УИД: 16RS0040-01-2024-003812-45
Дело № 2-2414/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2024 года г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гильмутдинова А.М.,
при секретаре Хикматовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный линейный объект,
УСТАНОВИЛ:
исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на линейный объект - наружные тепловые сети протяженностью ... м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>
В обоснование заявления указано, что данный объект в настоящее время в реестре государственной и федеральной собственности не значится. В Управлении Росреестра по Республике Татарстан отсутствуют сведения об указанном объекте недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ наружные тепловые сети приняты на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. По истечении трех месяцев со дня постановки указанного линейного объекта на учет прав на данный объект не заявлено.
Представитель исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела по существу в отсутствие заявителя.
Представитель заинтересованного лица - Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» не явился, извещен.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
На основании пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимают на учет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - приказ № 931).
Пунктом 3 приказа № 931 установлено, что в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 9 приказа № 931).
В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно части второй статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь. По смыслу указанных норм права принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности иных лиц на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
По смыслу указанной нормы следует, что объект сети отопления, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу, является линейным объектом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ линейный объект – транзитные сети отопления протяженностью ... м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости (л.д. 6-7).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> подтвердил отсутствие в реестре федеральной собственности вышеуказанного бесхозяйного объекта (л.д. 11).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан подтверждено отсутствие в реестре государственной собственности вышеуказанного бесхозяйного объекта (л.д. 12).
Информацией о регистрации права собственности в отношении указанного объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ БТИ не располагает (л.д. 25).
Отсутствие зарегистрированных прав в отношении наружных тепловых сетей протяженностью ... м. по адресу: <адрес>, после ДД.ММ.ГГГГ подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д.6-7).
Разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию объекта – тепловые сети уполномоченным органом не выдавалось (л.д. 15). Информация о тепловых сетях в двухтрубном измерении, протяженностью ... м. по <адрес> народных депутатов за ДД.ММ.ГГГГ год не обнаружена (л.д. 13).
Согласно справке б/н от ДД.ММ.ГГГГ указанный объект в реестрах муниципальной собственности муниципальных образований «город Зеленодольск» и «Зеленодольский муниципальный район» не значится (л.д.8).
Органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, на основании заявления органа местного самоуправления недвижимое имущество поставлено на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей более трех месяцев назад.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что с момента постановки объекта на учет как бесхозяйный, никто своих прав на данный объект не заявил, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Зеленодольский муниципальный район Республики Татарстан право муниципальной собственности на транзитные сети отопления, протяженностью ... м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный Суд Республики Татарстан через Зеленодольский городской суд Республики Татарстан.
Судья: