области. Производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании прокурор Антипина Н.Н. исковые требования к ООО «Теплосервис» поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Теплосервис» Бахтина А.О. (действующая на основании доверенности от 19.06.2024 года б/н) в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем написала заявление, в котором указала так же, что ответчик приступил к исполнению указанных в исковом заявлении требований прокурора, просила установить срок для исполнения заявленных прокурором исковых требований до 31.12.2024 года (л.д.50).
Администрация Мантуровского муниципального округа Костромской области и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей, а так же каких либо заявлений или ходатайств в суд не направили.
Выслушав представителя ответчика ООО «Теплосервис», прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в защиту прав граждан неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
Положениями статей 20 и 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что 01 сентября 2023 года между отделом имущественных и земельных отношений администрации г.о.г. Мантурово Костромской области (Арендодатель) и ООО «Теплосервис» (Арендатор) заключен договор аренды №24, согласно которого по акту приема-передачи Арендатодатель передал, а Арендатор принял объекты коммунальной инфраструктуры г.о.г. Мантурово – котельные с оборудованием, теплотрассы к ним, расположенные по адресу: Костромская область, городской округ город Мантурово, п. Лесобаза, д. Подвигалиха, п. Октябрьский, находящиеся в муниципальной собственности г.о.г. Мантурово, в состоянии, пригодном для эксплуатации для обеспечения тепловой энергией потребителей г.о.г.Мантурово. Срок действия договора с 01 сентября до заключения концессионного соглашения с момента подписания акта приема-передачи. Арендатор обязуется содержать арендуемое имущество в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, выделяя для этих целей необходимые средства (л.д.11-15).
Согласно приложения к указанному договору аренды - акта приема-передачи от 01.09.2023г. ООО «Теплосервис» принимает в аренду имущество: здание котельной в п. Октябрьский Мантуровского района с оборудованием и теплотрассой, здание котельной с оборудованием и теплотрассой в д. Подвигалиха Мантуровского района, здание котельной в п. Лесобаза Мантуровского района с оборудованием и теплотрассой (л.д.16-17).
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно п.17 ст.2 Закона о теплоснабжении, надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.
Согласно п.1 ч.1 ст.3 Закона о теплоснабжении одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 28.3 Закона о теплоснабжении арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
Таким образом, обязанность по проведению капитального и текущего ремонта объектов теплоснабжения возложена законодателем императивно на арендатора такого имущества, которому объекты теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, переданы на основании заключенного в соответствии с требованиями законодательства договора аренды.
Комиссией, образованной приказом Центрального управления Ростехнадзора от 07 июля 2023 года, в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду 11.12.2023г. проведена проверка готовности к отопительному периоду администрации г.о.г. Мантурово Костромской области. В ходе проверки установлена неготовность муниципального образования г.о.г. Мантурово Костромской области к отопительному периоду 2023-2024 гг.(л.д.20-21).
К акту готовности к отопительному периоду 2023-2024 годов муниципального образования г.о.г. Мантурово Костромской области составлен перечень замечаний. В частности, в ходе проведения проверки выявлены нарушения Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 12.03.2013 года №103, а именно: в нарушение подп.3 п.13 раздела III ООО «Теплосервис» не представлено техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций производственных зданий котельных в п. Лесобаза, п. Октябрьском, д. Подвигалиха; не проведено инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование металлических дымовых труб с привлечением специализированной организации относительно котельных в п. Лесобаза, п. Октябрьский, д. Подвигалиха; в нарушение подп.8 п.13 раздела III не проведены режимно-наладочные испытания паровых котлов котельных в п. Лесобаза, д. Подвигалиха, п. Октябрьский (л.д.22-26).
Требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года №115 (далее по тексту – Правила).
В соответствии с п.3.3.1. названных Правил производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.
В соответствии с п.2.7.1. Правил при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию.
Строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией (п. 3.3.9 Правил).
Пунктом 3.3.14 Правил предусмотрено, что в организациях составляются инструкции по эксплуатации металлических дымовых труб. При этом наблюдения за состоянием металлических дымовых труб при их эксплуатации организовываются со следующей периодичностью - инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации - один раз в 3 года в период летнего отключения котлов.
Пунктом 5.3.7 Правил предусмотрено, что режимно-наладочные испытания проводятся не реже одного раза в пять лет для котлов на твердом и жидком топливе и не реже одного раза в три года для котлов на газообразном топливе.
В силу пункта 1.7. Правил ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.20 Закона о теплоснабжении проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно ч.3 ст.20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
В соответствии с п. 12 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103 организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной п. 10 Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности.
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований (п.10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103).
В п.1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Оценив представленные доказательства суд приходит к выводу, что ненадлежащее и(или) несвоевременное выполнение работ по подготовке объектов ЖКХ к отопительному периоду ответчиком ООО «Теплосервис» может привести к нарушению(снижению) уровня надежности теплоснабжения населения в отопительный период, что в свою очередь создает угрозу срыва отопительного сезона 2024-2025г.г. и угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренном положениями ст. 12 ГК РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Суд находит, что признание иска ответчиком подлежит принятию судом, в соответствии со ст.ст. 39,173 ГПК РФ, поскольку данное признание не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Таким образом, пояснения прокурора подтверждаются материалами дела, а также признанием иска представителем ответчика в судебном заседании, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд исходит из характера проведения необходимых процедур, временных затрат, необходимых для их выполнения, полагает достаточным и разумным срок для исполнения решения до 01.11.2024 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области (ИНН 4401011783, ОГРН 1034408615230) - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (ИНН 4404003692, ОГРН 1064434008143), в срок до 01.11.2024 провести техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций производственных зданий котельных; провести инструментально- визуальное наружное и внутреннее обследование металлических дымовых труб котельных с привлечением специализированной организации; провести режимно-наладочные испытания котлов котельных в пос. Лесобаза, пос. Октябрьском, д. Подвигалиха.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Громова