Дело в„–11-30/2021 РЈРР” 13MS0044-01-2020-001060-26
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
г.Саранск 20 сентября 2021 г.
Октябрьский районный СЃСѓРґ Рі.Саранска Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РІ составе СЃСѓРґСЊРё Мамаевой Р•.РЎ., РїСЂРё секретаре судебного заседания Рыженковой Р›.Р.,
с участием в деле:
представителя истца (представителя ответчика по встречному иску) ПАО «Т Плюс» Акимова В.О., действующего на основании доверенности, ответчика (истца по встречному иску) Ведяшкиной В.А., ее представителя по заявлению Видяевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ведяшкиной Валентины Алексеевны на решение мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия от 01 апреля 2021 г. по иску Публичного акционерного общества «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» к Ведяшкиной Валентине Алексеевне, Ведяшкину Андрею Андреевичу о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию (отопление), расходов по оплате государственной пошлины, встречному иску Ведяшкиной Валентины Алексеевны об уменьшении платы за тепловую энергию в жилом помещении, исходя из расчета платы в соответствии с договорными параметрами, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
Публичное акционерное общество «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» обратилось к мировому судье с исковыми требованиями к Ведяшкину А.А., Ведяшкиной В.А. о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, за период с 01.10.2017 года по 31.12.2017 года в размере 6596 рублей 88 коп., расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование требований истец указал, что ответчики Ведяшкин А.А. и Ведяшкина В.А. зарегистрированы и являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В связи с расторжением договора ресурсоснабжения с ООО «ГУК Октябрьского района» по причине наличия у управляющей организации задолженности перед ПАО «Т Плюс», с 01.09.2017 года исполнителем коммунальных услуг для Должников является ПАО «Т Плюс». Полномочия взыскателя как исполнителя коммунальных услуг предусмотрены подп. «е» п.17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354. В силу положений п. 6 Правил 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Должники используют предоставляемые Взыскателем коммунальные услуги для бытового потребления. Таким образом, между Взыскателем и Должниками с 01.09.2017 года сложились договорные отношения по факту предоставления Должникам тепловой энергии. За период с 01.10.2017 по 31.12.2017 истец отпустил ответчикам тепловую энергию на общую сумму 6596 рублей 88 коп. Ссылаясь на нормы статьи 309 ГК РФ, статьи 153, 155, 157 ЖК РФ, считают, что ответчики обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Ежемесячно в квитанциях по оплате услуг ЖКХ размещается информация о сумме долга на первое число месяца. Ответчики своевременно извещены об имеющемся долге. Плата за тепловую энергию (отопление) рассчитывается по п. 42.1 Правил №354, в соответствии с которым, если МКД оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, то плата распределяется между всеми потребителями МКД пропорционально площади занимаемых ими помещений. 01.10.2018 года мировым судьей судебного участка № 5 Октябрьского района г.Саранска вынесен судебный приказ о взыскании с Ведяшкиной В.А., Ведяшкина А.А. и др., проживающих в жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу задолженности по оплате тепловой энергии за период с 01.10.2017 года по 04.2018 года в размере 19449 рублей 05 коп., который отменен определением суда от 03.12.2018 года. 16.01.2020 года в адрес ответчиков направлены претензии с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность в семидневный срок. Однако, оплата не была произведена, ответ на претензию в адрес истца не поступал. Просит взыскать с ответчиков Ведяшкина А.А., Ведяшкиной В.А. задолженность за потребленную тепловую энергию за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 пропорционально в соответствии с долей принадлежащей на праве собственности каждому в размере 6596 рублей 88 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия от 01 апреля 2021 г. исковые требования Публичного акционерного общества «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» к Ведяшкиной В.А., Ведяшкину А.А. о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию (отопление) за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 в размере 6596 рублей 88 коп., расходов по оплате государственной пошлины удовлетворены.
С Ведяшкиной В.А. взыскана в пользу Публичного акционерного общества «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» задолженность за потребленную тепловую энергию (отопление) - за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за период с 01.10.2017 года по 31.12.2017 года в сумме 3298 (три тысячи двести девяносто восемь) рублей 44 коп.
С Ведяшкина А.А. взыскана в пользу Публичного акционерного общества «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» задолженность за потребленную тепловую энергию (отопление) - за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 в сумме 3298 (три тысячи двести девяносто восемь) рублей 44 коп.
С Ведяшкиной В.А. взысканы в пользу Публичного акционерного общества «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
С Ведяшкина А.А. взысканы в пользу Публичного акционерного общества «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
Встречные исковые требования Ведяшкиной В.А. об уменьшении платы за тепловую энергию в жилом помещении, исходя из расчета платы в соответствии с договорными параметрами, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, оставлены без удовлетворения.
Р’ апелляционной жалобе истец Ведяшкина Р’.Рђ. РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить решение РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„–5 РїРѕ Октябрьскому району Рі.Саранск РѕС‚ 01.04.2021 РїРѕ гражданскому делу в„– 2-670/2020 РїРѕ РёСЃРєСѓ РџРђРћ «Т Плюс» РІ лице филиала «Мордовский» РџРђРћ «Т Плюс» РІ отношении Ведяшкина Рђ.Рђ., Ведяшкиной Р’.Рђ. Рѕ взыскании задолженности Р·Р° потребленную тепловую энергию (отопление) Р·Р° период СЃ 01.10.2017 РїРѕ 31.12.2017. Рсковые требования Ведяшкиной Р’.Рђ. удовлетворить РїРѕ встречному РёСЃРєСѓ Рє РџРђРћ «Т Плюс» удовлетворить РІ полном объеме.
Р’ апелляционной жалобе Ведяшкиной Р’.Рђ. указала, что СЃСѓРґРѕРј дана неверная оценка обстоятельствам дела, имеющим существенное значение РїРѕ делу. Принимая решение РІ пользу РџРђРћ «Т Плюс» РЅР° основании расчета, предоставленного истцом, СЃСѓРґ первой инстанции безосновательно РЅРµ РїСЂРёРЅСЏР» РІРѕ внимание, что стороной ответчика РЅРµ оспаривался РЅРµ РїРѕСЂСЏРґРѕРє расчета, Р° данные используемые РІ представленном расчете. Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё признано стороной истца СЃ сентября 2017 РіРѕРґР° исполнителем коммунальной услуги – отопление (теплоснабжение) РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, расположенном РїРѕ адресу: <адрес>, является РњРѕСЂРґРѕРІСЃРєРёР№ филиал РџРђРћ «Т Плюс». Жилищное законодательство РЅРµ регулирует договорные отношения между собственниками многоквартирных РґРѕРјРѕРІ Рё ресурсоснабжающей организацией – исполнителем коммунальной услуги РЅР° границе раздела внешних сетей инженерно-технического обеспечения Рё внутридомовых сетей отопления. Р’ то Р¶Рµ время, РЅР° отношения РїРѕ предоставлению коммунальных услуг нанимателям/собственникам жилых помещений РІ многоквартирных, распространяется Закон Р Р¤ РѕС‚ 07.02.1992 в„– 2300-1 «О защите прав потребителей» (Рї. 3 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 27.06.2017 в„– 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами СЃРїРѕСЂРѕРІ РїРѕ оплате коммунальных услуг Рё жилого помещения, занимаемого гражданами РІ многоквартирном РґРѕРјРµ РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма или принадлежащего РёРј РЅР° праве собственности». РџСЂРё прямых договорах между собственниками Рё ресурсоснабжающей организацией – исполнителем коммунальных услуг, должны быть установлены договорные обязательства РІ точке поставки, которая располагается РЅР° границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя Рё тепловой сети теплоснабжающей организации. Встречное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление было обосновано тем, что РџРђРћ «Т Плюс» РЅРµ соблюдает договорные обязательства РІ точке поставки, что привело Рє завышению объема тепловой энергии, подлежащее распределению между всеми потребителями многоквартирного РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>. Р’ заседании 1 апреля 2021Рі. ей были поданы уточненные исковые требования, СЃ подробным расчетом РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· нормативной величины тепловой нагрузки системы отопления многоквартирного жилого РґРѕРјР° РїРѕ адресу: <адрес>, предоставленные РђРћ В«Рнергосбыт Плюс» (представитель РџРђРћ «Т Плюс» РЅР° основании агентского РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°). Согласно «Правилам установления Рё изменения (пересмотра) тепловых нагрузок утв. Приказом Минрегиона Р Р¤ РѕС‚ 28.12.2009 в„– 610 (зарегистрировано РІ Минюсте Р Р¤ 1 марта 2010Рі. в„– 16604), установленная РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј энергоснабжения тепловая нагрузка определяется как СЃСѓРјРјР° величин максимальных тепловых нагрузок РїРѕ видам теплового потребления. Максимальная тепловая нагрузка РїРѕ видам теплового потребления определяется как максимальный часовой расход тепловой энергии РІ системе отопления Рё вентиляции. Представленный расчет истцом РЅРµ оспаривался, контрасчет РЅРµ представлялся. Таким образом, РјРѕР¶РЅРѕ считать установленным фактом, что истец признал правильность расчета. Между тем СЃСѓРґРѕРј первой инстанции вышеуказанный расчет РЅРµ исследовался, мотивированного обоснования непринятия данного расчета РїСЂРё вынесении решения РЅРµ указано. Для подтверждения неправомерности расчета РЅР° основании которого РџРђРћ «Т Плюс» выдвигает требования РїРѕ оплате Р·Р° тепловую энергию Рё для установления факта наблюдения договорных условий, РїРѕ её заявлению, мировым судьей судебного участка в„–5 Октябрьского района Рі.Саранска была назначена экспертиза, РЅР° разрешение которой были поставлены следующие РІРѕРїСЂРѕСЃС‹: произвести расчеты нормативных показателей РЅР° границе эксплуатационной ответственности многоквартирного РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>. Соблюдается ли температурный режим подачи теплоносителя, согласно нормативным показаниям. Установить разницу между фактически поставленными Гкал Рё нормативными согласно расчетам эксперта. Данная экспертиза была необходимой для сравнения РґРІСѓС… допустимых законодательством СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ расчета платы Р·Р° отопление РІ сопоставимых условиях. Ркспертным заключением было установлено то, что фактически поставляемая тепловая энергия, зафиксированная общедомовым РїСЂРёР±РѕСЂРѕРј учета выше, чем рассчитанная нормативная величина. РЎСѓРґ первой инстанции незаконно признал заключение экспертизы недопустимым доказательством РїРѕ делу, так как СЃСѓРґРѕРј установлен факт перетопа, зафиксированный общедомовым РїСЂРёР±РѕСЂРѕРј учета, что свидетельствует Рѕ нарушении ресурсоснабжающей организацией – исполнителя коммунальных услуг, договорных параметров. Р’ соответствии СЃ Рї. 103 Правил предоставления коммунальных услуг в„– 354, ответственность ресурсоснабжающей организации – исполнителя коммунальных услуг наступает Р·Р° несоблюдение договорных параметров РЅР° границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем Рё централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. РљСЂРѕРјРµ того, СЃСѓРґ необоснованно РѕСЃРІРѕР±РѕРґРёР» истца РѕС‚ доказывания факта предоставления услуги – отопления надлежащего качества Рё РІ соответствии СЃ договорными параметрами. РЎСѓРґ придал исключительное значение позиции истца, проигнорировав РЅРѕСЂРјС‹ Правил предоставления коммунальных услуг в„– 354, РІ соответствии СЃ которыми РџРђРћ «Т Плюс» как исполнитель коммунальной услуги РїСЂРё обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества обязан зарегистрировать РІ электронном Рё (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала Рё причины нарушения качества коммунальных услуг, Рё РІ течение суток СЃ момента обнаружения указанных фактов проинформировать потребителей Рѕ причинах Рё предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг (Рї.104 Правил в„– 354). Положения Закона Р Р¤ РѕС‚ 07.02.1992 в„– 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливают, что РїСЂРё разрешении требований потребителей необходимо учитывать бремя доказывания обстоятельств, освобождающих РѕС‚ ответственности Р·Р° неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, РІ том числе Рё Р·Р° причинение вреда, лежит РЅР° продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (Рї. 4 СЃС‚. 13, Рї. 5 СЃС‚.14, Рї. 5 СЃС‚. 23.1, Рї. 6 СЃС‚. 28 Закона Рѕ защите прав потребителей). РЎСѓРґ РІР·СЏР» Р·Р° РѕСЃРЅРѕРІСѓ пояснения, представленные лишь стороной истца, неверно изложил пояснения ответчика, попросту закрыл глаза РЅР° немаловажные объективные факты Рё РЅР° основании этого РїСЂРёРЅСЏР» решение. РљСЂРѕРјРµ того, вынесенное решение толкает собственников РЅР° нарушение закона, так как несмотря РЅР° то, что СЃСѓРґ встал РЅР° сторону истца, РІ процессе рассмотрения дела СЏРІРЅРѕ установлено, что собственникам выгоднее оплачивать РїРѕ нормативу Рё снять общедомовой РїСЂРёР±РѕСЂ учета, чем удовлетворять РІСЃРµ «хотелки» доминирующей РЅР° рынке РџРђРћ «Т Плюс».
Р’ дополнение РІ ранее поданной апелляционной жалобе РЅР° решение РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 5 РїРѕ Октябрьскому району Рі.Саранска РѕС‚ 01.04.2021 РїРѕ гражданскому делу в„– 2-670/2020 Ведяшкина Р’.Рђ. указала, что согласно С‡. 1 СЃС‚. 157 Р–Рљ Р Р¤ Правительством Р Р¤ утверждаются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых домах. Основным законом Рѕ техническом регулировании РІ отношении многоквартирных РґРѕРјРѕРІ является Федеральный закон «Технический регламент Рѕ безопасности зданий Рё сооружений» РѕС‚ 30.12.2009 в„– 384-ФЗ, который был РїСЂРёРЅСЏС‚ РІ целях защиты Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ граждан, имущества физических или юридических лиц, предупреждения действий, вводящих РІ заблуждение приобретателей». Р’ соответствии СЃ С‡.2 СЃС‚.5 Федерального закона в„– 384 –ФЗ, безопасность зданий Рё сооружений обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона требований стандартов Рё СЃРІРѕРґРѕРІ правил, включенных РІ Перечень национальных стандартов Рё СЃРІРѕРґРѕРІ правил, РІ результате применения которых РЅР° обязательной РѕСЃРЅРѕРІРµ обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Р’ перечень национальных стандартов Рё СЃРІРѕРґР° правил, РІ результате применения которых РЅР° обязательной РѕСЃРЅРѕРІРµ обеспечивается соблюдение требований Федерального закона в„– 384- ФЗ РІС…РѕРґРёС‚ РЎРџ 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция Рё кондиционирование воздуха», РІ том числе Рї. 6.1.6 которым установлено, что температуру теплоносителя для систем внутреннего теплоснабжения Рё отопления следует принимать – РІ жилых Рё общественных зданиях Рё комплексах РЅРµ более 95?РЎ. Р’ силу Рї. 1 СЃС‚. 542 ГК Р Р¤ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами Рё иными обязательными правилами или предусмотренным РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј энергоснабжения. Согласно Рї. 8 Правил содержания общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ утв. Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 13.08.2006 в„–491 границей сетей теплоснабжения входящих РІ состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного РґРѕРјР°. Согласно СЃ. 2 СЃС‚. 13 Федерального закона РѕС‚ 23.11.2009 в„– 261- ФЗ «Об энергосбережении Рё Рѕ повышении энергетической эффективности» расчетные СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ потребления энергетических ресурсов должны стимулировать покупателей энергетических ресурсов Рє осуществлению расчетов Рё РЅР° основании данных РѕР± РёС… количественном значении, определенных РїСЂРё помощи РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета используемых энергетических ресурсов. Р’ соответствии СЃ Рї. 5 раздела 1 Правил учета тепловой энергии (утв. Постановлением Правительства Р Р¤ в„– 1034 РѕС‚ 18 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2013Рі. (далее РїРѕ тексту Правила в„– 1034) коммерческий расчет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется СЃ помощью РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета, которые устанавливаются РІ точке учета, расположенной РЅР° границе балансовой принадлежности, если РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј РЅРµ определена иная точка учета. Пунктом 105 Правил в„– 1034 предусмотрено, что контроль качества теплоснабжения РїСЂРё поставке Рё потреблении тепловой энергии производится РЅР° границах балансовой принадлежности между теплоснабжающей, теплосетевой организацией Рё потребителем. Подпунктом «в» Рї. 111 Правил в„– 354 определено что, датой Рё временем, начиная СЃ которых считается, что коммунальная услуга предоставляется СЃ нарушениями качества, является, РІ том числе, дата Рё время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым) РїСЂРёР±РѕСЂРѕРј учета. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· информации, содержащейся РІ РїРёСЃСЊРјРµ направленному РІ адрес эксперта Р·Р° РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ директора филиала РђРћ В«РнергосбыТ Плюс» Лодянова Р.Рђ. нормативная величина тепловой нагрузки РЅР° отопление многоквартирного жилого РґРѕРјР° <адрес> составляет 0,034 Гкал/час. Согласно «Правилам установления Рё изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утв. Приказом Минрегиона Р Р¤ РѕС‚ 28.12.2009 в„– 610 установленная РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј энергоснабжения тепловая нагрузка определяется как СЃСѓРјРјР° величин максимальных тепловых нагрузок. Величина тепловой нагрузки определяется физическими характеристиками объектов теплоснабжения Рё объективно РЅРµ может РёС… превышать. РЎСѓРґРѕРј первой инстанции РІ результате исследования письменных доказательств было достоверно установлено, Р° РџРђРћ «Т Плюс» РЅРµ оспорено, что общедомовым РїСЂРёР±РѕСЂРѕРј учета зафиксировано нарушение СЃРѕ стороны ресурсоснабжающей организации условий РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° теплоснабжения (качество подаваемой тепловой энергии, количество теплоносителя), что РІ результате повлекло увеличение объема тепловой энергии поставленной РІ РёС… многоквартирный РґРѕРј, сверх максимальной тепловой нагрузки Рё как следствие увеличение платы Р·Р° отопление.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ПАО «Т Плюс» Акимов В.О. указал на то, что согласно п. 3 ст. 23 Закона о теплоснабжении, уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы, должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.
Согласно п. 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Температурный график представляет собой график зависимости температур теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе и он устанавливается для системы теплоснабжения и источника тепловой энергии. Во исполнение требований к системам теплоснабжения, постановлением Администрации г.о. Саранск №3625 от 321.12.2013 (с изменениями №2532 от 24.09.2014, №1571 от 27.05.2015) утверждена Схема теплоснабжения городского округа Саранск до 2027 г., в котором утверждены температурные графики для источников тепловой энергии системы теплоснабжения г. Саранска.
Теплоснабжение многоквартирного дома по <адрес> осуществляется от источника тепловой энергии - котельной «Осипенко 57 А». Схемой теплоснабжения г.о. Саранск утвержден температурный график источника тепловой энергии – котельной «Осипенко 57 А» - 150/70 С и теплоснабжение многоквартирного дома по <адрес> осуществляется по расчетному температурному графику центрального регулирования системы теплоснабжения +150/+70 С, во внутреннем контуре внутренней системы отопления по температурному графику +95/+70 С. Подключение данного МКД к квартальной сети отопления выполнено по зависимой схеме через элеваторный узел, который выполняет функцию охлаждения сетевой воды, поступающей из тепловой сети до температуры воды подаваемой в систему отопления в соответствии с температурным графиком. В данном случае элеваторный узел, установленный на вводе МКД, выполняет функцию равномерного распределения расхода теплоносителя во внутренней системе отопления и недопущения повышения температуры подаваемого теплоносителя во внутреннюю систему отопления МКД выше +95 С. В связи с этим температура теплоносителя в МКД не превышает нормативные значения.
Определение объема поставленной тепловой энергии в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с нормами жилищного законодательства, исходя из этажности, материала стен, года постройки, отапливаемой площади МКД по <адрес>, норматив на коммунальную услугу - отопление составляет 0,0294 Гкал/м2. Норматив потребления применяется для определения объема отпущенного коммунального ресурса, в случае отсутствия общедомового учета. Ежемесячный норматив потребления является величиной постоянной и не зависит от продолжительности отопительного сезона, изменений климатических параметров и количества фактической поставленной тепловой энергии. Жилищным законодательством не предусмотрено определение поставленной тепловой энергии в отношении многоквартирного дома на основании тепловой нагрузки. Актами жилищного законодательства исключается возможность определения объема, подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующего фактическое потребление прибора учета, а при его отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В судебное заседание ответчик Ведяшкин А.А., третьи лица Ерошенко А.А., представители ООО «Саранский расчетный центр», Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия, ОСП по Октябрьскому району городского округа Саранск УФССП России по Республике Мордовия, ООО «ГУК Октябрьского района» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, об отложении разбирательства по делу суд не просили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителя истца (ответчика по встречному иску) Акимова В.О., просившего об оставлении решения без изменения, ответчика (истца по встречному иску) Ведяшкину В.А., ее представителя Видяеву Н.В., полагавших, что решение суда подлежит отмене, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, дополнении к апелляционной жалобе, суд приходит к следующему.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений п. 9 ст. 13 п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила № 354).
Согласно пп. «е» п. 4 Правил №354 отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
С 01.09.2017 года ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский осуществляет деятельность в качестве исполнителя коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных домах, в отношении которых управляющей организацией является ООО «ГУК Октябрьского района», в том числе потребителям, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Ведяшкин А.А. и Ведяшкина В.А. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права <..> и <..> от 18.05.2002 года. Данный факт подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03.10.2019 года. Согласно выписке из домовой книги, выданной ООО «Саранский информационный центр» (л.д.10) в указанном жилом помещении наряду с Ведяшкиным А.А и Ведяшкиной В.А. также зарегистрированы Ведяшкин А.А. и Ерошенко А.А.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто сторонами, что в спорный период (с 01.10.2017 по 31.12.2017) многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> был оборудован прибором учета тепловой энергии, соответственно, размер платы за отопление рассчитывался исходя из объемов потребленной тепловой энергии, определяемой по показаниям прибора учета.
Согласно, расчету, представленному ПАО «Т Плюс», у ответчиков Ведяшкина А.А., Ведяшкиной В.А. образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг - отоплению и горячему водоснабжению за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за период с 01.10.2017 по 31.12.2017, который составляет 6596 руб. 88 коп.
Согласно платежным документам для внесения платы за отопление, выставляемым ПАО №Т Плюс», начисление производилось в оспариваемый период исходя из показаний общедомового прибора учета.
Удовлетворяя исковые требования ПАО «Т Плюс», мировой судья исходил из факта имевшейся у ответчиков задолженности по платежам за тепловую энергию.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания п 17 Правил №354 (действовавших на момент возникновения спорных правоотношений) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
РіРґРµ:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6); Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год; Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> в спорный период был оборудован общим коллективным прибором учета, расчет платы за отопление исходя из его показаний, площади занимаемого помещения и установленных тарифов, соответствует требованиям законодательства, так как позволяет начислять плату исходя из фактического потребления.
РЎСѓРґ находит правильными выводы СЃСѓРґР° первой инстанции РѕР± удовлетворении РёСЃРєР° РџРђРћ «Т Плюс» Рѕ взыскании задолженности РїРѕ оплате услуг теплоснабжения. Представленный расчет задолженности произведен РЅР° основании показаний РїСЂРёР±РѕСЂР° учета, которым оборудован многоквартирный РґРѕРј Рё РІ соответствии СЃ требованиями жилищного законодательства, постановления Правительства Р Р¤ РѕС‚ 06.05.2011 РіРѕРґР° в„–354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІВ», СЃ учетом тарифов, утвержденных приказом Министерства Рнергетики Рё тарифной политики Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ в„– 165 РѕС‚ 15.12.2017 Рі.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств о ненадлежащем исполнении ПАО «Т Плюс» своих обязанностей по поставке качественного коммунального ресурса - отопления (завышение температуры), в том числе внутри жилых помещений.
Суд соглашается с указанными выводами мирового судьи, поскольку они основаны на правильном применении закона и соответствуют обстоятельствам дела.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам № 354.
Согласно п.п. «в» п. 3 Правил 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.
Как указано в п.15 Приложения 1 Правил №354, нормативная температура воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании ( ГОСТ Р51617-2014) допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C.
За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил
Таким образом, к качеству тепловой энергии относится требование об обеспечении нормативной температуры воздуха в жилых помещениях. Отклонение температуры воздуха как в сторону понижения так в сторону повышения в жилых помещениях от нормативной температуры не допускается.
Согласно п. 98 Правил №354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При этом, необходимо учитывать, что основанием для любого перерасчета платы за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества является официально оформленный акт, фиксирующий ненадлежащее качество коммунальной услуги.
РџРѕРґРїСѓРЅРєС‚ «и» Рї. 31 Правил в„–354 указывает РЅР° обязанность Рсполнителя принимать РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё СЃСЂРѕРєРё, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей Рѕ факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества Рё (или) СЃ перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать Рё проводить проверку такого факта СЃ составлением соответствующего акта проверки.
Как указано в п.7.4 ГОСТ Р51617-2014, исполнитель обеспечивает документальное подтверждение факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Порядок самостоятельного установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе на основании обращений потребителей, осуществляется в соответствии с Правилами №354.
Определение отклонений показателей внутри помещений многоквартирных домов производится в соответствии с нормативно-правовыми актами, в том числе ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях.
В силу п. 105 Правил №354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
Отказывая в удовлетворении требований по встречному иску, мировой судья обосновано установил, что ответчики (истцы по встречному иску), как потребители услуги, не обращались к исполнителю услуги в оспариваемый период с заявлением об оказании услуг по теплоснабжению и ГВС ненадлежащего качества с целью перерасчета либо уменьшения платы.
Доказательств того, что в результате действий ПАО «Т Плюс» имели место случаи завышения температуры, установленный соответствующими нормативами, в помещении ответчика, что служило бы основанием к перерасчету платы за отопление, суду не представлено.
Довод апелляционной жалобы Ведяшкиной Р’.Рђ. Рѕ том, что РџРђРћ «Т Плюс» РЅРµ соблюдает договорные обязательства РІ точке поставки (согласно действующему законодательству температуру теплоносителя для систем внутреннего теплоснабжения Рё отопления следует принимать – РІ жилых Рё общественных зданиях Рё комплексах РЅРµ более 95?РЎ), что привело Рє завышению объема тепловой энергии, подлежащее распределению между всеми потребителями многоквартирного РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, Рё что РІ рассматриваемом случае РЅСѓР¶РЅРѕ применять для расчета нормативную величину тепловой нагрузки системы отопления многоквартирного жилого РґРѕРјР° РїРѕ адресу: <адрес>, предоставленные РђРћ В«Рнергосбыт Плюс», Рѕ чем представили самостоятельный расчет, подлежит отклонению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные ст.ст.539-547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно ст.ст.539, 544 ГК РФ по договору на отпуск тепловой энергии энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» установлено, что проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов и утверждается главой местной администрации городского поселения, главой местной администрации городского округа.
Схемой теплоснабжения г.о. Саранск утвержден температурный график источника тепловой энергии – котельной «Осипенко 57 А» - 150/70 С и теплоснабжение многоквартирного дома по <адрес> осуществляется по расчетному температурному графику центрального регулирования системы теплоснабжения +150/+70 С, во внутреннем контуре внутренней системы отопления по температурному графику +95/+70 С.
Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года № 115 (далее - Правила № 115) установлен состав комплекса мероприятий по метрологическому обеспечению тепловых энергоустановок, выполняемый каждой организацией, а также указаны требования к контрольно-измерительным приборам тепловых энергоустановок (пункты 2.9.1, 2.9.11, 2.9.12, 2.9.14).
В соответствии с п. 9.2.1 Правил № 115 отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, вентиляции, кондиционирования и горячего водоснабжения, должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика. Среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%.
Представленные в суд первой инстанции отчеты о потреблении тепловой энергии с учетом допустимых отклонений не подтверждают фактов подачи теплоносителя с повышенной температурой (л.д. 10,12,13 т.2).
Согласно заключению экспертизы, проведенной ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П.Огарева» Центр некоммерческих судебных строительных технических экспертиз расчет нормативных показателей теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности (место соединения коллективного (общедомого прибора учета с внешней сетью инженерно-технического обеспечения дома), многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом температуры наружного воздуха приведен в таблице №1. Установлено, что температурный режим подачи теплоносителя в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> согласно расчетных нормативных показателей не соблюдается. Общее несоответствие между фактически поставленными Гкал и нормативными согласно расчетам эксперта за период октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года составляет 15266 Гкал.
Суд первой инстанции правильно опроверг и не принял в качестве основания правильности расчета, предоставленных услуг по отоплению, выводы эксперта, изложенные в заключении Центра некоммерческих судебных строительных технических экспертиз, поскольку экспертом в процессе производства экспертизы использовались и указаны в заключении термины, определения, а также нормативно-правовые акты, утратившие силу. Кроме того, в заключении эксперт произвел расчет нормативных показателей теплоносителя на границе эксплуатационной принадлежности многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, учитывая температуру наружного воздуха, сведения о которой представлены Мордовским ЦГСМ-филиал ФГБУ «Верхне-Волжское УГСМ» и нормативную температуру воды в подающем и обратном трубопроводе, согласно данным из приложения №11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170. Однако указанные в приложении №11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, показатели нормативной температуры воды в подающем и обратном трубопроводе, являются рекомендуемыми.
В соответствии с п.2.1.5 и 2.3.2 «Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения», утверждённой Приказом Госстроя РФ от 01.10.2001 № 225, установлено, что нормативные значения температуры теплоносителя, °C, в подающем трубопроводе тепловой сети для каждого из характерных значений температуры наружного воздуха на протяжении расчетного периода принимаются по температурному графику регулирования тепловой нагрузки, который разрабатывается на основе расчетных значений температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах тепловой сети, видов теплового потребления и принятого метода регулирования тепловой нагрузки и утверждается теплоснабжающей организацией.
Ежегодные температурные графики по каждой котельной размещены в открытом доступе на официальном сайте ПАО «Т Плюс» (https://www.tplusgroup.ru).
Следовательно, рекомендуемые показатели нормативной температуры воды в подающем и обратном трубопроводе, можно использовать для расчета только в случае, если отсутствуют температурные графики, утвержденные теплоснабжающей организацией.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно освободил истца от доказывания факта предоставления услуги – отопления надлежащего качества и в соответствии с договорными параметрами, суд считает несостоятельными, так как, что предъявление иска в порядке защиты прав потребителей, в силу ст. 56 ГПК РФ, не освобождает заявителя от обязанности доказывания самого факта нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите, и причастности к этому ответчика.
На основании изложенного, суд, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не находит оснований для изменения или отмены принятого мировым судьей решения. Обстоятельства по делу судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия от 01 апреля 2021 г. по иску Публичного акционерного общества «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» к Ведяшкиной Валентине Алексеевне, Ведяшкину Андрею Андреевичу о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию (отопление), расходов по оплате государственной пошлины, встречному иску Ведяшкиной Валентины Алексеевны об уменьшении платы за тепловую энергию в жилом помещении, исходя из расчета платы в соответствии с договорными параметрами, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, оставить без изменения, апелляционную жалобу Ведяшкиной Валентины Алексеевны – без удовлетворения.
Судья Октябрьского районного суда
г.Саранска Республики Мордовия Мамаева Е.С.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.09.2021
Судья Мамаева Е.С.