Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2023 года г. Тула
Пролетарский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Иванчина Б.Ф.,
при секретаре Санковой В.С.,
с участием:
представителя истца Прокурора Пролетарского района г.Тулы - помощника прокурора Кочетовой Т.А.,
представителя ответчика МБОУ «Центр образования №38» по доверенности от 13 января 2023 года - Гейера Ю.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования Тульской области по доверенности от 26 января 2023 года - Клоковой А.Б.,
рассмотрев в здании №2 Пролетарского районного суда г.Тулы в открытом судебном заседании гражданское дело №2-340/2023 (ранее №2-3386/2022) по иску Прокурора Пролетарского района г.Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования №38», Управлению образования Администрации г.Тулы, Финансовому управлению Администрации г.Тулы об обеспечении проведения мероприятий по антитеррористической защищенности структурных подразделений Центра образования,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ в Пролетарский районный суд г.Тулы поступило исковое заявление Прокурора Пролетарского района г.Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Центр образования №38», Управлению образования Администрации г.Тулы об обеспечении проведения мероприятий по антитеррористической защищенности структурных подразделений Центра образования. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что в мае 2022 года Прокуратурой Пролетарского района г.Тулы проведена проверка соблюдения МБОУ «Центр образования №38» законодательства о противодействии терроризму. В ходе проверки установлено, что на 4-х объектах Центра образования, в полной мере не соблюдены меры по антитеррористической защищенности. Данное обстоятельство создает угрозу жизни и здоровья как для несовершеннолетних учащихся, так и работников учреждения. Истец просил обязать МБОУ «Центр образования №38», провести мероприятия по антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в четырех структурных подразделениях, расположенных по адресам: <адрес> <адрес>; <адрес>; <адрес>. Также истец просил обязать Управление образования администрации г.Тулы выделить денежные средства на проведение МБОУ «Центр образования №38» данных антитеррористических мероприятий. При этом, истец просил обязать осуществить данные мероприятия в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ определением Пролетарского районного суда г.Тулы к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Администрации г.Тулы, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Тульской области.
ДД.ММ.ГГГГ определением Пролетарского районного суда г.Тулы к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования Тульской области. Здесь же изменен правовой статус Финансового управления администрации г.Тулы с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на соответчика.
ДД.ММ.ГГГГ года в районный суд г.Тулы от Прокуратуры Пролетарского района г.Тулы поступило уточненное исковое заявление, в котором истец просил обязать МБОУ «Центр образования №38», Управление образования администрации г.Тулы, Финансовое управление администрации г.Тулы обеспечить проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в четырех структурных подразделениях МБОУ «Центр образования №38», а именно: структурные подразделения, расположенные по адресам: <адрес>, необходимо: дооснастить системой наружного освещения, обеспечивающей необходимый уровень освещения всей территории объекта; оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны помещений, в которых осуществляется обработка персональных данных и информация ограниченного доступа; оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны всех уязвимых мест здания (оконные проемы первого этажа, оконные проемы второго этажа, расположенные над козырьками, двери запасных выходов, люки выходов на крышу), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта; оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; структурное подразделение, расположенное по адресу: <адрес>, необходимо: дооснастить системой наружного освещения, обеспечивающей необходимый уровень освещения всей территории объекта; оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны помещений, в которых осуществляется обработка персональных данных и информация ограниченного доступа; оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны всех уязвимых мест здания (оконные проемы первого этажа, оконные проемы второго этажа, расположенные над козырьками, двери запасных выходов, люки выходов на крышу), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта. Данные мероприятия необходимо осуществить в течение 12-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ определением Пролетарского районного суда г.Тулы изменен правовой статус Министерства образования Тульской области с соответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель истца Прокурора Пролетарского района г.Тулы - Кочетова Т.А. в зале судебного заседания поддержала уточненные исковые требования и просила их удовлетворить, полагая их законными и обоснованными. Подтвердила все обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Центр образования №38» по доверенности - Гейер Ю.В. в зале судебного заседания уточненные исковые требования Представитель истца Прокурора Пролетарского района г.Тулы признал частично. Просил отказать в удовлетворении исковых требований в части: дооснащения структурных подразделений МБОУ «Центр образования №38» системой наружного освещения, обеспечивающей необходимый уровень освещения всей территории объекта; оборудования структурных подразделений МБОУ «Центр образования №38», расположенных по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Также просил скорректировать заявленные исковые требования: в части «оснащения охранной сигнализацией с выводом на пост охраны всех уязвимых мест здания (оконные проемы первого этажа, оконные проемы второго этажа, расположенные над козырьками, двери запасных выходов, люки выходов на крышу), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта» и «оснащения охранной сигнализацией с выводом на пост охраны помещений, в которых осуществляется обработка персональных данных и информация ограниченного доступа», и изложить в следующей редакции: «оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны». В остальной части иск Прокурора Пролетарского района г.Тулы не признал, поскольку отсутствуют предписания, обязывающие выполнение этих мероприятий, а существующие предписания носят рекомендательный характер.
Представитель ответчика Управления образования администрации г.Тулы по доверенности - Сидорин В.В. в зал судебного заседания не явился, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте слушания дела, причин неявки суду не сообщил, письменных объяснений не предоставил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Ранее Сидорин В.В. в судебном заседании иск Прокурора Пролетарского района г.Тулы не признавал и в его удовлетворении просил отказать, поскольку применительно к спорным правоотношениям Управление образования администрации г.Тулы является ненадлежащим ответчиком, так как оплачивать проведение антитеррористических мероприятий, направленных на улучшение безопасности структурных подразделений МБОУ «Центр образования №38» должно финансовое управление Администрации г.Тулы как распорядитель финансовых потоков муниципального образования «Город Тула». Также обратил внимание на то, что иск Прокурора Пролетарского района г.Тулы не подлежит удовлетворению ввиду отсутствия предписания, обязывающего выполнение этих мероприятий, а существующие предписания носят рекомендательный характер.
Представитель ответчика Финансового управления администрации г.Тулы в зал судебного заседания не явился, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте слушания дела, причин неявки суду не сообщил, письменных объяснений не предоставил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В распоряжение суда предоставлены письменные возражения начальника Финансового управления администрации г.Тулы Чубуевой Э.Р., в которых последняя иск Прокурора Пролетарского района г.Тулы не признала и в его удовлетворении просила отказать, поскольку Финансового управления администрации г.Тулы применительно к спорным правоотношениям является ненадлежащим ответчиком, так как мероприятия по антитеррористической защищенности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций должны реализовываться за счет субвенций, поступающих из бюджета Тульской области. Следовательно, применительно к спорным правоотношениям надлежащим ответчиком является Министерство образования Тульской области.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования Тульской области по доверенности - Клокова А.Б. полагала возможным удовлетворить уточненные требования Прокуратуры Пролетарского района г.Тулы, но только в той части, которая предусмотрена предписаниями, обязывающими проведение антитеррористических мероприятий. Пояснила, что содержание дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в г.Туле осуществляется за счет средств Муниципального образования «Город Тула», а субвенции, поступающие из бюджета Тульской области направлены только на оплату труда, на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы финансируются. То есть указанные субвенции не предназначены для содержания структурных подразделений МБОУ «Центр образования №38».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Тульской области по доверенности - Аристрахов И.В. в зал судебного заседания не явился, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте слушания дела, причин неявки суду не сообщил, письменных объяснений не предоставил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Ранее Аристрахов И.В. в судебном заседании: поддерживал иск Прокуратуры Пролетарского района г.Тулы и не возражал против его удовлетворения в полном объеме; пояснял, что все обозначенные Прокуратурой Пролетарского района г.Тулы антитеррористические мероприятия соответствуют Рекомендациям по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения РФ.
Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся Сидорина В.В., Аристрахова И.В., представителя Финансового управления администрации г.Тулы.
Выслушав пояснения Кочетовой Т.А., Гейера Ю.В., Клоковой А.Б., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами; прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В Федеральном законе №35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст.2 Федерального закона №35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах:
- обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина;
- законности;
- системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
- приоритета мер предупреждения терроризма;
- соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Согласно ст.1 Федерального закона №35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Частью 1 ст. 28 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» определено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В силу п.2 ч.3 и п.п. 2, 3 ч.6 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ от29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающимижизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законныхпредставителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.7 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» образовательная организация несет ответственность, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.
Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Подпункт №5 п.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона №35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Частью №3.1 ст.5 Федерального закона №35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» установлено, что юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу п.п. 1, 7 ст.2 Федерального закона №35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
Постановлением Правительства РФ №1006 от 2 августа 2019 года утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», где под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения РФ, организации, подведомственные Министерству просвещения РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения РФ, являющиеся правообладателями объектов (территорий).
На основании п/п. «д, к, м» п.24 «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных постановлением Правительства РФ №1006 от 2 августа 2019 года, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения.
В соответствии с п/п. «а, б, в, д» п.25 «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных постановлением Правительства РФ №1006 от 2 августа 2019 года, вотношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п.24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации.
Согласно п.31 «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных постановлением Правительства РФ №1006 от 2 августа 2019 года, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
МБОУ «Центр образования №38» является правопреемником по правам и обязанностям МБОУ «Химический лицей», расположенного по адресу: <адрес> МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60 имени Героя Советского Союза А.Н. Синицына», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №», расположенного по адресу: <адрес>.
Соответственно, в настоящее время по указанным четырем адресам находятся структурные подразделения МБОУ «Центр образования №38».
В мае 2022 года Прокуратурой Пролетарского района г.Тулы проведена проверка соблюдения МБОУ «Центр образования №38» законодательства о противодействии терроризму. В ходе проверки установлено, что на 4-х указанных объектах Центра образования, в полной мере не соблюдены меры по антитеррористической защищенности, а именно:
1. структурные подразделения, расположенные по адресам: <адрес>, необходимо:
- дооснастить системой наружного освещения, обеспечивающей необходимый уровень освещения всей территории объекта;
- оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны помещений, в которых осуществляется обработка персональных данных и информация ограниченного доступа;
- оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны всех уязвимых мест здания (оконные проемы первого этажа, оконные проемы второго этажа, расположенные над козырьками, двери запасных выходов, люки выходов на крышу), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта;
- оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
2. структурное подразделение, расположенное по адресу: <адрес>, необходимо:
- дооснастить системой наружного освещения, обеспечивающей необходимый уровень освещения всей территории объекта;
- оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны помещений, в которых осуществляется обработка персональных данных и информация ограниченного доступа;
- оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны всех уязвимых мест здания (оконные проемы первого этажа, оконные проемы второго этажа, расположенные над козырьками, двери запасных выходов, люки выходов на крышу), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта.
В ходе судебного разбирательства стороной МБОУ «Центр образования №38» заявлено о том, что большинство обозначенных Прокурором Пролетарского района г.Тулы мероприятий не подпадает под действие предписаний, относящихся к обязательному исполнению, поскольку регулируются предписаниями, носящими рекомендательный характер, в связи с чем не подлежат исполнению.
Суд не может согласиться с правомерностью указанной правовой позицией и считает ее необоснованной.
Действительно, обозначенные Прокуратурой Пролетарского района г.Тулы антитеррористические мероприятия соответствуют Рекомендациям по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения РФ.
Однако, эти Рекомендации разработаны во исполнение решения Национального антитеррористического комитета (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с положениями Федерального закона №35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму», Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, постановления Правительства РФ №1006 от 2 августа 2019 года и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Данное обстоятельство придает Рекомендациям по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения РФ, более значимую юридическую ценность, чем просто предписания по выбору исполнителя, и при сложившейся геополитической ситуации в мире приобретает статус руководящих предписаний.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что данные рекомендации изготовлены ФКУ «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии РФ».
При этом у суда нет оснований подвергать сомнению компетенцию сотрудников данного Федерального казенного учреждения и полноту установленных ими мероприятий антитеррористической направленности.
Как впрочем у суда нет оснований подвергать сомнению и компетенцию сотрудника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Тульской области - Аристрахова И.В., который в четырех паспортах безопасности МБОУ «Центр образования №38» (по каждому структурному подразделению) указал необходимый к исполнению тот же самый перечень антитеррористических мероприятий, который указан Прокурором Пролетарского района г.Тулы в уточненном исковом заявлении.
Между тем, данный перечень антитеррористических мероприятий в силу Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит неукоснительному исполнению.
Принимая во внимание вышеуказанное, учитывая, что обозначенные Прокуратурой Пролетарского района г.Тулы мероприятия направлены на обеспечение надежной антитеррористической защиты структурных подразделений МБОУ «Центр образования №38», минимизацию возможного материального ущерба и хищения, предотвращения человеческих потерь в рамках защиты законных прав и государства и интересов граждан, в том числе малолетних и несовершеннолетних воспитанников МБОУ «Центр образования №38», что придает уточненным исковым требованиям существенную социальную значимость, суд приходит к выводу о том, что все обозначенные в уточненном исковом заявлении антитеррористические мероприятия подлежат выполнению.
Что касается определения надлежащих ответчиков, то суд соглашается с правовой позицией представителя Министерства образования Тульской области по доверенности - Клоковой А.Б. о том, что содержание дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в г.Туле осуществляется за счет средств Муниципального образования «Город Тула», а субвенции, поступающие из бюджета Тульской области направлены только на оплату труда, учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, поскольку данная правовая позиция напрямую согласуется с требованием п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (в редакции от 17 февраля 2023 года) «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем расходы на проведение антитеррористических мероприятий относятся именно к категории содержания зданий.
Поскольку структурные подразделения МБОУ «Центр образования №38» являются муниципальной собственностью и относятся к юрисдикции Муниципального образования «Город Тула», то применительно к спорным правоотношениям надлежащими соответчиками будут являться Управление образования Администрации г.Тулы, Финансовое управление Администрации г.Тулы как звенья перераспределения финансовых потоков, необходимых МБОУ «Центр образования №» для непосредственного осуществления мероприятий антитеррористической направленности.
При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для обязания МБОУ «Центр образования №38», Управления образования Администрации г.Тулы, Финансового управления Администрации г.Тулы обеспечить проведение мероприятий по антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в четырех структурных подразделениях МБОУ «Центр образования №38».
Согласно ст.206 ГПК РФ: при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов; в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что заявленный истцом период продолжительностью 12 месяцев с момента вступления суда в законную силу отвечает требованию разумности, в связи с чем суд соглашается с данной правовой позицией.
Как следует из материалов дела, Прокурор Пролетарского района г.Тулы в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц. Следовательно, он пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В силу п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ Прокуроры от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ: издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований; в этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ исковое требование имущественного характера, не подлежащего оценке, а также исковое требование неимущественного характера облагается государственной пошлиной в размере 300 рублей.
При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для взыскания в солидарном порядке с МБОУ «Центр образования №38», Управления образования Администрации г.Тулы, Финансового управления Администрации г.Тулы в доход муниципального образования «Город Тула» государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
уточненные исковые требования Прокурора Пролетарского района г.Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить в полном объеме.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №38», Управление образования Администрации г.Тулы, Финансовое управление Администрации г.Тулы обеспечить проведение мероприятий по антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в четырех структурных подразделениях МБОУ «Центр образования №38», а именно:
1. структурные подразделения, расположенные по адресам: <адрес>, необходимо:
- дооснастить системой наружного освещения, обеспечивающей необходимый уровень освещения всей территории объекта;
- оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны помещений, в которых осуществляется обработка персональных данных и информация ограниченного доступа;
- оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны всех уязвимых мест здания (оконные проемы первого этажа, оконные проемы второго этажа, расположенные над козырьками, двери запасных выходов, люки выходов на крышу), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта;
- оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
2. структурное подразделение, расположенное по адресу: <адрес>, необходимо:
- дооснастить системой наружного освещения, обеспечивающей необходимый уровень освещения всей территории объекта;
- оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны помещений, в которых осуществляется обработка персональных данных и информация ограниченного доступа;
- оснастить охранной сигнализацией с выводом на пост охраны всех уязвимых мест здания (оконные проемы первого этажа, оконные проемы второго этажа, расположенные над козырьками, двери запасных выходов, люки выходов на крышу), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта.
Данные мероприятия необходимо осуществить в течение 12-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать в солидарном порядке с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №38», Управления образования Администрации г.Тулы, Финансового управления Администрации г.Тулы в доход муниципального образования «Город Тула» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г.Тулы в течение месяца.
Председательствующий