РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Казань 19 августа 2015 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Д.В. Залялтдиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «<данные изъяты>» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «<данные изъяты>» является арендатором земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения завода <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> имеющего кадастровый номер ...., находящегося в муниципальной собственности, поставленного на кадастровый учет <дата> 2010 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2013 года, введена в действие с 1 января 2014 года постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 и составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ОАО <данные изъяты>» <дата> 2015 года обратилось в суд с заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость этого земельного участка в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года.
В судебном заседании представитель ОАО «<данные изъяты>» Н.Н. <данные изъяты>, действующая в соответствии с предоставленными ей доверенностью от <дата> полномочиями, заявленные требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рубль.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Р.И. <данные изъяты> заявленным требованиям возражал.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов ОАО «<данные изъяты>» представлен отчет .... от <дата> об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка, составленный закрытым акционерным обществом «<данные изъяты>» по инициативе заявителя, согласно которому его рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2013 года составила <данные изъяты> рублей.
Названный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка получил положительное экспертное заключение .... от <дата> эксперта Некоммерческого партнерства «<данные изъяты>».
На основании ходатайства представителя ОАО «<данные изъяты>» судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности и правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Согласно заключению .... от <дата> эксперта Федерального бюджетного учреждения «<данные изъяты> центр судебной экспертизы» отчет .... от <дата> об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный закрытым акционерным обществом «<данные изъяты>», не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Вместе с тем, отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость спорного земельного участка, которая по состоянию на 1 января 2013 года согласно заключению составила <данные изъяты> рубль.
В силу части первой статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из части первой статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной ОАО «<данные изъяты>» рыночной стоимости земельных участков лежит на заинтересованных лицах.
Согласно частям второй и третьей статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями первой и третьей данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть первая).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть третья).
По мнению суда, данное заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельного участка, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат явных математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
Представитель заявителя согласился с правильностью выводов эксперта о размере рыночной стоимости принадлежащего ОАО «<данные изъяты>» земельного участка с кадастровым номером .....
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан представил возражения, в которых указал, что экспертом при определении рыночной стоимости земельного участка нарушены Федеральные стандарты оценки №1, №3, №7, а именно, в качестве объектов-аналогов экспертом отобраны земельные участки несопоставимые с объектом оценки по категории земель и виду разрешенного использования, с наименьшей стоимостью, что привело к занижению итоговой стоимости объекта оценки.
Также представитель Кабинета Министров Республики Татарстан указал, что в заключении отсутствуют ссылки на источники информации, используемые при проведении экспертизы, не имеется суждений эксперта о возможных границах интервала, в котором может находиться стоимость оцениваемого объекта недвижимости, а также экспертом неверно рассчитана корректировка на площадь земельного участка, корректировка на торг.
Доводы представителя Кабинета Министров Республики Татарстан суд находит не состоятельными, так как его утверждение о нарушении методологических основ проведения экспертизы основаны на неправильном их толковании.
Ссылка о занижении судебным экспертом итоговой стоимости объекта оценки из-за неправильного отбора объектов-аналогов не может быть принято судом во внимание при вынесении решения, поскольку приведенные выше представителем заинтересованного лица недочеты, по его мнению, имеющиеся в заключении эксперта, оцениваются в отрыве от контекста.
Так, эксперт указывает на сложность выявления за анализируемый период стоимости земельных участков во всех районах города <данные изъяты>, что связано с отсутствием полного и достаточного объема информации, необходимой для определения реальной стоимости земельных участков во всех предложениях о продаже. Поэтому в качестве дополнительной информации он использовал данные интернет-сайтов по продаже коммерческой недвижимости, основываясь на предпосылках прямой взаимосвязи стоимости коммерческой недвижимости со стоимостью земельных участков под строительство коммерческой недвижимости.
Доводы об отсутствии ссылок на источники информации, используемые в заключении, прямо противоречат содержанию заключения.
Вместе с тем, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере заинтересованными лицами не представлено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной заключением .... от <дата> эксперта Федерального бюджетного учреждения «<данные изъяты> центр судебной экспертизы» <данные изъяты>.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что ОАО «<данные изъяты>» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан, созданную приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года № П/20 при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка <дата> 2015 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
заявление открытого акционерного общества «<данные изъяты>» удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения завода бетонных изделий), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер ...., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере <данные изъяты> рубль.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором открытым акционерным обществом «<данные изъяты>» подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2015 года.
Датой подачи заявления считать <дата> 2015 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья