Мировой судья А.В. Шерстобитова Дело № 12-147/19
Р Е Ш Е Н И Е
г. Можга Удмуртская Республика 31 июля 2019 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Ходырева Н.В., при секретаре Кулачинской К.С.,
с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Коротаевой Н.Г.,
государственного инспектора г. Можги, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов по пожарному надзору С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МБУК «Культурный центр «Свет» г. Можги Мартьяновой Татьяны Владимировны на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 города Можги Удмуртской Республики- мировым судьей судебного участка №1 Можгинского района Удмуртской Республики директор МБУК «Культурный центр «Свет» г. Можги Мартьянова Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, директор МБУК «Культурный центр «Свет» г.Можги Мартьянова Т.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить. В обоснование указав, что мировой судья проигнорировал пункт 107 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г. (в ред. от 21.12.2018 г.): В зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья следует соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации. Аналогичное требование закреплено, пунктом 3.1.5. ВППБ 13-01-94. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации" (введены в действие Приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 № 736) установлено: В зрительных залах все кресла (стулья) должны быть соединены в рядах между собой и прочно прикреплены к полу. Незакрепленные кресла (стулья) допускаются только в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200, как исключение, крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в рядах между собой.
В зрительных залах с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.
Государственному инспектору были предоставлены документы, сведения и данные о том, что в зале МБУК «КЦ «СВЕТ» г. Можги всего 148 мест: 14 рядов, основной зал в определенные мероприятия разбивается в 2 колонны, все кресла между собой соединены по четыре кресла. Общее число кресел в ряд 11. Из зала, помимо основного выхода в фойе здания, имеются и эвакуационные (дополнительные) выходы непосредственно на улицу. Данное обстоятельство подтверждается фотографиями государственного инспектора, приобщенными к акту проверки, предписанию и обжалуемому постановлению.
Таким образом, заявитель, указанное государственным инспектором, в пункте 5 Протокола об административном правонарушении от 21.05.2019 г., нарушение не совершал.
Кроме того, пунктом 6.1.24 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с Изменением № 1) установлено, что глубина кресел, стульев и скамей в зрительном зале должна обеспечивать ширину проходов между рядами не менее 0,45 м.
В указанных правилах, данным пунктом не обозначен порядок измерения и условия, а в ВППБ 13-01-94. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации" (введены в действие Приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 № 736) в пунктах 3.1.6., 3.1.7., 3.1.8 установлено, что расстановка кресел в зрительных залах должна производиться в соответствии с действующими нормами проектирования.
Как видно из фотографий, приобщенных к материалам административного дела государственным инспектором С. замеры между рядами были сделаны с нарушением (не от спинки до спинки кресел).
Таким образом, выводы инспектора пожнадзора в части нарушения должностным лицом требований пожарной безопасности, изложенных в п. 4 Протокола являются незаконными и необоснованными.
Также, государственный инспектор пожнадзора С. в протоколе об административном правонарушении установил, что МБУК «КЦ «СВЕТ» г. Можги нарушены обязательные требования пожарной безопасности, а именно: двери выходов из зрительного зала не самозакрывающиеся, с чем административный истец не согласен, поскольку государственному инспектору были предоставлены документы по приобретению самозакрывающегося устройства, его установки, а также об этом свидетельствуют фотографии, приобщенные самим государственным инспектором к акту проверки.
Заявитель считает, что позиция государственного инспектора о том, что каждое полотно одной двери должно иметь самозакрывающееся устройство необоснованно и незаконно, поскольку дверь из зрительного зала в фойе здания одна, состоящая из двух полотен, согласно ГОСТ 30970-2014 «Блоки дверные из поливинилхлоридных профилей. Общие технические условия» п. 3.1 дверь - это элемент стеновой конструкции, предназначенный для входа (выхода) во внутренние помещения зданий (сооружений) или для прохода из одного помещения в другое и состоящий из дверного проема, дверного блока, системы уплотнений, монтажных швов, деталей крепежа и облицовки.
Пунктом 3.5, указанного ГОСТа, установлено, что внутренняя дверь (в том числе входная с лестничной клетки): Дверь, предназначенная для отделения внутренних помещений и прохода из одного помещения в другое.
Согласно представленной технической документации (тех.плана здания МБУК «КЦ «СВЕТ»), фотографиям к акту проверки государственного инспектора пожнадзора С., в Учреждении из зала в фойе имеется одна дверь, состоящая из двух полотен, одно из которых является основным на которое установлен доводчик, другое полотно этой же двери служит исключительно для перемещения крупногабаритной и нестандартной мебели, имеет затвор к полу и плотно закрепляется к полу и верхнему откосу дверного блока и используется исключительно для перемещения в зал и из зала крупногабаритной, нестандартной и угловой мебели.
В требованиях пожарной безопасности указано, что двери выходов должны быть оборудованы самозакрывающимся устройством: дверь, но не каждое полотно одной двери.
Протоколом гос.инспектора зафиксировано, что отделка стен лестничной клетки (помещение № 16 на поэтажном плане первого этажа) выполнена с применением материалов с классом пожарной опасности материала более чем КМ 0 - пункт 1 и 2 Протокола, и, отделка стен лестничной клетки (помещение № 18, № 16 на поэтажном плане первого этажа) выполнена с применением материалов с классом пожарной опасности материала более чем КМ 0 - пункт 5 Предписания.
Однако, наличие указанных нарушений не может быть установлено проверяющим путем визуального осмотра, в целях констатации вывода о не обеспечении указанных требований пожарной безопасности директором Учреждения необходимо истребование соответствующих документов, а также ссылки в Протоколе на их отсутствие, либо представление документов, не соответствующих установленным требованиям.
Отсутствие в материалах проведенной проверки указанных сведений лишает их доказательственной силы, а описание в акте проверки, в предписании и в Протоколе выявленных нарушений путем указания на пункты Правил пожарной безопасности и соответствующие разделы СНиП, содержащих соответствующе требования, противоречит содержанию вышеприведенных норм. Кроме того, инспектору было сообщено, что имеется сертификат соответствия.
В судебном заседании защитник Коротаева Н.Г. просила постановление государственного инспектора по пожарному надзору отменить, производство по делу в отношении Мартьяновой Т.В. прекратить по доводам жалобы.
Государственный инспектор г. Можги, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов по пожарному надзору С. с доводами жалобы не согласился, суду пояснил, что 05.12.2018 г. государственным инспектором по пожарному надзору МБУК «Культурный центр «Свет» г. Можги вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности №*** и установлены сроки устранения нарушений до 01.05.2019 г. В целях контроля за исполнением предписания начальником отдела надзорной деятельности вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки №*** от 13.05.2019 г. По результатам проверки составлен акт №*** от 21.05.2019 г., которым установлено невыполнение пунктов 1, 2, 17, 18, 19 предписания. Вынесенное мировым судьей постановление по делу об административном правонарушении №*** от 06 июня 20189 года считает законным и обоснованным. Административное правонарушение, совершенное директором МБУК «КЦ «Свет» г. Можги Мартьяновой Т.В., было совершено в период действия Постановления правительства Удмуртской Республики №*** «Об установлении на территории Удмуртской Республики особого противопожарного режима» от 7 мая 2019 года. В соответствии с пунктом 6.1.24 СП 1.13130.2009 глубина кресел, стульев и скамей в зрительном зале должна обеспечивать ширину проходов между рядами не менее 0,45 м. У сидений в зрительном зале МБУК «Культурный центр «Свет» г. Можги отсутствует возможность складывания, поэтому ширина прохода определяется в месте минимального расстояния между рядами кресел. В данном случае это расстояние от опущенного сиденья до спинки впередистоящего ряда кресел. Из фототаблицы к акту проверки №*** от 21.05.2019 г. видно, что ширина прохода при измерении составила менее 0,45 м., что является нарушением пункта 6.1.24 СП 1.13130.2009. В зале МБУК «Культурный центр «Свет» г. Можги в ряду 11 кресел (2 части соединены по 4 между собой и одна по 3). Поскольку ряд кресел между собой полностью не соединен, соответственно имеется нарушение пункта 6.1.37 СП 1.13130.2009. Исходя из положений ст. 32 Федерального закона № 123-ФЗ, здание МБУК «Культурный центр «Свет» г. Можги отнесено к классу Ф.2.1 функциональной пожарной опасности. Согласно таблице 28 «Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации» приложения к Федеральному закону № 123-ФЗ, в зданиях класса Ф.2.1 вне зависимости от этажности и высоты класс пожарной опасности строительных материалов должен быть: для стен и потолков в вестибюле, лестничных клеток, лифтовых холлов не более КМ0. Мартьяновой Т.В. представлен сертификат соответствия № С-RU.ПБ37.В.02179, согласно которому класс пожарной опасности строительных материалов указан КМ1, что является классом пожарной опасности более чем КМ0. Согласно пункту 6.1.23 СП 1.13130.2009 двери выходов из зрительного зала должны быть самозакрывающимися с уплотненными притворами. В данном случае двери зрительного зала состоят из двух полотен, каждое из которых должно быть самозакрывающимся.
Выслушав представителей заявителя, административного органа, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3).
Приказом Росстандарта от 03.06.2019 г. № 1317 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В указанный Перечень включен СП 1.13130.2009, который введен в действие с 01.05.2009 г.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Свода правил, СП 1.13130.2009 разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Федерального закона № 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе следующим способом: устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
В силу части 1 статьи 89 Федерального закона № 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Согласно пункту 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Закона № 123-ФЗ.
Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты МБУК «Культурный центр «Свет» г. Можги обязано в полном объеме выполнять требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе Сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности.
Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определяет государственный контроль (надзор) как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Пунктами 1 и 2 статьи 10 вышеуказанного закона установлено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе и истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Исходя из ст. 17 данного закона при осуществлении деятельности по государственному надзору (контролю) уполномоченными органами (лицами) могут выноситься обязательные для исполнения Предписания (постановления, представления, решения) об устранении нарушений тех или иных норм закона.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, 05 декабря 2018 г. по результатам проверки, проведенной в отношении МБУК «КЦ «Свет» г.Можги, директора МБУК «КЦ «Свет» г.Можги Мартьяновой Т.В. государственным инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Можги, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Удмуртской Республики выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в срок до 01 мая 2019 г.
Указанное предписание получено лично директором МБУК «КЦ «Свет» г.Можги Мартьяновой Т.В. 05 декабря 2018 года, о чем свидетельствует ее подпись в предписании.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной 21 мая 2019 г. должностным лицом Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Можги, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Удмуртской Республики на основании распоряжения от 13 мая 2019 г. №***, установлено, что указанное предписание в полном объеме не выполнено, а именно, не устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
-в нарушение требований ст.134 Федерального закона от 22.07.2008 №***- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" отделка стен лестничной клетки (помещение №*** и помещение №*** на поэтажном плане первого этажа) выполнена с применением материалов с классом пожарной опасности материала более чем KM0;
-в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №***-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.1.23 СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" двери выходов из зрительного зала не самозакрывающиеся;
-в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №***-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.1.24 СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" в зрительном зале ширина проходов между рядами менее 0,45 м;
-в нарушение требований ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №***-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.1.37 СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", п.107 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, не предусмотрены устройства для крепления к полу кресел, предотвращающие их опрокидывание или сдвижку.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
По смыслу пункта 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, допускается только при условии, если выполнение требований соответствующего технического регламента подтверждено другим способом.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 123-ФЗ при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
Из системного анализа приведенных норм следует, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СП 1.13130.2009 зданий и сооружений данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в указанных правилах требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
В данном случае, обеспечение ширины проходов между рядами в соответствии с требованиями пункта 6.1.24 СП 1.13130.2009 не относится к работам, которые влекут за собой реконструкцию или капитальный ремонт здания, а относится к мероприятиям, связанным с эксплуатацией объекта. В связи с этим время введения здания МБУК «Культурный центр «Свет» г. Можги в эксплуатацию не освобождало заявителя от соблюдения действующих норм и правил.
Пункт 6.1.24 СП 1.13130.2009 императивно устанавливает расстояние (ширину) проходов между рядами. Между тем, актом проверки и приложением к нему ширина прохода между рядами установлена менее 0,45 м (28 см). Из фотографий видно, что замер произведен от места крепления спинки кресла одного ряда до края кресла следующего ряда, поскольку именно это расстояние обеспечивает ширину проходов между рядами.
Документом, устанавливающим требования пожарной безопасности к объектам учреждений культуры, до принятия СП 1.13130.2009 являлись ведомственные нормы ВППБ 13-01-94, а также СНиП 31-06-2009 (ранее наименовался как СНиП 2.08.02-89*) «Общественные здания и сооружения».
Пункт 3.1.8 ВППБ 13-01-94 был предусмотрен для определения наибольшего количества мест в ряду в зависимости от расстояния между рядами. Ширина прохода между рядами была производна от этих значений. Также пунктом 3.1.6 ВППБ 13-01-94 было установлено, что расстановка кресел в зрительных залах должна производиться в соответствии с действующими нормами проектирования.
Так, ГОСТ 16854-91 «Кресла для зрительных залов. Общие технические условия», утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 28.12.1991 г. № 2285 (утратил силу с 01.05.2018 г.) устанавливал, что ширина проходов между рядами, число непрерывно установленных мест в ряду должны соответствовать требованиям СНиП 2.08.02-89.
Согласно пункту 1.119 СНиП 2.08.02-89* глубина кресел, стульев и скамей в зрительном зале должна обеспечивать ширину проходов между рядами не менее 0,45 м.
С 1 января 2010 года в связи с изданием Приказа Минрегиона РФ от 01.09.2009 г. № 390, СНиП 2.08.02-89* был утвержден в новой редакции и его номер изменен на СНиП 31-06-2009, действовавший до 1 января 2013 года.
Согласно пункту 5.29 СНиП 31-06-2009 расстояние от спинки до спинки между рядами кресел, стульев или скамей в зрительном зале должно составлять не менее 0,9 м. Аналогичные положения в настоящее время содержит СП 118.13330.2012*.
Как ранее действовавший ГОСТ 16854-91, СНиП 2.08.02-89*, так и последующие СП 1.13130.2009, предусматривали ширину проходов между рядами не менее 0,45 м.
Таким образом, доводы защитника о том, что замеры инспектором пожнадзора были сделаны не от спинки до спинки кресла, подлежат отклонению, т.к. ширина проходов между рядами не зависит от этого критерия, что следует из пункта 6.1.24 СП 1.13130.2009, пункта 5.2 ГОСТа 16854-91, действовавшего до 01.05.2018 г., и пункта 8.2 ГОСТа 16854-2016, действующего в настоящее время.
Пунктом 6.1.37 СП 1.13130.2009 установлено, что кресла, стулья, скамьи или звенья из них в зрительных залах (кроме балконов и лож вместимостью до 12 мест), актовых залах и конференц-залах следует предусматривать с устройствами для крепления к полу. При проектировании залов с трансформируемыми местами для зрителей следует предусматривать установку кресел, стульев и скамей (или звеньев из них) с креплением к полу, предотвращающим их опрокидывание или сдвижку.
Согласно пункту 107 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, в зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья следует соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации.
В зрительных залах с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.
Заявитель ссылается на пункт 3.1.5 ВППБ 13-01-94, согласно которому в зрительных залах все кресла (стулья) должны быть соединены в рядах между собой и прочно прикреплены к полу. Незакрепленные кресла (стулья) допускаются только в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200, как исключение, крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в рядах между собой.
Таким образом, всеми названными нормами установлено обязательное требование, чтобы все кресла (стулья) в ряду были соединены между собой и прочно прикреплены к полу, за исключением кресел, расположенных в ложах и балконах. В случае, если в зрительном зале не более 200 мест, то крепление кресел (стульев) к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.
Как следует из объяснений сторон, в зале МБУК «Культурный центр «Свет» г. Можги в ряду 11 кресел (2 части соединены по 4 между собой и одна по 3). Всего в зале 148 мест. Зал используется как для танцевальных, так и для театрально-зрелищных мероприятий.
Поскольку в ряду кресла соединены между собой лишь частично, то они должны быть предусмотрены с устройствами для крепления к полу. В данном случае устройства для крепления кресел к полу не были предусмотрены, поэтому нарушение пункта 6.1.37 СП 1.13130.2009, пункта 107 ППР обоснованно вменено в вину заявителю.
Следует также отметить, что ГОСТ 16854-91, действовавший до 01.05.2018 г., устанавливал такие требования как:
Конструкция одиночных и секционных нестационарных кресел должна обеспечивать их устойчивость на горизонтальной поверхности и исключать возможность опрокидывания (пункт 1.5.6). Кресла зрительных залов должны эксплуатироваться в общественных зданиях, спроектированных и построенных в соответствии с требованиями строительных норм и правил с соблюдением правил пожарной безопасности (пункт 5.1).
Статьей 134 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности (часть 1).
Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону (часть 2).
Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону (часть 6).
Здание МБУК «Культурный центр «Свет» г. Можги по классу функциональной пожарной опасности относится к Ф2.1. Соответственно, по таблице 28 Федерального закона № 123-ФЗ стены вестибюлей, лестничных клеток, лифтовых холлов должны быть покрыты с применением материала классом пожарной опасности материала, не более КМ0.
При составлении протокола об административном правонарушении, Мартьянова Т.В. представила акт проверки качества огнезащитного покрытия №***/д от 09.12.2014 г. и сертификат соответствия № С-RU.ПБ37.В.02179.
В акте проверки качества огнезащитного покрытия содержится ссылка на сертификат соответствия № С-RU.ПБ37.В.01225, согласно которому огнезащитный материал соответствует классу пожарной опасности КМ2.
Сертификат соответствия № С-RU.ПБ37.В.02179 выдан на строительный материал классом пожарной опасности КМ1.
Учитывая, что отделка стен на лестничных клетках выполнена из материала с классом пожарной опасности более чем КМ0, то нарушение ст. 134 Федерального закона № 123-ФЗ обоснованно вменено в вину заявителю.
В соответствии с пунктом 5.4 Временных методических рекомендаций по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору), утв. МЧС России 03.07.2014, визуальным контролем устанавливаются:
- общее состояние полотна и коробки конструкций закрытия проемов на отсутствие механических дефектов и коррозии;
- состояние заделки зазоров между коробкой и стеной, в которую монтируется изделие;
- надежность крепления петель;
- надежность фиксации выдвижными шпингалетами непроходной створки двупольной конструкции двери;
- наличие резинового уплотнения в притворах, его целостность, износ и прилегание к полотну (полотнам);
- наличие терморасширяющейся прокладки в притворе и ее целостности;
- наличие устройств самозакрывания (доводчиков, пружинных петель и т.п.) полотна (полотен), надежность крепления доводчика (доводчиков) к полотну (полотнам) и коробке;
- наличие механизма последовательного закрывания полотен (для двупольных дверей (ворот) и надежность его крепления;
- наличие маркировки продукции знаком обращения изделия на рынке с указанием предела его огнестойкости.
Согласно пункту 6.1.23 СП 1.13130.2009 двери выходов из зрительного зала должны быть самозакрывающимися с уплотненными притворами.
Как следует из акта проверки и протокола об административном правонарушении, двери выходов из зрительного зала не самозакрывающиеся. На фотографиях видно, что дверь в зрительный зал двупольная. Одно полотно двупольного (распашного) дверного блока активное, снабжено доводчиком. Второе полотно дверного блока снабжено устройством фиксации, без доводчика.
ГОСТ 475-2016 «Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия» введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2016 г. № 1734-ст с 01.07.2017 г.
Согласно пункту 3.9 ГОСТа 475-2016 дверь - элемент стеновой конструкции, предназначенный для заполнения дверных проемов и состоящий из дверного блока, крепления дверного блока к проему, монтажных швов, системы уплотнений и облицовки и обеспечивающий при закрытом положении дверного полотна защиту от климатических, шумовых и других воздействий, а также от несанкционированного прохода.
Деревянный дверной блок - дверной блок, изготовленный из массивной древесины, клееной массивной древесины, фанеры или плит на древесной основе, непрозрачный (глухой) или частично остекленный (пункт 3.11 ГОСТа 475-2016).
По конструктивному исполнению дверные блоки подразделяют на следующие группы:
по направлению и способам открывания: - распашные правые и левые, - качающиеся, - раздвижные, - складные;
по числу полотен (в том числе с полотнами разной ширины): - однопольные, - двупольные (пункт 4.4 ГОСТа 475-2016).
Дверные блоки ДН и ДВ рекомендуется комплектовать замками не ниже 3-го класса по ГОСТ 5089 и применять устройства открывания и закрывания, регулируемые в трех плоскостях. В зависимости от назначения дверных блоков в проектной документации, а также при оформлении заказов следует предусматривать комплектацию дверных блоков устройствами закрывания (доводчиками), соответствующими требованиям нормативных документов, действующих на территории государства - участника соглашения, принявшего настоящий стандарт, ограничителями угла открывания (упорами), глазками и т.д. (пункт 5.7.3 ГОСТа 475-2016).
Поскольку согласно пункту 6.1.23 СП 1.13130.2009 двери выходов из зрительного зала должны быть самозакрывающимися, а в рассматриваемом случае оба полотна являются конструкцией одной двери, постольку оба полотна должны быть самозакрывающимися.
По факту невыполнения предписания 21 мая 2019 г. должностным лицом Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Можги, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Удмуртской Республики в отношении директора МБУК «КЦ «Свет» г.Можги Мартьяновой Т.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 города Можги Удмуртской Республики- мировым судьей судебного участка №1 Можгинского района Удмуртской Республики директор МБУК «Культурный центр «Свет» г.Можги Мартьянова Т.В. признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Факт совершения указанного административного правонарушения и вина должностного лица – директора МБУК «Культурный центр «Свет» г.Можги Мартьяновой Т.В. в соответствии с постановлением мирового судьи подтверждается: протоколом об административном правонарушении №*** от 21 мая 2019 г., в котором зафиксирован факт нарушения; актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №*** с фототаблицей; предписанием №*** от 05 декабря 2018 г., которым МБУК «КЦ «Свет» г.Можги в срок до 01 мая 2019 г. предписано устранить выявленные нарушения требований действующего законодательства. Предписание государственного инспектора по пожарному надзору не отменено и не признано незаконным в соответствии с действующим законодательством; распоряжением (приказом) Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Можги, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов № 22/49 от 13 мая 2019г. о проведении проверки МБУК «КЦ «Свет» г.Можги с целью проверки исполнения последним предписания №*** от 05 декабря 2018г.; Уставом, согласно которому МБУК «КЦ «Свет» г.Можги самостоятельно осуществляет свою деятельность в установленных законодательством пределах (п.1.16); распоряжением от 01 декабря 2015 г. о назначении Мартьяновой Т.В. на должность директора МБУК «КЦ «Свет» г.Можги; свидетельствами и выпиской из ЕГРЮЛ, подтверждающими, что МБУК «КЦ «Свет» г.Можги является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что при рассмотрении настоящего дела мировой судья исследовал все имеющиеся по делу доказательства, все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Учитывая диспозицию ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Исходя из изложенного, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Предписание №*** от 05.12.2018 в отношении должностного лица вынесено уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Можги, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Удмуртской Республики с соблюдением процедуры его вынесения.
Указанное предписание в установленном законом порядке заявителем не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено. В ходе рассмотрения дела мировым судьей и судом апелляционной инстанции, представители заявителя факт неисполнения предписания в установленный в нем срок, не отрицали.
Протокол об административном правонарушении №*** от 21.05.2019 также составлен в соответствии с нормами КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, обоснованно положен в основу обжалуемого судебного постановления и не доверять сведениям, указанным в нем, у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Мартьяновой Т.В. при составлении протокола об административном правонарушении разъяснялись права, предусмотренные ст. ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ, о чем свидетельствует её подпись.
Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь тяжелые последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей и детей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере культуры.
Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лицо, не выполнившее предписание, подлежит административной ответственности.
Поскольку предписание в установленном законом порядке не обжаловалось, не признано судом незаконным, то доводы, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о незаконности вынесенного мировым судьей постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В силу ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Распоряжением Главы муниципального образования «Город Можга» №***-р от 01.12.2015 г. директором МБУК «Культурный центр «Свет» г. Можги назначена Мартьянова Татьяна Владимировна.
Согласно уставу МБУК «Культурный центр «Свет» г. Можги, директор учреждения действует от имени учреждения без доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории Российской Федерации и за её пределами, совершает сделки от его имени, выдает доверенности, составляет штатное расписание учреждения и регламентирующие деятельность учреждения внутренние документы, в пределах своей компетенции издает приказы и другие акты, утверждает локальные правовые акты, регулирующие правовое положение работников учреждения, осуществляет права и несет обязанности работодателя для работников учреждения, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством, трудовым договором и настоящим уставом (пункт 6.2).
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Понятие должностного лица дано в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.
По смыслу примечания под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Исходя из Устава учреждения, директор МБУК «Культурный центр «Свет» г. Можги осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что директором МБУК «Культурный центр «Свет» г. Можги Мартьяновой Т.В. не были предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований пожарной безопасности, исполнению законного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено. С ходатайством о продлении сроков выполнения предписания от 05.12.2018 г. Мартьянова Т.В. в отдел надзорной деятельности и профилактической работы г. Можги не обращалась.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств мировым судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Таким образом, вывод мирового судьи о наличии в действиях директора МБУК «КЦ «Свет» г.Можги Мартьяновой Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным и соответствует обстоятельствам дела.
Постановление о привлечении директора МБУК «КЦ «Свет» г.Можги Мартьяновой Т.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют. Административное наказание назначено Мартьяновой Т.В. с учетом общих правил назначения наказания в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3,5, 4.1, 4.2-4.3 КоАП РФ, и характера совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 города Можги Удмуртской Республики- мирового судьи судебного участка №1 Можгинского района Удмуртской Республики от 06 июня 2019 года в отношении Мартьяновой Татьяны Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Мартьяновой Т.В. - без удовлетворения.
Судья- Ходырева Н.В.
Копия верна: судья-