гражданское дело № 2-5270/14
Решение
Именем Российской Федерации
13 октября 2014 года город Краснодар
Советский районный суд города Краснодара в составе:
председательствующего судьи Фойгеля К.М.,
при секретаре судебного заседания Паниной О.В.,
с участием:
представителя заявителя ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» - Коваленко Н.В., представившего доверенность № 48 от 10.07.2013 года,
представителя заинтересованного лица Государственной инспекции труда в Краснодарском крае — Ефименко М.И., представившей доверенность № 10-3336-14-ИСХ от 10.10.2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» о признании незаконным решения Государственной инспекции труда в Краснодарском крае,
установил:
ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Государственной инспекции труда в Краснодарском крае.
В обоснование заявленных требований указано, что Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае в адрес управляющего директора ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» выдано предписание № 7-8283-14-ОБ/2014/1/4 от 01.08.2014 года об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
На основании п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указанное предписание было обжаловано, возражения и документы, обосновывающие позицию общества, переданы в Государственную инспекцию труда 15.08.2014 года.
Решением № 02/12 от 16.09.2014 года заявление ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» удовлетворено частично.
ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» не согласно с указанными решением и предписанием и просит суд признать незаконным решение № 02/12 от 16.09.2014 года в части изменения п.п. 5-7, 9, 13, 14, 17, 18, 19, 21, 41-46 предписания № 7-8283-14-ОБ/2014/1/4 от 01.08.2014 года, в части признания правомерными и оставления без изменений пунктов 4, 25-31, 34, 36-39 предписания № 7-8283-14-ОБ/2014/1/4; обязать Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае отменить п.п. 4-7, 9, 13, 14, 17, 18, 19, 21, 25-31, 34, 36, 37, 38, 39, 41-46 предписания № 7-8283-14-ОБ/2014/1/4 от 01.08.2014 года и приостановить действие предписания № 7-8283-14-ОБ/2014/1/4 от 01.08.2014 года в части обязания ОАО «Международный аэропорт «Краснодар».
В судебном заседании представитель ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» - Коваленко Н.В., действуя в пределах полномочий, установленных ему доверенностью, доводы, изложенные в заявлении, поддержал, на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель Государственной инспекции труда в Краснодарском крае — Ефименко М.И., действуя в пределах полномочий, установленных ей доверенностью, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила суду, что при прекращении трудового договора с Шартан Р.А. работодатель произвел незаконные удержания из причитающихся сумм при увольнении работника в размере 1.999 рублей 93 копейки — удержание за спецодежду, согласно расчетному листку Шартана Р.А. за июль 2014 года. Указала на то, что ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» представлены заявления работников Троянова А.А. от 14.11.2013 года о переносе ежегодного оплачиваемого отпуска с 10.07.2013 года на 04.12.2013 года по семейным обстоятельствам, заявление Цыбуля А.Ю. от 19.11.2013 года о переносе ежегодного оплачиваемого отпуска с 03.05.2013 года на 09.12.2013 года по семейным обстоятельствам и другие заявления, однако указанные случаи не являются основанием переноса ежегодных оплачиваемых отпусков работников. Пояснила, что в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» допускались случаи переноса ежегодного отпуска работникам, занятым во вредных условиях труда. Просила суд обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с нормами действующего законодательства ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» не вправе устанавливать норму рабочего времени не соответствующую данному распорядку. Трафики сменной работы для работников с суммированным учетом рабочего времени должны быть сбалансированы таким образом, чтобы количество часов, которое работник обязан отработать за учетный период по графику, соответствовало норме рабочего времени учетного периода - календарного года. Учитывая, что в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» действует суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 год, годовые графики работ должны были утверждаться с учетом установленной федеральным органом исполнительной власти нормой выработки рабочих часов за год. Согласно производственному календарю на 2014 год федеральным органом исполнительной власти была утверждена годовая норма выработки при 40 часовой рабочей неделе в количестве 1.970 часов. Между тем, в нарушение требований ч.ч. 1, 2, 3 ст. 91 ТК РФ работодателем составлены графики сменности не соответствующие установленному количеству часов выработки. Обжалуемым решением пункты 17, 18, 19, 21 изменены и ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» предписано вести учет рабочего времени работников в соответствии с трудовым законодательством. Согласно решению ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» не обязано вести ежедневный и еженедельный учет рабочего времени. Согласно приказу (распоряжению) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 15.07.2014 года № КР-102/у Мазурин Г.И. Уволен 15.07.2014 года. Трудовая книжка в день увольнения Мазуриным Г.И. не получена. Согласно штампу «Почта России» уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте, Мазурину Г.И. Направлено 22.07.2013 года. В данном случае доводы работодателя о выдаче Мазурину Г.И. трудовой книжки в день увольнения вступают в противоречие с его действиями по направлению соответствующего уведомления Мазурину Г.И. спустя неделю с момента выдачи ему трудовой книжки. 25.08.2011 года ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» была проведена аттестация рабочих мест охранников. По результатам проведения аттестации выявлено наличие вредных факторов: шум, микроклимат, работникам установлена компенсация в виде повышения оплаты труда на 4% тарифной ставки. Компенсации в виде дополнительного 7 дневного отпуска и 36 часовой рабочей недели работникам не предоставлялись. Требования о предоставлении дополнительного отпуска, сокращенной рабочей недели и повышении оплаты труда установлены различными статьями Трудового кодекса РФ. Законодательство не предусматривает возможности выборочного предоставления этих гарантий. Однако решением ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» предоставлено право выбора по соглашению сторон трудового договора установить либо сокращенную продолжительность рабочего времени, либо предоставлять дополнительные оплачиваемые отпуска для охранников. Полагала, что обжалуемое решение законно, обоснованно и отмене не подлежит. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными, но подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае управляющему директору ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» выдано предписание № 7-8283-14-ОБ/2014/1/4 от 01.08.2014 года об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
На основании п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указанное предписание было обжаловано ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», возражения и документы, обосновывающие позицию общества, переданы в Государственную инспекцию труда 15.08.2014 года.
Решением № 02/12 от 16.09.2014 года заявление ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» удовлетворено частично: предписание от 01.08.2014 года № 7-8283-14-ОБ/2014/14, выданное управляющему директору ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» ФИО9, отменено в части пунктов 1-3, 10, 11, 15, 16, 20, 22-24, 32, 33, 35, изменено в части пунктов 5-7, 9, 13, 14, 17, 18, 19, 21, 41-46, и в части пунктов 4, 25-31, 34, 36-39 признано правомерным.
Судом установлено, что в соответствии с заявлениями от 17.07.2014 года работники Шартан Р.А. и ФИО10 просят разрешить им приобрести спецодежду по остаточной стоимости. Заявление согласовано управляющим директором ОАО «Международный аэропорт «Краснодар».
При этом п. 4.2.15 Коллективного договора ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» устанавливает, что при увольнении работник имеет право по остаточной стоимости выкупить спецодежду, обувь, форменную одежду или сдать на склад предприятия.
Исходя из фактических обстоятельств, в соответствии со ст. 421 ГК РФ, работники Шартан Р.А. и ФИО10 заключили гражданско-правовую сделку с ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», предметом которой было приобретение по остаточной стоимости спецодежды. Указанная сделка не противоречит закону, не нарушает какие-либо права и интересы работников. Причем, работники самостоятельно выбрали форму оплаты.
Стоит отметить, что Трудовой кодекс РФ не ограничивает возможность работника распорядиться по своему усмотрению причитающейся ему суммой заработной платы, выразив свое соответствующее волеизъявление.
В данном случае прямое волеизъявление работников было выражено в написанных ими заявлениях.
Таким образом, оплата по остаточной стоимости спецодежды, приобретаемой по гражданско-правовой сделке, не является принудительным удержанием сумм из заработной платы работников, в связи с чем, нормы, предусмотренные положениями ст. 137 ТК РФ, об ограничении видов и размера удержаний из заработной платы, в данном случае не распространяются и не подлежат применению.
Аналогичная позиция содержится в письме Роструда от 26.09.2012 года № ПГ/7156-6-1.
Однако п. 4 предписания Государственной инспекции труда по Краснодарскому краю № 7-8283-14-ОБ/2014/14 от 01.08.2014 года обязывает ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» сделать перерасчет и выплатить Шартану Р.А. и ФИО10 причитающиеся суммы - удержание за спецодежду, с учетом требования ст. 263 ТК РФ. Решением Государственной инспекции труда в Краснодарском крае № 02/12 от 16.09.2014 года указанный пункт предписания оставлен без изменения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, о том, что п. 4 предписания является незаконным и подлежит отмене.
Пунктами 17, 18, 19, 21 предписания Государственной инспекции труда по Краснодарскому краю № 7-8283-14-ОБ/2014/14 от 01.08.2014 года ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» обязано обеспечить учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником общества занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; произвести перерасчет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником общества, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, определить количество часов сверхурочной работы каждого работника общества занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, с даты утверждения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по настоящее время; произвести перерасчет заработной платы всех работников общества занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, с даты утверждения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по настоящее время; произвести перерасчет и выплату заработной платы работникам Общества занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в повышенном размере с даты утверждения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по настоящее время.
При вынесении обжалуемого решения изменены и изложены в новой редакции: п. 17: «Учет рабочего времени работников ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» вести в соответствии с трудовым законодательством»; п. 18: «В соответствии с ч. ч. 1 и 6 ст. 99 ТК РФ произвести перерасчет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником общества занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»; п. 19: «Произвести перерасчет заработной платы всех работников общества занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда»; п. 21: «При наличии сверхурочной работы оплатить ее работникам в соответствии со ст. 152 ТК РФ, с учетом ст. 236 ТК РФ».
Статья 104 ТК РФ предусматривает возможность ведения суммированного учета рабочего времени, когда продолжительность рабочего времени за учетный период не превышает нормальное число рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
При этом, согласно п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 года № 15, в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Судом установлено, что в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» коллективным договором и положением об оплате труда установлен учетный период в 1 год. В правилах внутреннего трудового распорядка соответствующие нормы отсутствуют.
Между тем, ст. 8 ТК РФ устанавливает, что при противоречии локальных актов нормам ТК РФ применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
При этом, для всех работников предприятия (за отдельными исключениями) установлен учетный период, для отдельных категорий работников соответствующие положения коллективного договора не применяются, действуют нормы ТК РФ и иных нормативных актов, ограничивающие его продолжительность, – 3 месяца для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, 1 месяц для водителей.
Указанная редакция ст. 104 введена Федеральным законом от 28.12.2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и действует с 01.01.2014 года.
Тогда как, ст. 12 ТК РФ определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В рамках рассмотрения настоящего дела Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае не представлены доказательства, обосновывающие правомерность возложения на ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» обязанности по выполнению соответствующих пунктов предписания. Также не приведены ссылки на нормативные акты, которые предусматриваю возможность возложения обязанности по перерасчету рабочего времени, проведению каких-либо начислений до даты выдачи предписания.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Государственной инспекции труда в Краснодарском крае № 02/12 от 16.09.2014 года в части изменения п.п. 17, 18, 19, 21 с учетом предписания является незаконным, данные пункты предписания подлежат отмене.
В соответствии с п.п. 25, 26, 27, 28, 29 предписания № 7-8283-14-ОБ/2014/1/4 от 01.08.2014 года, ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» необходимо: обеспечить прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра до начала управления автомобилем (транспортным средством) до выезда на линию; обеспечить в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» прохождение водителями послерейсового медицинского осмотра после окончания управления автомобилем (транспортного средства) после возвращения в гараж; произвести перерасчет времени прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей (работников осуществляющих трудовую деятельность, которая непосредственно связана с управлением транспортных средств) ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» за период времени с января 2014 года по настоящее время; произвести перерасчет времени прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей (работников осуществляющих трудовую деятельность, которая непосредственно связана с управлением транспортных средств). Определить количество часов сверхурочной работы каждого водителя (работника осуществляющего трудовую деятельность, которая непосредственно связана с управлением транспортных средств) за период январь 2014 года по настоящее время; произвести перерасчет и выплату заработной платы каждому водителю (работнику осуществляющему трудовую деятельность, которая непосредственно связана с управлением транспортных средств) ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» в повышенном размере за период с января 2014 года по настоящее время.
При вынесении обжалуемого решения указанные пункты оставлены без изменения.
В соответствии с п. 15 Приказа Минтранса России от 20.08.2004 года № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», рабочее время водителя состоит в том числе из времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также времени следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно.
Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.08.2003 года № утверждены Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», которыми установлен проведения предрейсовых медицинских осмотров.
Данные Методические рекомендации устанавливают, что при отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе. В этом случае медицинский работник ставит штамп в путевом листе. В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.
На основании изложенного следует, что законом не предусмотрено внесение в путевой лист или иные документы отметки о периоде прохождения медицинского осмотра.
Судом установлено, что работники ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» проходят медосмотр на территории предприятия, время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно отсутствует.
Тогда как, в соответствии с п. 9 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитах и порядка заполнения путевых листов», путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Пунктом 10 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитах и порядка заполнения путевых листов» установлено, что путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца. В силу п. 16 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитах и порядка заполнения путевых листов», дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
На основании изложенного следует, что время выдачи путевого листа не является временем допуска водителя к управлению транспортного средства, а является временным диапазоном действия путевого листа.
При этом, согласно ст. 91 ТК РФ, работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Учет рабочего времени осуществляется путем составления табеля учета рабочего времени. Форма табеля учета рабочего времени утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2014 года №1.
Таким образом, именно табель учета рабочего времени отражает фактически отработанное время конкретного водителя, а не выданные путевые листы, которые содержат информацию не о фактически отработанном времени, а времени действия конкретного путевого листа. Данные выводы отражены в п. 10 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152.
Кроме того, суд принимает во внимание и тот факт, что водители (работники), самостоятельно, в силу различных обстоятельств (не зависящих от работодателя), проходят предрейсовый медицинский осмотр ранее установлено рабочего времени. При этом в предприятии отсутствуют какие-либо локальные акты, обязывающие проходить передрейсовый медицинский осмотр, раньше установленного рабочего времени.
Таким образом, правовые основания для включения указанного времени в рабочее время отсутствуют.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что п.п. 25, 26, 27, 28, 29 предписания являются незаконными и подлежат отмене.
В соответствии с п.п. 36, 37, 38 предписания ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» необходимо: произвести перерасчет времени прохождения предсменного и послесменного медицинского осмотра работников ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» за период с 22.01.2014 года по настоящее время; произвести перерасчет рабочего времени (время прохождения предсменного и послесменного медицинского осмотров), фактически отработанного каждым работником ОАО «Международный аэропорт «Краснодар»; произвести перерасчет и выплату заработной платы каждому работнику ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», за период с 22.01.2014 года по настоящее время, в повышенном размере.
Обжалуемым решением указанные пункты оставлены без изменения.
Согласно ст. 99 ТК РФ, сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Приказом ОАО «Международного аэропорта «Краснодар» от 22.01.2014 года установлена обязанность работников, занимающих определенные должности, проходить предсменный и послесменный медицинский осмотр, обязанность проходить медицинский осмотр за пределами рабочего времени данным приказом не установлена. Приказ направлен исключительно на повышение трудовой дисциплины, повышения уровня безопасности обслуживания воздушных судов и недопущения случаев употребления спиртных напитков на производстве.
При этом в предприятии отсутствуют какие-либо локальные акты, обязывающие проходить предсменный и послесменный медицинский осмотр, раньше установленного рабочего времени, нет.
Доказательств того, что работодатель обязал работников проходить предсменный и послесменный медосмотр соответственно до и после заступления на смену, суду не представлено.
Прохождение работниками медицинских осмотров за пределами рабочего времени по собственной инициативе не создает обязанности работодателя исчислить и оплатить сверхурочную работу.
Таким образом, работодатель соблюдает требования, установленные трудовым законодательством, правовые основания для включения указанного времени в рабочее время отсутствуют, ввиду чего суд приходит к выводу о том, что п.п. 36, 37, 38 предписания являются незаконными и подлежат отмене.
В соответствии с п.п. 41, 42, 43, 44, 45, 46 предписания ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» необходимо: установить 31 работнику на должности «охранник» компенсации за вредные условия труда, в виде дополнительного 7 дневного отпуска и 36 часовой рабочей недели. Внести соответствующие изменения в трудовые договоры, выплатить компенсации за предшествующий период; включить в трудовой договор работников следующие условия: о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - не менее 7 календарных дней; установить компенсацию: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда «охранник»; включить в трудовой договор работников следующие условия: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю; предоставить ежегодные дополнительные отпуска из расчета 7 календарных дней за каждый год работы за период с 25.08.2011 года (дата завершения аттестации рабочих мест 25.08.2011 года согласно протоколу №2) по 01.08.2014 года включительно; произвести оплату в повышенном размере часов работы с момента завершения аттестации данных рабочих мест, выявившей вредные условия, по 01.08.2014 года включительно.
При вынесении оспариваемого решения указанные пункты изменены и изложены в следующей редакции: «По соглашению сторон трудового договора установить охранникам сокращенную продолжительность рабочего времени, либо предоставить дополнительные оплачиваемые отпуска. Внести соответствующие изменения в трудовые договоры, выплатить работникам денежные компенсации».
Письмами Минтруда России от 20.08.2012 года, № 15-1-224, от 13.02.2013года, установлено, что до реализации поручения, указанного в п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 года № 870, работодатель, руководствуясь ст.ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ, может самостоятельно устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст. 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37); каждый имеет право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41).
Руководствуясь указанными правовыми нормами, 25.08.2011 года ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» была проведена аттестация рабочих мест охранников. По результатам проведения аттестации выявлено наличие вредных факторов: шум, микроклимат, работникам установлена компенсация в виде повышения оплаты труда на 4% тарифной ставки, организован рациональный режим труда и отдыха, применяются средства звукопоглощения.
При применении результатов аттестации рабочих мест, следует учитывать, что в соответствии с нормами установленными ч. 4. ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в случаях, если до 01.07.2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
Обязанность по представлению компенсаций за вредные условия труда возникла у ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» с 01.01.2014 года с принятием Федерального закона от 28.12.2013 года № 421-ФЗ, который внес в ТК РФ дополнения, в соответствии с которыми частично изменены условия предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Учитывая изложенное, суд полагает, что п.п. 41, 42, 43, 44, 45, 46 Предписания в части обязания ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» произвести перерасчет, предоставить отпуска и произвести оплату рабочих часов с даты утверждения результатов аттестации рабочих мест нарушают права предприятия, поскольку возлагают на него не предусмотренные действующим законодательством обязанности и не соответствуют критериям законности и исполнимости.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение Государственной инспекции труда в Краснодарском крае № 02/12 от 16.09.2014 года в части изменения п.п. 41, 42, 43, 44, 45, 46 с учетом предписания являются незаконными и подлежат отмене.
Обсуждая требование заявителя о признании незаконным решения Государственной инспекции труда в Краснодарском крае № 02/12 от 16.09.2014 года в отношении п.п. 5, 6, 7, 9, 13, 14, 30, 31, 34, 39 Предписания № 7-8283-14-ОБ/2014/1/4 от 01.08.2014 года, суд приходит к выводу о необходимости отказать в его удовлетворении, поскольку заявителем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не предоставлены доказательства незаконности обжалуемого решения и предписания в указанной части.
В силу положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
решил:
Требования ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» о признании незаконным решения Государственной инспекции труда в Краснодарском крае — удовлетворить частично.
Признать необоснованным решение Государственной инспекции труда в Краснодарском крае № 02/12 от 16 сентября 2014 года в части оставления без изменения пунктов 4, 25, 26, 27, 28, 29, 36, 37, 38 предписания № 7-8283-14-ОБ/2014/1/4 от 01 августа 2014 года и в части изменения пунктов 17, 18, 19, 21, 41, 42, 43, 44, 45, 46 предписания № 7-8283-14-ОБ/2014/1/4 от 01 августа 2014 года.
Обязать Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае отменить предписание № 7-8283-14-ОБ/2014/1/4 от 01 августа 2014 года в части пунктов 4, 17, 18, 19, 21, 25, 26, 27, 28, 29, 36, 37, 38, 41, 42, 43, 44, 45, 46.
В удовлетворении остальной части требований — отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Советский районный суд города Краснодара в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: