Дело № 2-2040/2021
55RS0026-01-2020-003803-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Реморенко Я.А.,
при секретаре судебного заседания Абубакировой К.Р.,
помощнике судьи Бондаренко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 03 августа 2021 года гражданское дело по заявлению администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании права собственности на бесхозяйную вещь,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее – заявитель) обратилась в Омский районный суд Омской области с заявлением о признании права собственности на бесхозяйную вещь – <данные изъяты> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – № год, по адресу: <адрес>, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области осуществлена постановка на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – <данные изъяты> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – <данные изъяты> год, по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН внесена запись о принятии на учет недвижимого имущества как бесхозяйного, номер записи №. Заявитель указывает, что с момента постановки на учёт указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества прошло более одного года, никто своих прав на данный объект не заявил. На основании изложенного, просит признать право муниципальной собственности за Администрацией Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества – <данные изъяты> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ год, по адресу: <адрес>.
Представитель администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Проскуряков Александр Сергеевич, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявление по основаниям в нем изложенным, указав, что сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является <данные изъяты> <данные изъяты>
Представители заинтересованных лиц Администрации Омского муниципального района Омской области, Управления Росреестра по Омской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, Министерства имущественных отношений Омской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по данной категории дел входят факты отсутствия или неизвестности собственника объекта, а также отсутствие спора о праве.
Порядок принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ № 931 от 10.12.2015, вступившим в законную силу с 01.01.2017.
Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Согласно пункту 9 Правил принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
Согласно части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
В судебном заседании установлено, что объект недвижимости: <данные изъяты> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ год, расположено по адресу: <адрес>.
Согласно информации ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ год, расположенное по адресу: <адрес> – отсутствует в реестре федерального имущества.
Из информации Министерства имущественных отношений Омской области от 22.07.2021 года, в Едином банке данных объектов собственности Омской области отсутствует информация об объекте недвижимости – <данные изъяты> с кадастровым номером №, площадью № кв.м., год завершения строительства – <данные изъяты> год, расположенное по адресу: <адрес>
По информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 23.07.2021 года, в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества – <данные изъяты> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ год, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно информации представленной Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска от 29.07.2021 года – сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ год, расположенное по адресу: <адрес> – в реестре муниципального имущества отсутствует.
Из информации, представленной Администрацией Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в реестре муниципального имущества Омского муниципального района <адрес> объект недвижимого имущества – <данные изъяты> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ год, расположенное по адресу: <адрес>, не значится.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013 № 701 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. Заявление подается по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку. Заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении либо в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, в порядке, установленном Законом для представления заявления о государственной регистрации прав (пункт 8 названного Порядка).
Согласно пункту 22 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано, если: собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта.
Указанные обстоятельства установлены регистрирующим органом не были.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что в рамках рассматриваемого дела отсутствуют правопритязания третьих лиц на спорный объект.
Способ приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, предусмотренный нормами пункта 3 статьи 218 и 225 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц, что судом установлено не было, иного суду не представлено.
Судом установлено, что спорный объект недвижимости не имеет собственника, он принят на учёт в установленном порядке.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ год, расположенный по адресу: <адрес>, расположено в границах <адрес>, то компетентным органом по обращению в собственность указанного бесхозяйного объекта является <данные изъяты>
В судебном заседании установлено, что бесхозяйный объект недвижимого имущества принят на учет ДД.ММ.ГГГГ, органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество – Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимости, и состоит на учете более года, суд полагает, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных администрацией Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области требований о признании права муниципальной собственности на данный объект недвижимости.
Руководствуясь статьями 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на объект недвижимости – <данные изъяты> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – <адрес> год, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я. А. Реморенко
Решение в окончательной форме изготовлено 10 августа 2021 года.