Решение по делу № 2-959/2024 от 02.02.2024

УИД 68RS0002-01-2024-000547-78

Дело № 2-959/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 23 » апреля 2024 года г. Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

судьи Абрамовой С.А.

при секретаре судебного заседания Горнове А.И.,

при участии истца, представителя ответчика Топоркова И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Н.В. к ОСФР по Тамбовской области о включении периода в страховой стаж, о перерасчете страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Шевченко Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о включении в страховой стаж периода работы:

- с 13.03.1992 по 12.03.1999 в качестве учителя начальных классов средней школы №19 Актюбинского городского отдела народного образования, а также о перерасчете страховой пенсии по старости с 15.01.2022г. с учетом данного периода, а также с учетом справки о заработной плате №зр15 от 01.11.2023г., выданной государственным архивом Актюбинской области, по наиболее выгодному варианту для истца.

В обоснование иска указала, что с 15.01.2022г. является получателем страховой пенсии по старости. Считает незаконным отказ во включении спорного периода в страховой стаж, поскольку осуществление трудовой деятельности подтверждено записями в трудовой книжке, справкой о заработной плате. Данные обстоятельства не могут служить основанием для лишения её права, предусмотренного ст.39 Конституции РФ, т.е. права на социальное обеспечение, гарантируемого государством.

В судебном заседании Шевченко Н.В. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ОСФР по Тамбовской области Топорков И.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письме ОСФР по Тамбовской области от 28.08.2023г., исходя из которого, до настоящего времени ответ на запрос о подтверждении периодов работы, направленный пенсионным органом в Республику Казахстан, не поступил, то есть, не подтвержден стаж, приобретенный на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации настраховыепенсииустановленыФедеральным законом от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", право настраховуюпенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30. Законом предусмотрено постепенное увеличение минимального страхового стажа и величины ИПК. При этом необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости определяется на день установления такой пенсии.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств, куда входит Республика Казахстан, урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992года.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992года.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Вместе с тем, ПисьмомМинистерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств - Республик бывшего СССР, утвержденных Письмом Министерства социальной защиты населения РФ N 1 - 369-18 от 31 января 1994 года, а также Распоряжением Правления Пенсионного Фонда РФ N 99-р от 22 июня 2004 года "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - Республик бывшего СССР" указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года". Периоды работы по найму после 1 января 2002г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В силу статьи 11 Соглашения от 13.03.1992 г., пунктом 4 Рекомендаций, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29января 2003 года N 203-16).

С 14 марта 1992 года органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашений.

В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами) справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника соглашения. Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. N 1015 утвержденыПравилаподсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).

Согласно п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденныхПостановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с п.4 вышеуказанных Правил, при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из изложенного следует, что при назначении страховой пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.12.2021 Шевченко Н.В. подано заявление о назначении пенсии по старости, с 15.01.2022 ей назначена страховая пенсия по старости, с учетом страхового стажа 21 год 3 месяца 22 дня.

Поскольку истица Шевченко Н.В. обратилась в ОСФР по Тамбовской области с заявлениями о назначении страховой пенсии в период действия Соглашения от 13.03.1992г., положения Соглашения от 13.03.1992г. подлежат применению судом к спорным правоотношениям, которые возникли в период действия данного нормативно-правового акта.

Согласно письму ОСФР по Тамбовской области от 28.08.2023 №68-06/5335л, при этом Шевченко Н.В. не включен в страховой стаж период с 13.03.1992 по 12.03.1999 в качестве учителя начальных классов средней школы №19 Актюбинского городского отдела народного образования со ссылкой на отсутствие документального подтверждения.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает доказанным факт работы Шевченко Н.В. с 13.03.1992 по 12.03.1999 в качестве учителя начальных классов средней школы №19 Актюбинского городского отдела народного образования, Республика Казахстан, что подтверждается записями в трудовой книжке истца, заполненной надлежащим образом, архивной справкой №зр15 от 01.11.2023 (л.д.99), согласно которой, Шевченко Н.В. на основании приказа *** от 25.08.1988 принята учителем математики в СШ №19 с 01.09.1988, справкой о заработной плате №зр15 от 01.11.2023г., выданной государственным архивом Актюбинской области, за период 1990-1998г.г. (л.д.100).

Справка о заработной плате №зр15 от 01.11.2023г., выданная государственным архивом Актюбинской области, заполнена должным образом, в ней указаны все необходимые реквизиты, включая основания выдачи. Оснований не доверять данной справке не имеется.

Суд признает данные доказательства относимыми, допустимыми и достаточными, поскольку отраженные в них сведения согласуются между собой и иными материалами дела.

В судебном заседании ответчиком не опровергнуты доказательства, представленные истцом, тогда как в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В связи с изложенным, суд отклоняет доводы ОСФР по Тамбовской области, которые сводятся к тому, что документально не подтвержден факт работы истца в спорные периоды.

При таких обстоятельствах, подлежат удовлетворению исковые требования Шевченко Н.В. о включении в страховой стаж периода работы с 13.03.1992 по 12.03.1999 в качестве учителя начальных классов средней школы №19 Актюбинского городского отдела народного образования.

Суд считает основанными на неверном толковании норм материального права доводы представителя ОСФР по Тамбовской области о том, что в силу действующего законодательства требуется документальное подтверждение от компетентного органа, государства-участника Соглашения от 13.03.1992г. для включения периодов работы гражданина в государстве-участнике Соглашения от 13.03.1992г., по следующим основаниям.

Статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств- членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 г., участниками которого являлись Республика Казахстан и Российская Федерация, предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

При назначении страховой пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа, устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчет стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Именно указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В связи с изложенным, суд отклоняет доводы ОСФР по Тамбовской области, которые сводятся к тому, что документально не подтвержден факт работы истца в спорные периоды.

Требования истца о перерасчете пенсии с 15.01.2022г., то есть с даты назначения Шевченко Н.В. страховой пенсии по старости, подлежат удовлетворению, поскольку истец имел право на включение вышеуказанного периода работы в страховой стаж, однако по не зависящим от него обстоятельствам данный период не был включен в страховой стаж, что влечет уменьшение страхового стажа, и, следовательно, размера пенсии, не противоречит ст.22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах, подлежат удовлетворению исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести с 15.01.2022г. перерасчет страховой пенсии по старости с учетом справки о заработной плате №зр15 от 01.11.2023г., выданной государственным архивом Актюбинской области, по наиболее выгодному варианту для истца.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шевченко Н.В. (СНИЛС ***) удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области включить Шевченко Н.В. в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости период работы:

- с 13.03.1992 по 12.03.1999 в качестве учителя начальных классов средней школы №19 Актюбинского городского отдела народного образования.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области произвести перерасчет Шевченко Н.В. страховой пенсии по старости с 15.01.2022г. с учетом справки о заработной плате №зр15 от 01.11.2023г., выданной государственным архивом Актюбинской области, по наиболее выгодному варианту для истца.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г.Тамбова в течение месяца с момента составления его в окончательной форме.

Судья С.А.Абрамова

Решение суда в окончательной форме составлено 27 апреля 2024 года.

Судья С.А.Абрамова

УИД 68RS0002-01-2024-000547-78

Дело № 2-959/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 23 » апреля 2024 года г. Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

судьи Абрамовой С.А.

при секретаре судебного заседания Горнове А.И.,

при участии истца, представителя ответчика Топоркова И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Н.В. к ОСФР по Тамбовской области о включении периода в страховой стаж, о перерасчете страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Шевченко Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о включении в страховой стаж периода работы:

- с 13.03.1992 по 12.03.1999 в качестве учителя начальных классов средней школы №19 Актюбинского городского отдела народного образования, а также о перерасчете страховой пенсии по старости с 15.01.2022г. с учетом данного периода, а также с учетом справки о заработной плате №зр15 от 01.11.2023г., выданной государственным архивом Актюбинской области, по наиболее выгодному варианту для истца.

В обоснование иска указала, что с 15.01.2022г. является получателем страховой пенсии по старости. Считает незаконным отказ во включении спорного периода в страховой стаж, поскольку осуществление трудовой деятельности подтверждено записями в трудовой книжке, справкой о заработной плате. Данные обстоятельства не могут служить основанием для лишения её права, предусмотренного ст.39 Конституции РФ, т.е. права на социальное обеспечение, гарантируемого государством.

В судебном заседании Шевченко Н.В. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ОСФР по Тамбовской области Топорков И.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письме ОСФР по Тамбовской области от 28.08.2023г., исходя из которого, до настоящего времени ответ на запрос о подтверждении периодов работы, направленный пенсионным органом в Республику Казахстан, не поступил, то есть, не подтвержден стаж, приобретенный на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации настраховыепенсииустановленыФедеральным законом от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", право настраховуюпенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30. Законом предусмотрено постепенное увеличение минимального страхового стажа и величины ИПК. При этом необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости определяется на день установления такой пенсии.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств, куда входит Республика Казахстан, урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992года.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992года.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Вместе с тем, ПисьмомМинистерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств - Республик бывшего СССР, утвержденных Письмом Министерства социальной защиты населения РФ N 1 - 369-18 от 31 января 1994 года, а также Распоряжением Правления Пенсионного Фонда РФ N 99-р от 22 июня 2004 года "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - Республик бывшего СССР" указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года". Периоды работы по найму после 1 января 2002г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В силу статьи 11 Соглашения от 13.03.1992 г., пунктом 4 Рекомендаций, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29января 2003 года N 203-16).

С 14 марта 1992 года органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашений.

В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами) справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника соглашения. Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. N 1015 утвержденыПравилаподсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).

Согласно п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденныхПостановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с п.4 вышеуказанных Правил, при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из изложенного следует, что при назначении страховой пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.12.2021 Шевченко Н.В. подано заявление о назначении пенсии по старости, с 15.01.2022 ей назначена страховая пенсия по старости, с учетом страхового стажа 21 год 3 месяца 22 дня.

Поскольку истица Шевченко Н.В. обратилась в ОСФР по Тамбовской области с заявлениями о назначении страховой пенсии в период действия Соглашения от 13.03.1992г., положения Соглашения от 13.03.1992г. подлежат применению судом к спорным правоотношениям, которые возникли в период действия данного нормативно-правового акта.

Согласно письму ОСФР по Тамбовской области от 28.08.2023 №68-06/5335л, при этом Шевченко Н.В. не включен в страховой стаж период с 13.03.1992 по 12.03.1999 в качестве учителя начальных классов средней школы №19 Актюбинского городского отдела народного образования со ссылкой на отсутствие документального подтверждения.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает доказанным факт работы Шевченко Н.В. с 13.03.1992 по 12.03.1999 в качестве учителя начальных классов средней школы №19 Актюбинского городского отдела народного образования, Республика Казахстан, что подтверждается записями в трудовой книжке истца, заполненной надлежащим образом, архивной справкой №зр15 от 01.11.2023 (л.д.99), согласно которой, Шевченко Н.В. на основании приказа *** от 25.08.1988 принята учителем математики в СШ №19 с 01.09.1988, справкой о заработной плате №зр15 от 01.11.2023г., выданной государственным архивом Актюбинской области, за период 1990-1998г.г. (л.д.100).

Справка о заработной плате №зр15 от 01.11.2023г., выданная государственным архивом Актюбинской области, заполнена должным образом, в ней указаны все необходимые реквизиты, включая основания выдачи. Оснований не доверять данной справке не имеется.

Суд признает данные доказательства относимыми, допустимыми и достаточными, поскольку отраженные в них сведения согласуются между собой и иными материалами дела.

В судебном заседании ответчиком не опровергнуты доказательства, представленные истцом, тогда как в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В связи с изложенным, суд отклоняет доводы ОСФР по Тамбовской области, которые сводятся к тому, что документально не подтвержден факт работы истца в спорные периоды.

При таких обстоятельствах, подлежат удовлетворению исковые требования Шевченко Н.В. о включении в страховой стаж периода работы с 13.03.1992 по 12.03.1999 в качестве учителя начальных классов средней школы №19 Актюбинского городского отдела народного образования.

Суд считает основанными на неверном толковании норм материального права доводы представителя ОСФР по Тамбовской области о том, что в силу действующего законодательства требуется документальное подтверждение от компетентного органа, государства-участника Соглашения от 13.03.1992г. для включения периодов работы гражданина в государстве-участнике Соглашения от 13.03.1992г., по следующим основаниям.

Статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств- членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 г., участниками которого являлись Республика Казахстан и Российская Федерация, предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

При назначении страховой пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа, устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчет стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Именно указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В связи с изложенным, суд отклоняет доводы ОСФР по Тамбовской области, которые сводятся к тому, что документально не подтвержден факт работы истца в спорные периоды.

Требования истца о перерасчете пенсии с 15.01.2022г., то есть с даты назначения Шевченко Н.В. страховой пенсии по старости, подлежат удовлетворению, поскольку истец имел право на включение вышеуказанного периода работы в страховой стаж, однако по не зависящим от него обстоятельствам данный период не был включен в страховой стаж, что влечет уменьшение страхового стажа, и, следовательно, размера пенсии, не противоречит ст.22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах, подлежат удовлетворению исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести с 15.01.2022г. перерасчет страховой пенсии по старости с учетом справки о заработной плате №зр15 от 01.11.2023г., выданной государственным архивом Актюбинской области, по наиболее выгодному варианту для истца.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шевченко Н.В. (СНИЛС ***) удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области включить Шевченко Н.В. в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости период работы:

- с 13.03.1992 по 12.03.1999 в качестве учителя начальных классов средней школы №19 Актюбинского городского отдела народного образования.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области произвести перерасчет Шевченко Н.В. страховой пенсии по старости с 15.01.2022г. с учетом справки о заработной плате №зр15 от 01.11.2023г., выданной государственным архивом Актюбинской области, по наиболее выгодному варианту для истца.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г.Тамбова в течение месяца с момента составления его в окончательной форме.

Судья С.А.Абрамова

Решение суда в окончательной форме составлено 27 апреля 2024 года.

Судья С.А.Абрамова

2-959/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевченко Наталья Васильевна
Ответчики
ОСФР по Тамбовской области
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Дело на странице суда
sud24.tmb.sudrf.ru
02.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2024Передача материалов судье
06.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.03.2024Предварительное судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
27.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024Дело оформлено
04.06.2024Дело передано в архив
23.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее