Дело № 2-1737/2023
УИД: 37RS0012-01-2023-002216-53
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2023 года г. Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Борисовой Н.А.,
при секретаре Дегтяревой А.И.,
с участием прокурора Бевз О.А.
представителя истца по доверенности Касьяненко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Опря Г.Е. к Артамонову С.А. о признании утратившим право пользования жилым помещением,
установил:
Опря Г.Е. обратился в суд с иском к Артамонову С.А. о признании его утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Опря Г.Е. на основании договора дарения от 03.02.2011 является собственником квартиры по адресу: <адрес>. В указанной квартире на регистрационном учете состоит ответчик, который в квартире не проживает, членом семьи истца не является, бремя содержания жилого помещения не несет. Регистрация ответчика в жилом помещении создает препятствия в пользовании и распоряжении собственником жилым помещением.
Истец Опря Г.Е. в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель истца по доверенности Касьяненко А.П. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Артамонов С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ.
Суд, с учетом мнения представителя истца, прокурора, руководствуясь положениями ст. 233 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в заочном порядке.
Выслушав представителя истца, прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Часть 3 статьи 17 Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы ч. 1 ст. 11 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.
Защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения (ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РФ (далее-ГК РФ) местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает.
Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства гражданина связывается с жилым помещением, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, граждане должны быть зарегистрированы по месту жительства, т.е. там, где они постоянно или преимущественно проживают.
В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Статьей 10 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Опря Г.Е. является собственником квартиры, площадью 21,0 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 31.08.2023 (л.д. 30-34).
Право собственности истца на жилое помещение возникло на основании договора дарения квартиры от 03.02.2011, согласно которого Кобылкин А.А. подарил Опре Г.Е. принадлежащую ему на праве собственности квартиру по вышеуказанному адресу ( л.д. 7-8).
В свою очередь Кобылкин А.А. приобрел в собственность квартиру на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан № 105372 от 02.03.2009 (л.д. 39).
Из материалов дела следует, что ответчик Артамонов С.А., будучи зарегистрированным в указанном жилом помещении, отказался от участия в его приватизации, в связи с чем 22.01.2009 оформил соответствующее заявление в администрацию г. Иваново( л.д. 53).
Согласно справки МКУ МФЦ в г. Иваново на регистрационном учете в квартире по адресу: г. Иваново, ул. Генерала Горбатова, д. 37, кв. 4, с 14.05.2008 и по настоящее время состоит Артамонов С.А. ( л.д. 24).
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Исходя из положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что право пользования жилым помещением членом семьи прежнего собственника при переходе права собственности к другому лицу, может быть сохранено в случаях, установленных законом.
Согласно ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", действие положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
В случае выезда в другое место жительства право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника, в котором он проживал вместе с собственником жилого помещения, может быть прекращено независимо от того, что в момент приватизации спорного жилого помещения бывший член семьи собственника жилого помещения имел равное право пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.
Таким образом, сам по себе факт наличия у лица права пользования жилым помещением на момент его приватизации при последующем его добровольном отказе от этого права, не может служить безусловным основанием для вывода о сохранении за ним права пользования жилым помещением бессрочно.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении иска собственника жилого помещения о признании бывшего члена его семьи, утратившим право пользования этим жилым помещением необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 19 вводного закона действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Согласно частям 2 и 4 статьи 69 ЖК РФ (до 1 марта 2005 года - статья 53 ЖК РСФСР) равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
Из положений ст. 31, ст. 83 ЖК РФ, ст. 19 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что сохранение за лицом права пользования жилым помещением при отказе от приватизации обусловлено необходимостью защиты прав граждан, которые не только проживали в спорном жилом помещении на правах члена семьи нанимателя на момент заключения договора о приватизации, но и продолжают проживать в спорном жилом помещении и не имеют другого пригодного жилого помещения.
Если же гражданин в таком жилье длительное время не проживает, обязанностей по договору найма не исполняет, по существу, реализовал свое право выбора на постоянное проживание в другом месте жительства и тем самым отказался от гарантированных ему законом прав на спорное жилье, формально сохранив лишь регистрацию в нем, такой гражданин может быть признан утратившим право пользования жилым помещением.
Следовательно, в случае выезда в другое место жительства право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника, в котором он проживал вместе с собственником жилого помещения, может быть прекращено независимо от того, что в момент приватизации спорного жилого помещения бывший член семьи собственника жилого помещения имел равное право пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.
При этом, при разрешении вопроса об утрате, прекращении права пользования жилым помещением гражданами, отказавшимися от участия в приватизации, подлежат выяснению обстоятельства фактического проживания этих граждан в жилом помещении, а в случае их не проживания - причины и период не проживания, характер выезда - вынужденный или добровольный, временный или постоянный, не чинились ли им препятствия со стороны других лиц в пользовании жилым помещением, приобрели ли они право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняют ли обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Установлено, что Артамонов С.А. в квартире более 2о лет не проживает, его вещи в квартире отсутствуют, бремя содержания жилого помещения ответчик не несет.
В материалы дела представлен Акт обследования жилого помещения от 30.10.2023, согласно которому квартира находится в бесхозном состоянии, имеется много мусора, вещи и мебель отсутствуют, признаков проживания и /или присутствия жильцов не наблюдается, квартира отключена от газоснабжения, а также фотографии жилого помещения.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Захаровы Л.А. и К.С. показали суду, что проживают в соседней квартире, соседа своего Артамонова С.А. никогда не видели. Дверь в квартиру заперта на замок, в квартире нет отопления, отключен газ, никто не живет. Состояние квартиры плохое, смежная стена с указанной квартирой покрылась плесенью.
Кроме того, по заявлению истца ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново проведена проверка, в ходе которой был опрошен ответчик Артамонов С.А.
Проверкой установлено, что Артамонов С.А. проживал в квартире по адресу: <адрес> до начала 2000-х годов, затем познакомился с женщиной по имени Наталья, с которой проживает более 20-ти лет в квартире по адресу: <адрес>. В квартире по месту регистрации не проживает, услуги ЖКХ не оплачивает, вещей в квартире его нет.
Сведений о том, что ответчик имеет объекты недвижимости на праве собственности, не имеется (л.д. 29). Однако отсутствие самостоятельного права пользования иным жилым помещением, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска о признании ответчика утратившим права пользования жилым помещением.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований Опря Г.Е., поскольку ответчик в добровольном порядке отказался от права пользования спорным жилым помещением, выехав из него в другое место жительства. Доказательств чинения ответчику препятствий в пользовании жилым помещением материалы дела не содержат.
В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713) данное решение является основанием для снятия Артамонова С.А. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Опря Г.Е. удовлетворить.
Признать Артамонова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для снятия Артамонова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 14.11.2023.
Судья подпись Н.А. Борисова
КОПИЯ ВЕРНА. СУДЬЯ:
СЕКРЕТАРЬ: