дело №2-202/2021
УИД 24RS0039-01-2021-000261-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2021 года Новоселовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.В.
при секретаре Рудакове Г.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Лесная охрана» к Орлову А.А. об обязании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с иском к Орлову А.А. об обязании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства. Требования мотивированы тем, что 23.04.2020 в КГКУ «Лесная охрана» из КГБУ «Новоселовское лесничество» поступили материалы о лесном пожаре, произошедшем на территории государственного лесного фонда в квартале №, выделе № (с-з Игрышенский), Степного участкового лесничества КГБУ «Новоселовское лесничество». В ходе административного расследования установлено, что 22.04.2020 лесничим Степного участкового лесничества обнаружен лесной пожар на площади 2 га. Площадь лесного пожара на момент его ликвидации составила 8 га. Лесной пожар произошел в 4,2 км от населенного пункта Курганы, от Новоселовской ПХС – 45 км. Причиной лесного пожара, согласно акту от 23.04.2020 №, послужил переход огня с земель иных категорий. 24.04.2020 в ходе осмотра установлено, что к лесному участку, пройденному пожаром, с северной стороны примыкает сельхозугодие. Огонь прошел по сельхозугодию, и перешел на территорию государственного лесного фонда. На сельхозугодии горела сухая травянистая растительность прошлого года, видны её обугленные остатки. Преобладающая произрастающая порода на участке лесного фонда, пройденного огнем, береза. Нагар на стволах деревьев, со стороны земельного участка до 0,6 м. Огонь прошел по взрослым березовым насаждениям. Беспрепятственному переходу огня в лесной фонд послужила не очистка прилегающей к лесу территории земельного участка от сухой травянистой растительности и других горючих материалов, а также отсутствие других противопожарных барьеров, в частности отделения земельного участка от леса противопожарной минерализованной полосой, что является нарушением пункта 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах. Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 24.04.2020 №КУВИ – № свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым № относится к землям сельскохозяйственного назначения и находится в собственности Орлова А.А., в отношении которого составлен протокол от 15.05.2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. Постановлением от 03.07.2020 № ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей. Штраф на сегодняшний день не оплачен. Просит обязать Орлова А.А. принять меры по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства, а именно: произвести работы по очистке лесного участка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, порубочных остатков, валежника и отделить от леса противопожарной минерализованной полосой лесной участок, с кадастровым №, расположенный на территории государственного лесного фонда в <адрес>, КГБУ «Новоселовское лесничество», Степном участковом лесничестве, в квартале №, выделе № (с-з Игрышенский); обязать Орлова А.А. сообщить о принятых мерах в пятидневный срок с момента окончания вышеуказанных работ, путем направления подтверждающих документов в КГКУ «Лесная охрана» по адресу: <адрес>, либо по электронной почте: <адрес>.
Представитель истца КГКУ «Лесная охрана» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Орлов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица КГБУ «Новоселовское лесничество» в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного Кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В силу положений ч.1 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя в том числе предупреждение лесных пожаров.
Согласно ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
При этом в соответствии с ч. 2.1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ ширина просек, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, устанавливается в пределах от 10 до 100 метров в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с пп. «а» п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Согласно приказу Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 01.04.2020 №86-549-од, пожароопасный сезон 2020 года на территории Новоселовского района определен с 03.04.2020.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, 22.04.2020 был обнаружен низовой беглый пожар на территории государственного лесного фонда в квартале №, выделе № Степного участкового лесничества (с-з Игрышенский), КГБУ «Новоселовское лесничество» на удалении 4,2 км от н.<адрес>, азимут 110°, от Новоселовской ПХС – 45 км, площадь пожара в момент обнаружения – 2 га, на момент ликвидации 8 га, причина возникновения пожара – переход огня с земель иных категорий.
Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра № места возникновения лесного пожара и площади пройденной огнем от 24.04.2020, согласно которому, с северной стороны к кварталу №, выделу № Степного участкового лесничества (с-з Игрышенский) примыкает сельхозугодие. Огонь прошел по сельхозугодию, и дальше зашел в лесной фонд. На сельхозугодии горела сухая травянистая растительность прошлого года, видны её обугленные остатки. Беспрепятственному переходу огня в лесной фонд послужила неочистка прилегающей к лесу территории земельного участка от сухой травянистой растительности и других горючих материалов, а также отсутствие других противопожарных барьеров, в частности отделения земельного участка от леса противопожарной минерализованной полосой. Нагар на стволах деревьев, со стороны земельного участка до 0,6 м. Огонь прошел по взрослым березовым насаждениям (л.д.32)
Также в судебном заседании установлено, что к кварталу №, выделу № Степного участкового лесничества (с-з Игрышенский), КГБУ «Новоселовское лесничество» с северной стороны примыкает земельный участок с кадастровым №.
Согласно выпискам из ЕГРН об объекте недвижимости от 24.04.2020, от 25.05.2021, земельный участок с кадастровым №, относится к землям сельскохозяйственного назначения, и принадлежит Орлову А.А. (л.д.46-48, 57-60).
15.05.2020 КГКУ «Лесная охрана» был составлен протокол № об административном правонарушении в отношении Орлова А.А. по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах (л.д.28-31).
Постановлением заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО3 № от 03.07.2020, Орлов А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей (л.д.20-25).
При таких обстоятельствах, учитывая, что Орлов А.А. является собственником земельного участка, в соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу исковые требования КГКУ «Лесная охрана» к Орлову А.А. об обязании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства - удовлетворить.
Между тем, требования истца в части обязания Орлова А.А. сообщить о принятых мерах в пятидневный срок с момента окончания вышеуказанных работ, путем направления подтверждающих документов в КГКУ «Лесная охрана» удовлетворению не подлежат, поскольку направлены, по сути, на исполнение решения суда.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, согласно которой, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в соответствующий бюджет, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Орлову А.А. об обязании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства – удовлетворить частично.
Обязать Орлова А.А. принять меры по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства, а именно: произвести работы по очистке лесного участка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, порубочных остатков, валежника и отделить от леса противопожарной минерализованной полосой лесной участок, с кадастровым №, расположенный на территории государственного лесного фонда в <адрес>, КГБУ «Новоселовское лесничество», Степном участковом лесничестве, в квартале №, выделе № (с-з Игрышенский).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Орлова А.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Новоселовский районный суд Красноярского края в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В.Горбачева