Дело №33-6980/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Лантратова А.И.
(2-520/2023) УИД №91RS0009-01-2023-000182-17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 сентября 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи |
Морозко О.Р. |
судей |
Курской А.Г. Любобратцевой Н.И. |
при секретаре |
ФИО7 ФИО8 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Средняя школа № им. Героя Советского союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление образования администрации <адрес> Республики Крым, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным бездействия, понуждении осуществить определенные действия, взыскании недополученного пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до полутора лет,
УСТАНОВИЛА
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» и Управлению образования администрации <адрес> Республики Крым, и уточнив исковые требования просила: признать бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № имени Героя Советского союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» в лице директора ФИО3 об отказе в установлении доплаты как молодому специалисту незаконным; признать за истцом право на получение от Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № имени Героя Советского союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» доплаты как молодому специалисту, обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» произвести перерасчет, начислить и выплатить истцу доплату к должностному окладу как молодому специалисту за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 68 218,87 рублей и перевести в ФНС 10 193,62 рублей; взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» в пользу истца недополученные пособие по беременности и родам в сумме 5042,17 рублей и пособие по уходу за ребенком до полутора лет в сумме 21866,26 рублей; а также судебные расходы на юридические услуги в сумме 4500 рублей и на оплату госпошлины в сумме 300 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что после окончания ДД.ММ.ГГГГ ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» по программе бакалавриата, ДД.ММ.ГГГГ истец поступила в ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» на обучение по программе магистратуры, направление подготовки «Практическая психология образования», очная форма обучения, который окончила ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность учителя начальных классов в МБОУ «Гимназия имени Ильи Сельвинского <адрес> Республики Крым», с ДД.ММ.ГГГГ ей была установлена ежемесячная доплата как молодому специалисту в размере 5700 рублей, которая выплачивалась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. После окончания срока трудового договора с МБОУ «Гимназия имени Ильи Сельвинского <адрес> Республики Крым» истец ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность учителя начальных классов в МБОУ «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым», однако доплата как молодому специалисту ей не была установлена, поскольку, как было разъяснено директором школы, трудовой стаж истца прерывался, тогда как, по мнению ответчика, для выплаты указанной доплаты трудовой стаж должен быть непрерывным.
С ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. ДД.ММ.ГГГГ она уволилась из МБОУ «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым». ДД.ММ.ГГГГ истец принята на должность учителя начальных классов в МБОУ «Мирновская средняя школа <адрес> Республики Крым», где ей было предложено предоставить документы для продолжения начисления выплаты молодому специалисту. С этого момента истцу стало известно о том, что ей была положена доплата как молодому специалисту в течение периода работы у ответчика ввиду чего истец обратилась к ответчику с заявлением о разъяснении причин невыплаты указанной доплаты, в ответ на которое директор школы ФИО3 сообщила об отсутствии у истца оснований для получения указанной доплаты, поскольку ею был превышен допустимый срок для присвоения статуса молодого специалиста.
Также истец указывает на то, что вследствие не начисления и невыплаты указанной доплаты, пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет были выплачены ей в меньшем размере.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в суд с данным иском.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, принято уточненное исковое заявление и изменен статус Управления образования администрации <адрес> Республики Крым с ответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № имени Героя Советского союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» об отказе в установлении доплаты ФИО1, как молодому специалисту, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признано за ФИО1 право на получение доплаты, как молодому специалисту.
На Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» возложена обязанность произвести перерасчет, начислить и выплатить ФИО1 доплату к должностному окладу, как молодому специалисту, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 68218,87 с удержанием из указанной суммы 10193,62 рублей и зачислением в ФНС.
Взысканы с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» в пользу ФИО1 недополученные пособие по беременности и родам в сумме 5042,17 и пособие по уходу за ребенком до полутора лет в сумме 21866,26 руб., а также судебные расходы на оказание юридической помощи в сумме 4500 рублей и расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Взыскана с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» в доход муниципального образования городской округ Евпатория государственная пошлина в размере 3054 рубля.
В апелляционной жалобе представитель МБОУ «Средняя школа № им. Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» просит указанное решение отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что истцом пропущен срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора и у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявления истца о его восстановлении. Также апеллянт указывает на то, что оснований для установления истцу статуса молодого специалиста по первому месту работы истца не имелось, поскольку с момента получения соответствующего образования до трудоустройства прошло более года, ввиду чего у ответчика также отсутствовали основания для установления указанного статуса, полагает, что обязанность запрашивать у предыдущего работодателя сведения об установлении указанного статуса без соответствующего заявления работника у ответчика отсутствовала.
Кроме того, апеллянт указывает на отсутствие оснований для взыскания с ответчика недополученных пособий, поскольку выплату пособий, связанных с материнством, осуществляет соответствующее подразделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, ввиду чего дело не могло быть рассмотрено без его привлечения к участию в деле.
Также апеллянт указывает на необоснованность взыскания судебных расходов на услуги представителя, поскольку полагает, что в деле отсутствуют достоверные сведения, подтверждающие сведения о получателе перевода на сумму 4500 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уточнила свои исковые требования и просит суд признать бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» об отказе в установлении доплаты как молодому специалисту незаконным; признать за истцом право на получение от Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» доплаты как молодому специалисту, обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» произвести перерасчет, начислить и выплатить истцу доплату к должностному окладу как молодому специалисту за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» в пользу истца недополученные пособие по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и пособие по уходу за ребенком до полутора лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; а также судебные расходы на юридические услуги в сумме 4500 рублей и на оплату госпошлины в сумме 300 рублей.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела подано ходатайство о применении к требованиям истца последствий пропуска срока исковой давности.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, также информация о дате и времени рассмотрения дела размещена на официальном сайте суда.
От истца поступили пояснение по делу и заявление о восстановлении срока обращения в суд.
От ответчика в ходе рассмотрения дела поступили возражение на уточненное исковое заявление и ходатайство о применении срока исковой давности, а также заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
От третьих лиц также поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда и заявленных исковых требований, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в ФГАОУВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» по программе бакалавриата, направление подготовки «Начальное образование», очная форма обучения (л.д. 7-9 т.1).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в ФГАОУВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» по программе магистратуры, направление подготовки «Практическая психология образования», на очной форме обучения (л.д. 10-12 т. 1).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в МБОУ «Гимназия имени Ильи Сельвинского <адрес> Республики Крым».
После увольнения из МБОУ «Гимназия имени Ильи Сельвинского <адрес> Республики Крым» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в МБОУ «Средняя школа № <адрес> Республики Крым», которое ДД.ММ.ГГГГ было переименовано в МБОУ «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» учителем начальных классов (л.д. 13-14 т. 1).
В соответствии с трудовым договором (л.д. 47-55 т.1) ФИО1 была принята на должность учителя начальных классов, дата начала работы определена с ДД.ММ.ГГГГ. За выполнение трудовых обязанностей работнику была установлена базовая единица - 6200 рублей, а также коэффициент уровня образования - 1,8; коэффициент за реализацию образовательной программы - 0,15; надбавка за проверку тетрадей - 0,20, коэффициент за классное руководство - 0,15 (пункт 5.3 Трудового договора).
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого им в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно положений статей 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Так, постановлением Совета Министров Республики Крым N 658 от 30 декабря 2014 года утверждено Положение о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных образовательных организаций Республики Крым.
В Приложении 9 к данному Положению (в редакции на 01.09.2019) определен статус молодого специалиста.
Согласно пункту 2.1. указанного Положения к молодым специалистам относятся педагогические работники образовательных организаций в возрасте до 35 лет:
- получившие диплом о высшем образовании (включая бакалавриат, специалитет, магистратуру);
- получившие диплом о среднем профессиональном образовании, подтверждающий присвоение квалификации по специальности;
- получившие диплом бакалавра и обучающиеся в магистратуре;
- получившие диплом магистра и обучающиеся в аспирантуре;
- окончившие аспирантуру.
Пункт 2.2. Приложения 9 закрепляет, что обязательным требованием для присвоения статуса молодого специалиста является трудоустройство в образовательную организацию:
- после окончания обучения не позднее одного года после получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования;
- либо поступившим в течение одного года после получения диплома бакалавра и обучающимся в магистратуре по программам высшего образования по соответствующему профилю деятельности;
- либо в течение одного года после получения диплома магистра и обучающимся в аспирантуре по программам высшего образования по соответствующему профилю деятельности.
Осуществление трудовой деятельности в иных организациях в период обучения и до даты трудоустройства в образовательную организацию (при условии соблюдения установленных настоящим Положением сроков трудоустройства) и работа в образовательной организации до возникновения права на присвоение статуса (окончания обучения в образовательной организации) не может являться основанием для отказа в присвоении выпускнику статуса молодого специалиста (пункт 2.3 Приложения 9).
Статус молодого специалиста - совокупность прав и обязанностей, возникающих у выпускника со дня заключения трудового договора с образовательной организацией на основании приказа о присвоении статуса молодого специалиста. Статус молодого специалиста действует в течение 3 лет, но не позднее достижения молодым специалистом возраста 35 лет (пункт 2.5 Приложения 9).
В приложении № 8 «Положение о молодом специалисте» к Положению о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, утвержденном Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым № 1830-п от 23 сентября 2019 года закреплены аналогичные нормы.
Согласно п. 1.6. Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных образовательных организаций Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым N 658 от 30 декабря 2014 года, условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы (тарифной ставки) работника образовательной организации, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера, являются обязательными для включения в трудовой договор.
Пунктом 1.9. этого Положения установлено, что руководитель образовательной организации несет ответственность за своевременное и правильное установление размеров заработной платы работникам согласно законодательству.
В силу п. 4.12. этого Положения оклад (должностной оклад) молодым специалистам из числа педагогических работников повышается путем установления ежемесячной доплаты в размере 5700,00 рубля. Размер доплаты не зависит от нагрузки. Повышение образует новый оклад (должностной оклад).
Статус молодого специалиста был установлен истцу в период работы в МБОУ «Гимназия имени Ильи Сельвинского <адрес> Республики Крым», что подтверждено копией соответствующего дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17 т.1).
Довод ответчика о том, что указанный статус истцу установлен незаконно, не имеет правового значения для рассмотрения данного дела, исходя из следующего.
На момент трудоустройства истца к ответчику действовало Положение о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных образовательных организаций Республики Крым, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Крым N 658 от 30 декабря 2014 года (в редакции от 18.04.2019), согласно п 2.4.1. которого молодым специалистам из числа педагогических работников была установлена ежемесячная доплата в размере 5700 руб. Размер доплаты не зависит от нагрузки. Ежемесячная доплата выплачивается педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Крым в возрасте до 35 лет, закончившим образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования, впервые получившим документы государственного образца о соответствующем уровне образования и впервые поступившим на работу по педагогической должности по трудовому договору в государственную образовательную организацию Республики Крым не позднее одного года после получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования. Ежемесячная доплата выплачивается в течение первых трех лет работы (со дня назначения на должность) в государственной образовательной организации Республики Крым. Основанием для ежемесячной доплаты является приказ (распоряжение) руководителя образовательной организации.
Таким образом, на момент трудоустройства в МБОУ «СШ №» (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1, получившая диплом магистра ДД.ММ.ГГГГ, соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым специалистам.
Согласно п. 2.5. Положения о молодом специалисте - Приложение 9 к Положению о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных образовательных организаций Республики Крым, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Крым N 658 от 30 декабря 2014 года, статус молодого специалиста действует в течение 3 лет, но не позднее достижения молодым специалистом возраста 35 лет.
В случае увольнения молодого специалиста из одной образовательной организации и поступления на работу в другую статус за ним сохраняется, период его действия не прерывается.
Работодатель самостоятельно запрашивает с предыдущего места работы копию документа, подтверждающего присвоение статуса молодого специалиста
Действующее законодательство не содержало и не содержит правила о том, что статус молодого специалиста утрачивается, в случае перерыва в трудовой деятельности. Следовательно, статус молодого специалиста закреплялся за работниками образовательных учреждений на три года. Такое толкование согласуется с действующим с 1 сентября 2019 года правилом о том, что в случае увольнения молодого специалиста из одной образовательной организации и поступления на работу в другую, статус молодого специалиста за ним сохраняется, период его действия не прерывается.
В связи с изложенным, отказ в установлении и выплате ФИО1, как молодому специалисту, доплаты к окладу в размере 5700 рублей был неправомерным.
В свою очередь, в случае исполнения работодателем надлежащим образом обязанности, возложенной на него с 01.09.2019 п. 2.5. Положения о молодом специалисте об истребовании сведений с предыдущего места работы истца, указанные сведения могли повлиять лишь на срок действия статуса молодого специалиста истца, течение которого началось ввиду установления такого статуса по предыдущему месту работы.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, доводы ответчика в указанной части являются необоснованными, аналогичны позиции стороны ответчика, изложенной в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для признания требований истца незаконными.
Довод ответчика о том, что он не располагал сведениями о наличии у истца указанного диплома опровергается скриншотами с сайта Школы, содержащими сведения о наличии у истца соответствующего уровня образования и дате окончания обучения (л.д. 43-43 т.1). Довод о том, что размещением указанной информации занималось иное подразделение, а в кадровое подразделение такие сведения истцом не предоставлялись, отклоняется судебной коллегией как не имеющий значения для рассмотрения данного дела, поскольку размещение такой информации само по себе свидетельствует об осведомлённости работодателя о наличии у истца соответствующего уровня образования и дате окончания обучения. Указанное обстоятельство ответчиком не опровергнуто путем предоставления доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости.
Относительно ходатайства о применении к требованиям истца последствий пропуска срока для обращение в суд, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьей 392 ТК РФ установлено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.10.2018 года N 38-П высказал правовую позицию, в соответствии с которой в системе действующего правового регулирования статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации призвана обеспечить возможность реализации работниками права на индивидуальные трудовые споры (статья 37, часть 4, Конституции Российской Федерации) и тем самым - возможность функционирования механизма гарантированной каждому судебной защиты его прав и свобод (статья 46, часть 1, Конституции Российской Федерации), в том числе в сфере труда.
Согласно данной статье срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, по общему правилу, составляет три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - один месяц со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (часть первая); работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других причитающихся ему выплат в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть вторая).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сроки, предусмотренные частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, являются более короткими по сравнению с общим сроком исковой давности, определенным гражданским законодательством; выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, эти сроки не могут быть признаны неразумными и несоразмерными, поскольку направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и являются достаточными для обращения в суд, своевременность которого зависит от волеизъявления работника; сроки, пропущенные по уважительным причинам, как следует из части четвертой той же статьи, могут быть восстановлены судом, отказ же в восстановлении пропущенного срока работник вправе обжаловать в установленном законом порядке (определения от 21 мая 1999 года N 73-О, от 12 июля 2005 года N 312-О, от 15 ноября 2007 года N 728-О-О, от 21 февраля 2008 года N 73-О-О и др.).
В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" содержатся разъяснения, являющиеся актуальными для всех субъектов трудовых отношений, по вопросам пропуска работником срока обращения в суд. В абзаце первом данного пункта указано, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть 4 статьи 392 ТК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Из приведенных нормативных положений трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.
Соответственно, с учетом положений статьи 392 ТК РФ в системной взаимосвязи с требованиями статей 2 (о задачах гражданского судопроизводства), 56, 67 (о доказательствах и доказывании, оценке доказательств) ГПК РФ суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, истец ФИО1 ссылается на невозможность обращения в суд за разрешением трудового спора, по ряду причин: тяжелого эмоционального состояния, связанного с расторжением брака, обострением хронических заболеваний на фоне беременности и родов, заражением в период беременности коронавирусной инфекцией COVID-19, осуществлением ухода за новорождённым ребёнком, оставить которого не было возможности. Обстоятельства, на которые указывает истец, подтверждаются представленными суду доказательствами (т. 1, л.д. 144-160).
Указом Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года № 63-У с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Крым с 00 часов 00 минут 17 марта 2020 года и до особого распоряжения введён режим повышенной готовности.
Согласно результатам исследования лечебно-диагностического центра «Праймер» ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 обнаружены РНК SARS-CoV-2 (COVID-19) (т. 1, л.д. 144). В соответствии с правилами поведения, установленными Указом Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года № 63-У, заражение COVID-19 влечёт необходимость соблюдения режима изоляции на дому.
Имеющиеся в материалах дела медицинские документы свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья ФИО1 в период с июля по декабрь 2020 года (т. 1, л.д. 144, 148, 149, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 родила ребёнка (т. 1, л.д. 151 -оборотная сторона) и в последующем, как она указывает, до сентября 2022 года, она самостоятельно осуществляла за ним уход.
ДД.ММ.ГГГГ брак, зарегистрированным между ФИО1 и ФИО10, был расторгнут (т. 1, л.д. 150 - оборотная сторона), что подтверждает довод истца о том, что она не имела близких родственников, которым бы могла поручить заботу о новорождённом ребёнке.
Учитывая изложенные обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание также отсутствие у истца специальных познаний в области юриспруденции, необходимых для своевременного выявления факта нарушения ее права и обращения в суд за его защитой, а также последовательную позицию работодателя, являющегося более сильной стороной в спорных правоотношениях, отрицающего право истца на получение спорной надбавки и не выполнившего безусловную обязанность по установлению истцу спорной надбавки при приеме на работу, судебная коллегия приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения ходатайства истца о восстановлении срока обращения в суд с данным иском.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оценив в совокупности предоставленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения уточненных требований истца в части признания незаконным бездействия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» по не установлению доплаты ФИО1, как молодому специалисту, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признания за ФИО1 права на получение доплаты как молодому специалисту за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и понуждения ответчика произвести перерасчет, начислить и выплатить ФИО1 доплату к должностному окладу как молодому специалисту, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - дату, предшествующую предоставлению отпуска по беременности и родам (л.д. 113 т.2).
Вместе с этим, требования истца о взыскании с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя школа № им. Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» недополученных пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до полутора лет не могут быть удовлетворены, исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 1.4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по беременности и родам.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В силу ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ страховщик назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня представления страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а единовременное пособие при рождении ребенка - в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления сведений о государственной регистрации рождения, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
В случае отказа в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком страховщик выносит мотивированное решение об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения, которое направляется страхователю и застрахованному лицу в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня вынесения указанного решения. Решение об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения может быть обжаловано страхователем или застрахованным лицом в вышестоящий орган страховщика или в суд.
Назначенные, но не полученные своевременно застрахованным лицом пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ними. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения (ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона №255-ФЗ).
В соответствии с частью 17 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 N 2010 утверждены Правила получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - Правила).
Пунктом 12 Правил установлено, что в целях назначения и выплаты пособий страховщик вправе запросить с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения, подтверждающие наличие оснований для назначения и выплаты пособий застрахованным лицам, находящиеся в распоряжении государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Застрахованные лица в целях получения пособий вправе представить сведения и документы, подлежащие представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, страхователю либо в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, страховщику по собственной инициативе.
Согласно п. 13 Правил, в случае отсутствия у застрахованного лица на день наступления страхового случая справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренной пунктом 3 части 2 статьи 4.1 Закона (далее - справка о сумме заработка), соответствующее пособие назначается территориальным органом страховщика на основании представленных страхователем, а в случае, указанном в пункте 8 настоящих Правил, застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком.
В целях перерасчета ранее назначенного пособия застрахованное лицо представляет страхователю заявление о таком перерасчете по форме, утверждаемой страховщиком (далее - заявление о перерасчете), и справку о сумме заработка, сведения из которых передаются страхователем страховщику в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их получения.
В случае, указанном в пункте 8 настоящих Правил, застрахованное лицо представляет заявление о перерасчете и справку о сумме заработка страховщику по месту регистрации страхователя либо в электронной форме с использованием единого портала.
В силу п. 8 Правил в случае прекращения страхователем деятельности либо в случае невозможности установления его фактического места нахождения на день обращения застрахованного лица за получением пособий застрахованное лицо вправе самостоятельно обратиться, в том числе в электронной форме с использованием единого портала, в территориальный орган страховщика по месту регистрации его работодателя в качестве страхователя за получением пособий, представив сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособий, и сведения о застрахованном лице.
Согласно п. 34 Правил в соответствии с частью 10 статьи 13 Закона основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, указанным в части 1 статьи 2 Закона, является заявление застрахованного лица о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое подается страхователю одновременно с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Пунктом 36 Правил определено, что страхователь не позднее 3 рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком по запросу страховщика в объеме, указанном в таком запросе, направляет в территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью:
а) сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством Российской Федерации, за расчетный период у данного страхователя и (или) у другого страхователя (других страхователей), если в расчетном периоде застрахованное лицо работало у другого страхователя (других страхователей), с разбивкой по годам расчетного периода;
б) сведения о районном коэффициенте, используемом при исчислении пособий;
в) сведения о количестве календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начислялись, в расчетном периоде у данного страхователя и (или) у другого страхователя (других страхователей), если в расчетном периоде застрахованное лицо работало у другого страхователя (других страхователей).
Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее соответственно - застрахованное лицо, пособие) определены Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.09.2021 N 1540, согласно п. 2 которого в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 г. включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 г.).
Пунктом 5 указанного Положения N 1540 установлено, что пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, указанный в пункте 7 настоящего Положения (далее - расчетный период).
В силу п. 24 Положения N 1540 ежемесячное пособие по уходу за ребенком, за исключением случаев исчисления указанного пособия, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения, исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, рассчитываемого в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения, на 30,4.
Из системного анализа приведенных норм, регулирующих начисление и выплату пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком следует, что их выплата застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда, исходя из сведений о среднем заработке, предоставленных работодателем (страхователем) и с соблюдением установленной законом процедуры их назначения и выплаты. При этом, недоплаченные по вине страхователя суммы пособий подлежат выплате застрахованному лицу за все предыдущее время без ограничения каким-либо сроком.
Следовательно, начисление и выплата истцу указанных сумм возможна лишь после осуществления работодателем перерасчета заработка истца с учетом недоплаченной надбавки молодому специалисту, корректировке сведений о среднем заработке истца и подачи по заявлению истца соответствующих достоверных сведений в территориальный орган Фонда, в связи с чем требования о взыскании указанных сумм с ответчика являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Разрешая заявление ФИО1 о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 4500 рублей, судебная коллегия полагает указанные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса (ч. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13). Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (п.10).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11 и ФИО1 заключён договор поручения №, в соответствии с условиями которого, истец поручает представителю ФИО11 проведение правового анализа ситуации и документов, консультации по вопросу взыскания надбавки к заработной плате, подготовку искового заявления.
В соответствии с п.3.1 договора стоимость оказанных услуг составила 4500 рублей, которые подлежали уплате после подписания этого договора.
Из материалов дела следует, что исполнитель выполнил взятые на себя обязательства, что подтверждено актом об оказании услуг по договору поручения от ДД.ММ.ГГГГ. Исковое заявление подготовлено с учетом предмета и оснований иска и подано в суд.
Оплата за предоставленные юридические услуги подтверждается распечаткой мобильного банка РНКБ квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4500 рублей и доказательствами получения указанных денежных средств ФИО11 (л.д. 123 т.2).
То обстоятельство, что денежные средства оплачены истцом ранее заключения договора, не свидетельствует о том, что указанные расходы истцом понесены вне рамок заключенного договора, а их уплата именно в связи с рассмотрением данного дела подтверждается предоставлением поверенным истцу сведений о получении на счет указанных денежных средств, являющихся информацией ограниченного доступа, допустимыми и относимыми доказательствами не опровергнута.
Взыскание расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах процессуальным законодательством отнесено к компетенции суда и направлено на пресечение злоупотребления правом и недопущение взыскания несоразмерных нарушенному праву сумм.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельств (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела").
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, а также сложившейся судебной практики значимыми критериями оценки (при решении вопроса о судебных расходах) выступают объем и сложность выполненных работ (услуг) по подготовке процессуальных документов, представлению доказательств, участию в судебных заседаниях с учетом предмета и основания иска.
В свою очередь, разумность пределов расходов подразумевает, что этот объем работ (услуг) с учетом сложности дела должен отвечать требованиям необходимости и достаточности. Для установления разумности расходов суд оценивает их соразмерность применительно к условиям договора на оказание юридической помощи, характеру услуг, оказанных по договору, а равно принимает во внимание доказательства, представленные другой стороной и свидетельствующие о чрезмерности заявленных расходов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что заявленная истцом сумма судебных расходов в размере 4500 рублей является разумной и соразмерной условиям договора, характеру услуг, оказанных по договору. Доказательств чрезмерности указанных расходов ответчиком суду не предоставлено.
Также истцу ответчиком подлежат компенсации понесенные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300,00 рублей, поскольку все удовлетворенные требования являются требованиями неимущественного характера, производными от требования о признании незаконным бездействия.
Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение, которым иск ФИО1 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» по не установлению доплаты ФИО1, как молодому специалисту, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО1 право на получение доплаты как молодому специалисту за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» произвести перерасчет, начислить и выплатить ФИО1 доплату к должностному окладу как молодому специалисту, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» в пользу ФИО1 судебные расходы на оказание юридической помощи в сумме 4500 рублей и расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей, а всего взыскать 4800,00 рублей (четыре тысячи восемьсот рублей 00 коп.)
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Средняя школа № имени Героя Советского Союза Николая Токарева <адрес> Республики Крым» отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.Р. Морозко
Судьи А.Г. Курская
Н.И. Любобратцева