Решение по делу № 2-208/2022 от 21.02.2022

УИД № 37RS0021-01-2022-000163-93

Дело № 2-208/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева А.С.,

при секретаре Кибалко Д.А.,

с участием: представителя истца - помощника Фурмановского межрайонного прокурора Зеленского А.В.,

представителей ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова Харламовой Е.В. и Куликовой Т.А.,

представителя ответчика Муниципального учреждения отдел образования Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Ликиной О.Н.,

представителя ответчика Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Куликовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области 17 марта 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова, Муниципальному учреждению отдел образования Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова, Муниципальному учреждению отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия - обеспечить наличие в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова системы противопожарной защиты, которая в случае пожара будет обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей, в том числе законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что в МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» нарушаются требования п. 71 Правил противопожарного режима Российской Федерации, согласно которому система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки. Меры к выполнению требований законодательства ответственными должностными лицами детского дошкольного образовательного учреждения не принимаются, что ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и сотрудников учреждения. По допущенным нарушениям Фурмановским межрайонным прокурором в адрес МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» было направлено представление, но ответчик не усмотрел каких-либо нарушений, мер по их устранению не предпринял.

Прокурор – помощник Фурмановского межрайонного прокурора Зеленский А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова Харламова Е.В., представитель ответчика Муниципального учреждения отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Ликина О.Н., представитель ответчиков Администрации Фурмановского муниципального района Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова Куликова Т.А. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах на исковое заявление, оглашенных в судебном заседании и приобщенных судом к материалам гражданского дела (л.д. 89-91, 92-94, 95-97). Согласно отзывам ответчики полагают, что п. 71 Правил противопожарного режима не распространяется на территорию детского сада, полагают, что затраты на цели исполнения требований, предъявленных прокурором, несоразмерны рискам, предотвращаемыми этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота. Согласно предварительной смете установка оборудования для автоматического закрытия калитки составит 117 806 рублей 40 копеек. Данные затраты нецелесообразны, поскольку детский сад не является организацией с круглосуточным пребыванием воспитанников, выплата заработной платы для организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки ворот является неэффективным расходованием бюджетных средств. При возникновении пожара на территории детского сада в дневное время сотрудники детского сада обеспечат эвакуацию воспитанников и работников из здания, отсутствие автоматического шлагбаума не повлияет на возможность тушения пожара и не повлечет угрозу жизни и здоровья воспитанников детского сада. В случае удовлетворения требований Фурмановского межрайонного прокурора просили суд установить срок для исполнения решения суда до 01.07.2024, поскольку в бюджете ответчиков отсутствуют денежные средства на данные цели.

Суд, выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990) закрепляет, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частнымиучреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 3 и 6 Конвенции).

Конституция Российской Федерации гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находятся под защитой государства (ст.2,18, ч. 1 ст.20, ч. 1 ст.38, ч. 1 ст.41 КонституцииРоссийской Федерации).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности также относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абз. 2 ст. 1); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абз. 4 ст. 1); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абз. 5 ст. 1).

Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей на территории населенных пунктов, предприятий и организаций площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты.

Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

У въезда на территорию строительных площадок, открытых плоскостных автостоянок и гаражей, а также на территорию садоводства или огородничества вывешиваются схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения.

Физическим лицам запрещается препятствовать работе подразделений пожарной охраны, в том числе в пути следования подразделений пожарной охраны к месту пожара.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно Уставу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова по типу реализуемых основных образовательных программ является дошкольной образовательной организацией. Детский сад является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Администрации Фурмановского муниципального района в сфере образования (л.д. 67-77).

Свою образовательную деятельность Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова осуществляет в зданиях по адресам: Ивановская область, г. Фурманов, ул. Пролетарская, д. 4 и ул. Ивановская, д. 17, является некоммерческой организацией, казенным учреждением, учредителем и собственником имущества детского сада является Администрация Фурмановского муниципального района от имени муниципального образования «Фурмановский муниципальный район». Часть полномочий учредителя переданы Муниципальному учреждению отделу образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области.

В ходе проведенной Фурмановской межрайонной прокуратурой в порядке надзора проверки деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова по соблюдению законодательства об охране жизни и здоровья детей в муниципальных образовательных учреждениях, были выявлены нарушения, а именно, не обеспечена автоматическая разблокировка и открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, что предусмотрено п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

В связи с выявленными нарушениями в адрес Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова Фурмановским межрайонным прокурором 30.04.2021 было внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства (л.д. 9-11).

В свою очередь Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова не приступило к устранению выявленных нарушений, поскольку полагает, что п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не распространяется на деятельность детского сада (л.д. 12-13).

Суд с данной позицией образовательного учреждения согласиться не может, поскольку требования пожарной безопасности общие для всех организаций, содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты содержаться в разделах I, II, III Правил противопожарного режима в Российской Федерации, раздел V Правил противопожарного режима в Российской Федерации содержит лишь специальные нормы пожарной безопасности для образовательных организаций. Детский сад расположен и осуществляет свою деятельность в пределах населенного пункта в связи, с чем обязан выполнять все требования раздела II Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в том числе и п. 71.

Согласно п. 1.5 Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова учредителем и собственником имущества детского сада является Администрация Фурмановского муниципального района от имени муниципального образования «Фурмановский муниципальный район». Часть полномочий учредителя переданы Муниципальному учреждению отделу образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области в соответствии с его положением.

Согласно п. 1.6 Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова детский сад является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в финансовом органе и кредитных организациях.

Согласно п. 1.7 Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова детский сад отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам детского сада несет собственник его имущества.

В судебном заседании представители ответчиков не оспаривали, что предусмотренными п. 71 Правил противопожарного режима Российской Федерации техническими средствами МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова не оборудован.

Отсутствие автоматической разблокировки и (или) открывания шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах к детскому саду, либо отсутствие ручного открывания при организации круглосуточного дежурства персонала создает препятствия проезду пожарной техники к зданию детского сада, что в случае пожара, безусловно, может повлечь увеличение времени тушения пожара, увеличению разрушений и материального ущерба, а также является угрозой причинения вреда жизни и здоровью воспитанников детского сада и лиц их сопровождающих, а также сотрудников образовательной организации.

Доводы ответчиков о том, что отсутствие автоматического шлагбаума не повлияет на возможность тушения пожара и не повлечет угрозу жизни и здоровья воспитанников детского сада, так как в случае возникновения пожара на территории детского сада в дневное время сотрудники детского сада обеспечивают эвакуацию воспитанников и сотрудников детского сада основанием к отказу в удовлетворении иска не является, поскольку не исключает возможность возникновения пожара в нерабочее время, выходные и праздничные дни.

Система автоматической разблокировки и (или) открывания шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах к детскому саду, либо наличие ручного открывания при организации круглосуточного дежурства персонала является частью комплекса организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничения последствий воздействия опасных факторов пожара на объекте защиты.

Суд также не соглашается с доводами представителя ответчиков о том, что затраты на исполнение исковых требований несоразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» обязательные требования должны быть исполнимыми. При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.

Согласно смете, представленной в материалы дела, стоимость работ по оборудованию автоматической разблокировки и (или) открывания ворот, установленных на проездах и подъездах к детскому саду, составляет 117 806 рублей 40 копеек (л.д. 98-115).

Расходы в размере, указанном в смете, очевидно соразмерны рискам, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничения последствий воздействия опасных факторов пожара в здании детского сада.

На основании изложенного, учитывая, что факт нарушения в деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова требований, изложенных в п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлен в ходе судебного разбирательства и не оспаривался ответчиками, суд, учитывая, что несоблюдение образовательным учреждением возложенных на него законом обязанностей, а также неустранение выявленных прокурором нарушений закона нарушает права неопределенного круга лиц (обучающихся, работников образовательной организации), создает угрозу их жизни и здоровью, создает предпосылки к увеличению последствий воздействия опасных факторов пожара, приходит к выводу, что исковые требования прокурора о возложении на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова обязанности обеспечить наличие в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова системы противопожарной защиты, которая в случае пожара будет обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки законные, обоснованные и подлежат удовлетворению.

Согласно п. 1.1 Положения о Муниципальном учреждении отделе образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области является муниципальным учреждением, созданным с целью обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Фурмановского муниципального района Ивановской области в сфере образования. Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области является уполномоченным органом осуществляющим управление в сфере образования Фурмановского муниципального района. Согласно п. 1.11 после создания муниципальной образовательной организации функции его учредителя выполняет МУ отдел образования, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, иными муниципальными правовыми актами Фурмановского муниципального района. Согласно п. 1.12 МУ отдел образования является главным распорядителем бюджетных средств подведомственных муниципальных образовательных организацией и наделен полномочиями главного администратора доходов по отношению к подведомственным муниципальным образовательным организациям (л.д. 33-40).

Согласно ч. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Согласно п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Поскольку Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области в силу п. 1.12 Положения является главным распорядителем бюджетных средств подведомственных муниципальных образовательных организацией, то Отдел образования в силу п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет ответственность по обязательствам образовательной организации только при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных до образовательной организации.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответственность Муниципального учреждения отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области по обязательствам Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова является субсидиарной, в связи с чем возложение на Отдел образования солидарной ответственности по обязательствам образовательной организации противоречит положениям ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Учитывая, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова и Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области являются казенными учреждениями, их учредителем является Администрация Фурмановского муниципального района, суд приходит к выводу, что Администрация Фурмановского муниципального района также несет субсидиарную ответственность по предъявленным прокурором требованиям.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчики обязаны исполнить решение суда, учитывая характер допущенного нарушения, необходимость реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков, с учетом необходимости совершения ответчиками действий, связанных с выделением бюджетных средств и проведением необходимых мероприятий, учитывая, что на исполнение обязанностей в сфере образования, содержание зданий ответчики затрачивают значительные денежные средства, принимая во внимание, что на орган местного самоуправления решениями суда возложены аналогичные обязанности и в отношении других образовательных учреждений, суд полагает разумным установить срок для исполнения решения суда до 29.12.2023.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова обязанность в срок до 29 декабря 2023 года обеспечить наличие в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова системы противопожарной защиты, которая в случае пожара будет обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова исполнение решения суда произвести субсидиарно с Муниципального учреждения Отдел образования Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области; в случае недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения Отдел образования Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области исполнение решения суда произвести субсидиарно с Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Лебедев

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 24 марта 2022 года.

УИД № 37RS0021-01-2022-000163-93

Дело № 2-208/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева А.С.,

при секретаре Кибалко Д.А.,

с участием: представителя истца - помощника Фурмановского межрайонного прокурора Зеленского А.В.,

представителей ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова Харламовой Е.В. и Куликовой Т.А.,

представителя ответчика Муниципального учреждения отдел образования Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Ликиной О.Н.,

представителя ответчика Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Куликовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области 17 марта 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова, Муниципальному учреждению отдел образования Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова, Муниципальному учреждению отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия - обеспечить наличие в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова системы противопожарной защиты, которая в случае пожара будет обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей, в том числе законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что в МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» нарушаются требования п. 71 Правил противопожарного режима Российской Федерации, согласно которому система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки. Меры к выполнению требований законодательства ответственными должностными лицами детского дошкольного образовательного учреждения не принимаются, что ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и сотрудников учреждения. По допущенным нарушениям Фурмановским межрайонным прокурором в адрес МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» было направлено представление, но ответчик не усмотрел каких-либо нарушений, мер по их устранению не предпринял.

Прокурор – помощник Фурмановского межрайонного прокурора Зеленский А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова Харламова Е.В., представитель ответчика Муниципального учреждения отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Ликина О.Н., представитель ответчиков Администрации Фурмановского муниципального района Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова Куликова Т.А. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах на исковое заявление, оглашенных в судебном заседании и приобщенных судом к материалам гражданского дела (л.д. 89-91, 92-94, 95-97). Согласно отзывам ответчики полагают, что п. 71 Правил противопожарного режима не распространяется на территорию детского сада, полагают, что затраты на цели исполнения требований, предъявленных прокурором, несоразмерны рискам, предотвращаемыми этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота. Согласно предварительной смете установка оборудования для автоматического закрытия калитки составит 117 806 рублей 40 копеек. Данные затраты нецелесообразны, поскольку детский сад не является организацией с круглосуточным пребыванием воспитанников, выплата заработной платы для организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки ворот является неэффективным расходованием бюджетных средств. При возникновении пожара на территории детского сада в дневное время сотрудники детского сада обеспечат эвакуацию воспитанников и работников из здания, отсутствие автоматического шлагбаума не повлияет на возможность тушения пожара и не повлечет угрозу жизни и здоровья воспитанников детского сада. В случае удовлетворения требований Фурмановского межрайонного прокурора просили суд установить срок для исполнения решения суда до 01.07.2024, поскольку в бюджете ответчиков отсутствуют денежные средства на данные цели.

Суд, выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990) закрепляет, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частнымиучреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 3 и 6 Конвенции).

Конституция Российской Федерации гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находятся под защитой государства (ст.2,18, ч. 1 ст.20, ч. 1 ст.38, ч. 1 ст.41 КонституцииРоссийской Федерации).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности также относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абз. 2 ст. 1); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абз. 4 ст. 1); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абз. 5 ст. 1).

Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей на территории населенных пунктов, предприятий и организаций площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты.

Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

У въезда на территорию строительных площадок, открытых плоскостных автостоянок и гаражей, а также на территорию садоводства или огородничества вывешиваются схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения.

Физическим лицам запрещается препятствовать работе подразделений пожарной охраны, в том числе в пути следования подразделений пожарной охраны к месту пожара.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно Уставу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова по типу реализуемых основных образовательных программ является дошкольной образовательной организацией. Детский сад является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Администрации Фурмановского муниципального района в сфере образования (л.д. 67-77).

Свою образовательную деятельность Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова осуществляет в зданиях по адресам: Ивановская область, г. Фурманов, ул. Пролетарская, д. 4 и ул. Ивановская, д. 17, является некоммерческой организацией, казенным учреждением, учредителем и собственником имущества детского сада является Администрация Фурмановского муниципального района от имени муниципального образования «Фурмановский муниципальный район». Часть полномочий учредителя переданы Муниципальному учреждению отделу образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области.

В ходе проведенной Фурмановской межрайонной прокуратурой в порядке надзора проверки деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова по соблюдению законодательства об охране жизни и здоровья детей в муниципальных образовательных учреждениях, были выявлены нарушения, а именно, не обеспечена автоматическая разблокировка и открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, что предусмотрено п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

В связи с выявленными нарушениями в адрес Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова Фурмановским межрайонным прокурором 30.04.2021 было внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства (л.д. 9-11).

В свою очередь Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова не приступило к устранению выявленных нарушений, поскольку полагает, что п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не распространяется на деятельность детского сада (л.д. 12-13).

Суд с данной позицией образовательного учреждения согласиться не может, поскольку требования пожарной безопасности общие для всех организаций, содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты содержаться в разделах I, II, III Правил противопожарного режима в Российской Федерации, раздел V Правил противопожарного режима в Российской Федерации содержит лишь специальные нормы пожарной безопасности для образовательных организаций. Детский сад расположен и осуществляет свою деятельность в пределах населенного пункта в связи, с чем обязан выполнять все требования раздела II Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в том числе и п. 71.

Согласно п. 1.5 Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова учредителем и собственником имущества детского сада является Администрация Фурмановского муниципального района от имени муниципального образования «Фурмановский муниципальный район». Часть полномочий учредителя переданы Муниципальному учреждению отделу образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области в соответствии с его положением.

Согласно п. 1.6 Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова детский сад является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в финансовом органе и кредитных организациях.

Согласно п. 1.7 Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова детский сад отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам детского сада несет собственник его имущества.

В судебном заседании представители ответчиков не оспаривали, что предусмотренными п. 71 Правил противопожарного режима Российской Федерации техническими средствами МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова не оборудован.

Отсутствие автоматической разблокировки и (или) открывания шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах к детскому саду, либо отсутствие ручного открывания при организации круглосуточного дежурства персонала создает препятствия проезду пожарной техники к зданию детского сада, что в случае пожара, безусловно, может повлечь увеличение времени тушения пожара, увеличению разрушений и материального ущерба, а также является угрозой причинения вреда жизни и здоровью воспитанников детского сада и лиц их сопровождающих, а также сотрудников образовательной организации.

Доводы ответчиков о том, что отсутствие автоматического шлагбаума не повлияет на возможность тушения пожара и не повлечет угрозу жизни и здоровья воспитанников детского сада, так как в случае возникновения пожара на территории детского сада в дневное время сотрудники детского сада обеспечивают эвакуацию воспитанников и сотрудников детского сада основанием к отказу в удовлетворении иска не является, поскольку не исключает возможность возникновения пожара в нерабочее время, выходные и праздничные дни.

Система автоматической разблокировки и (или) открывания шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах к детскому саду, либо наличие ручного открывания при организации круглосуточного дежурства персонала является частью комплекса организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничения последствий воздействия опасных факторов пожара на объекте защиты.

Суд также не соглашается с доводами представителя ответчиков о том, что затраты на исполнение исковых требований несоразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» обязательные требования должны быть исполнимыми. При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.

Согласно смете, представленной в материалы дела, стоимость работ по оборудованию автоматической разблокировки и (или) открывания ворот, установленных на проездах и подъездах к детскому саду, составляет 117 806 рублей 40 копеек (л.д. 98-115).

Расходы в размере, указанном в смете, очевидно соразмерны рискам, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничения последствий воздействия опасных факторов пожара в здании детского сада.

На основании изложенного, учитывая, что факт нарушения в деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова требований, изложенных в п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлен в ходе судебного разбирательства и не оспаривался ответчиками, суд, учитывая, что несоблюдение образовательным учреждением возложенных на него законом обязанностей, а также неустранение выявленных прокурором нарушений закона нарушает права неопределенного круга лиц (обучающихся, работников образовательной организации), создает угрозу их жизни и здоровью, создает предпосылки к увеличению последствий воздействия опасных факторов пожара, приходит к выводу, что исковые требования прокурора о возложении на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова обязанности обеспечить наличие в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова системы противопожарной защиты, которая в случае пожара будет обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки законные, обоснованные и подлежат удовлетворению.

Согласно п. 1.1 Положения о Муниципальном учреждении отделе образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области является муниципальным учреждением, созданным с целью обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Фурмановского муниципального района Ивановской области в сфере образования. Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области является уполномоченным органом осуществляющим управление в сфере образования Фурмановского муниципального района. Согласно п. 1.11 после создания муниципальной образовательной организации функции его учредителя выполняет МУ отдел образования, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, иными муниципальными правовыми актами Фурмановского муниципального района. Согласно п. 1.12 МУ отдел образования является главным распорядителем бюджетных средств подведомственных муниципальных образовательных организацией и наделен полномочиями главного администратора доходов по отношению к подведомственным муниципальным образовательным организациям (л.д. 33-40).

Согласно ч. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Согласно п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Поскольку Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области в силу п. 1.12 Положения является главным распорядителем бюджетных средств подведомственных муниципальных образовательных организацией, то Отдел образования в силу п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет ответственность по обязательствам образовательной организации только при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных до образовательной организации.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответственность Муниципального учреждения отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области по обязательствам Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова является субсидиарной, в связи с чем возложение на Отдел образования солидарной ответственности по обязательствам образовательной организации противоречит положениям ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Учитывая, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова и Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области являются казенными учреждениями, их учредителем является Администрация Фурмановского муниципального района, суд приходит к выводу, что Администрация Фурмановского муниципального района также несет субсидиарную ответственность по предъявленным прокурором требованиям.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчики обязаны исполнить решение суда, учитывая характер допущенного нарушения, необходимость реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков, с учетом необходимости совершения ответчиками действий, связанных с выделением бюджетных средств и проведением необходимых мероприятий, учитывая, что на исполнение обязанностей в сфере образования, содержание зданий ответчики затрачивают значительные денежные средства, принимая во внимание, что на орган местного самоуправления решениями суда возложены аналогичные обязанности и в отношении других образовательных учреждений, суд полагает разумным установить срок для исполнения решения суда до 29.12.2023.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова обязанность в срок до 29 декабря 2023 года обеспечить наличие в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова системы противопожарной защиты, которая в случае пожара будет обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова исполнение решения суда произвести субсидиарно с Муниципального учреждения Отдел образования Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области; в случае недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения Отдел образования Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области исполнение решения суда произвести субсидиарно с Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Лебедев

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 24 марта 2022 года.

2-208/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Фурмановская межрайонная прокуратура
Ответчики
Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области
Администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области
МДОУ детский сад № 3 "Дюймовочка"
Другие
Куликова Татьяна Анатольевна
Ликина Оксана Николаевна
Харламова Елена Валерьевна
Суд
Фурмановский городской суд Ивановской области
Судья
Лебедев Александр Сергеевич
Дело на странице суда
furmanovsky.iwn.sudrf.ru
21.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2022Передача материалов судье
24.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2022Дело оформлено
17.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее