Дело № 7-188/2023
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 05 апреля 2023 года
Судья Нижегородского областного суда Свешников Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Бересневой И.В., действующей в интересах Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, на постановление исполняющего обязанности главного государственного инспектора г. Дзержинск Нижегородской области по пожарному надзору ФИО1 № 42 от 15 августа 2022 года, решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением исполняющего обязанности главного государственного инспектора г. Дзержинск Нижегородской области по пожарному надзору ФИО1 № 42 от 15 августа 2022 года Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
Решением судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10 января 2023 года вышеуказанное постановление было изменено в части назначенного административного штрафа – снижен до 100 000 (ста тысяч) рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, защитник Береснева И.В., действующая в интересах Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, просит состоявшиеся по делу судебное решение и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что к ответственности по данному делу об административном правонарушении привлечено ненадлежащее лицо.
В судебное заседание в Нижегородский областной суд участники производства не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, уважительных причин неявки судом не установлено. Судьей апелляционной инстанции, пересматривающим дело по жалобе, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ совершение тех же действий в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Абзацем 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 Правительством Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, и могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Как видно из материалов дела, усматривается, что 01 июня 2022 года в 11 часов 50 минут по адресу: [адрес]) произошел пожар сухой травянистой растительности на площади 150 кв.м.
Согласно ч.1 ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч.ч.3, 5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, который является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 1.1 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее – Положение), утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2018 № 183 (ред. от 06.09.2021) министерство является: уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Нижегородской области, и по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 3.5.18. Положения, Министерство осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления соответственно за государственными предприятиями и государственными учреждениями, а также переданного в установленном порядке иным лицам.
В силу пункта 3.5.21. Положения Министерство осуществляет учет, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и собственности Нижегородской области, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области в сфере регулирования земельных отношений.
Таким образом, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, вопреки доводам жалобы, является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и на нем лежала обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности, которая не была выполнена.
Как усматривается из материалов дела, Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области не обеспечена своевременная очистка территории от сухой травы, мусора. Таким образом, в нарушение п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, юридическим лицом не исполнена обязанность по очистке территории городского округа от мусора, что привело к возникновению пожара.
Указанные нарушения юридическим лицом допущены в условиях особого противопожарного режима, введенного на территории г. Нижнего Новгорода постановлением Правительства Нижегородской области от 22 апреля 2022 года № 289 «Об установлении на территории Нижегородской области особого противопожарного режима».
Вина юридического лица подтверждается собранными по делу доказательствами, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и судьи городского суда о наличии в деянии Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Действия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области квалифицированы по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта и постановления должностного лица, в своей совокупности направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей городского суда и должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением и постановлением должностного лица, не является основанием к их отмене, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления должностного лица и судебного решения незаконными и необоснованными, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного инспектора г. Дзержинск Нижегородской области по пожарному надзору от 15 августа 2022 года, решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - оставить без изменения, жалобу защитника Бересневой И.В., действующей в интересах Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья Г.А. Свешников