Судья Спичак А.В. дело № 33-7122/2017
А-178г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 июня 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Киселевой А.А.
судей Авходиевой Ф.Г., Андришина Д.В.
при секретаре Хорошевской О.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авходиевой Ф.Г. гражданское дело по заявлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Дзержинскому району УФССП по Красноярскому краю о прекращении исполнительного производства № № о возложении на администрацию Дзержинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края обязанности по ликвидации несанкционированной свалки
по частной жалобе представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Тимофеевой К.В.
на определение Дзержинского районного суда Красноярского края от 18 апреля 2017 года, которым заявление удовлетворено, исполнительное производство прекращено в связи с утратой возможности исполнения.
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Дзержинскому району УФССП по Красноярскому краю обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства № возбужденного на основании решения Дзержинского районного суда Красноярского края от 13 января 2016 года, которым на администрацию Дзержинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные: <адрес> E., мотивируя требования тем, что в настоящее время полномочия по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем администрация Дзержинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края не имеет возможности исполнить решение суда.
Судом постановлено приведенное выше определение.
В частной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Тимофеева К.В. просит определение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, полагает, что суд необоснованно прекратил исполнительное производство. Просит учесть, что в силу положений п. «л» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 года «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» вопросы участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплены за сельскими поселениями Красноярского края.
В возражениях на частную жалобу глава администрации Дзержинского сельсовета Красноярского края Сонич А.И. полагает ее не обоснованной, просит оставить определение без изменения.
Дело рассмотрено апелляционной инстанцией в отсутствие лиц, участвующих в деле, с учетом положений ч. 3 ст. 333 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия полагает определение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление судебного пристава – исполнителя ОСП по Дзержинскому району УФССП по Красноярскому краю о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», пришел к выводу о наличии законных оснований для прекращения исполнительного производства, поскольку организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в настоящее время не относится к вопросам местного самоуправления.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Одним из таких оснований, в силу п.п. 2 п. 1 ст. 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», является утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
При этом невозможность исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должна возникнуть у должника по исполнительному производству в силу уважительных и объективных причин, не позволяющих ему исполнить определенные действия, к совершению которых его обязал судебный акт.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Дзержинского районного суда Красноярского края от 13 января 2016 года на администрацию Дзержинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные: с <адрес>
24 мая 2016 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Дзержинскому району на основании исполнительного листа №№ от 16 февраля 2016 года, выданного Дзержинским районным судом Красноярского края, возбуждено исполнительное производство №№ отношении должника администрации Дзержинского сельского совета Красноярского края по исполнению вышеуказанного решения суда.
По заявлению администрации Дзержинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края, определением Дзержинского районного суда Красноярского края от 02 ноября 2016 года была предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения на срок до 01 сентября 2017 года.
11 апреля 2017 года судебный пристав – исполнитель ОСП по Дзержинскому району УФССП по Красноярскому краю обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства № – ИП. Требования мотивировал тем, что в настоящее время полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации, к вопросам местного значения муниципального района относится лишь участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, что, по его мнению, является основанием для прекращения исполнительного производства ввиду утраты возможности его исполнения.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что изъятие из компетенции органов местного самоуправления вопросов по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и соответственно статьи расходов на указанные цели не является основанием для прекращения исполнительного производства, поскольку само по себе не свидетельствуют об утрате возможности исполнения решения суда.
В обоснование своего заявления о прекращении исполнительного производства заявитель ссылается на внесенные изменения в ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в которой предусмотрен другой порядок организации сбора и утилизации бытовых отходов.
Так, в соответствии со ст. 6 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458 - ФЗ), организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
В то же время, согласно ст. 8 того же Закона функции по участию в организации деятельности по сбору и утилизации отходов сохранены за органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии со ст. 8.1 названного Закона, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Данная редакция закона существовала и на момент вынесения судом решения от 13 января 2015 года.
Принимая решение о прекращении исполнительного производства, суд фактически указал о ненадлежащем должнике в исполнительном производстве, что не допустимо на данной стадии судопроизводства.
При таких обстоятельствах, поскольку безусловных доказательств того, что в настоящее время решение суда не может быть исполнено, заявителем не представлено, оснований для прекращения исполнительного производства не имеется.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия признает доводы частной жалобы обоснованными и приходит к выводу, что оснований для прекращения исполнительного производства № № у суда первой инстанции не имелось, поэтому судебная коллегия считает необходимым обжалуемое определение отменить и разрешить вопрос по существу, отказав судебному приставу-исполнителю ОСП по Дзержинскому району УФССП по Красноярскому краю в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Дзержинского районного суда Красноярского края от 18 апреля 2017 года отменить.
Отказать в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя ОСП по Дзержинскому району УФССП по Красноярскому краю о прекращении исполнительного производства № №, возбужденного 04 мая 2016 года о возложении на администрацию Дзержинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края обязанности по ликвидации свалки.
Председательствующий
Судьи