дело № 2-8317/2012
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ12 ноября 2012 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Щелканова М.В.при секретаре Анисовец А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рикитянской Н.В. к администрации МОГО Сыктывкар об оспаривании отказа, обязании поставить в очередь, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Рикитянская Н.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО Сыктывкар о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании предоставить земельный участок в соответствии с Законом РК от 28.06.2005г. №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», взыскать компенсацию морального вреда. С учетом утонения иска просит суд признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка, обязать ответчика поставить на очередь на бесплатное предоставление земельного участка с датой постановки ** ** **, взыскать компенсацию морального вреда в размере ... руб.
В судебном заседании истец и представитель адвокат Зюзева О.В. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика АМО ГО Сыктывкар в судебное заседание не явился, о слушании дела ответчик извещен.
С согласия истца суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Судом установлено.
27.07.2012 Рикитянская Н.В. обратилась с заявлением в АМО ГО Сыктывкар о предоставлении земельного участка в соответствии Законом РК от 28.06.2005г. №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений».
В соответствии с письмом АМО ГО Сыктывкар истице дан ответ о том, что ею не представлена справка о составе семьи с места постоянной регистрации Д.В..
В соответствии с письмом АМО ГО Сыктывкар истице дан ответ о том, какие документы необходимо предоставить.
Суд полагает, что по существу истцу отказано в предоставлении земельного участка.
Часть 2 статьи 28 ЖК РФ установлено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
У истицы имеются дети: Д.С., М.В.. Д.В.
Пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона Республик Коми от 28.06.2005г. №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Частью 3 статьи 5 Закона Республик Коми от 28.06.2005г. №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» установлено, что земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Земельные участки предоставляются гражданам на территориях муниципальных образований в Республике Коми по месту жительства указанных граждан или в случае, указанном в абзаце третьем настоящей части, - на территориях иных муниципальных образований в Республике Коми.
На территориях иных муниципальных образований в Республике Коми земельные участки предоставляются в собственность бесплатно гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в соответствии с настоящим Законом и проживающим в районах Крайнего Севера.
Условия о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и об отсутствии у граждан земельных участков, переданных им по договору аренды, установленные абзацем первым настоящей части, не применяются в отношении граждан, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, а также при предоставлении земельных участков в случаях, предусмотренных частями 2-2 и 2-3 настоящей статьи.
Ч. 3 ст. 5 Закона РК № 59-РЗ предусматривает одно условие предоставления участок семьям, имеющим трех и более детей – отсутствие земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Данное условие соблюдено истцом.
Согласно ч. 9 ст. 5(1) Закона уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления в Республике Коми, предусмотренные в части 1 настоящей статьи, в течение 14 дней со дня получения документов и информации, указанных в части 7 настоящей статьи, принимают в отношении граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, одно из следующих решений:
1) о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;
2) об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно при наличии оснований, установленных частью 12 настоящей статьи;
3) о включении в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (далее - список), - при отсутствии сформированных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, строительства жилого дома блокированной застройки с количеством этажей не более чем три, ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством для указанных граждан.
Согласно ч. 2 ст. 5(1) Закона в целях предоставления земельных участков граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, обращаются в предусмотренные в части 1 настоящей статьи уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления в Республике Коми по месту жительства, а в случае, предусмотренном в абзаце третьем части 3 статьи 5 настоящего Закона, - в орган местного самоуправления в Республике Коми по месту нахождения земельного участка с запросом о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка (далее - запрос о предоставлении земельного участка). В запросе о предоставлении земельного участка указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, и их детей, реквизиты документов, удостоверяющих личность указанных граждан;
2) кадастровый номер и площадь земельного участка - в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет;
3) предполагаемые местонахождение земельного участка и его площадь - в отношении земельного участка, не прошедшего государственный кадастровый учет;
4) цель получения земельного участка и указание на категорию граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, к которой относится заявитель;
5) почтовый адрес или адрес электронной почты для связи с заявителем.
Закон определяет, какие документы должны быть представлены, а именно. Согласно ч. 3 ст. 5(1) Закона с запросом о предоставлении земельного участка граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, представляют:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждающий гражданство Российской Федерации и содержащий сведения о регистрации гражданина по месту жительства (предъявляется лично при подаче запроса);
2) документы, подтверждающие согласие граждан на обработку персональных данных;
3) документы, подтверждающие отнесение гражданина к категории, указанной в пункте 2 части 2 статьи 5 настоящего Закона.
Граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, вправе с запросом о предоставлении земельного участка представить по собственной инициативе документы и информацию, указанные в части 7 настоящей статьи.
Все необходимые документы истцом представлены.
Закон не наделяет органы местного самоуправления правом истребовать дополнительные документы, в связи с чем довод ответчика о том, что истцом не поданы дополнительные документы, которые предусмотрены Постановлением администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 07.07.2011 N 7/1904 "О реализации Закона Республики Коми N 59-РЗ от 28.06.2005", является необоснованным. Кроме того, в постановлении № 7/1904 указано, что должны быть представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства, но не указано, что такие документы должны предоставляться и на детей.
Также из представленных документов следует, что Д.В., не был зарегистрирован до ** ** ** по месту жительства, что не лишает истца права на получение земельного участка в собственность.
При указанных обстоятельствах отказ администрации является незаконным. При этом номер в списке должен быть определен с учетом даты подачи заявления.
В части требований о взыскании компенсации морального вреда суд исходит из следующего.
Согласно ст. 151 ГК РФ Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, учитывая обстоятельства причинения вреда истцу, выражающиеся в незаконности отказа, суд приходит к выводу о возможности возложения на ответчика администрацию МО ГО Сыктывкар гражданско-правой ответственности в виде обязанности компенсировать истцу моральный вред в размере ... рублей, что отвечает степени разумности и справедливости, объему нарушенного права.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Рикитянской Н.В. к администрации МОГО Сыктывкар об оспаривании отказа, обязании поставить в очередь, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ и обязать администрацию администрацию МОГО Сыктывкар включить Рикитянскую Н.В. в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
Место в списке определить исходя из очередности с учетом даты подачи заявления ** ** **.
Взыскать с администрации МО ГО Сыктывкар за счет казны в пользу Рикитянской Н.В. компенсацию морального вреда в сумме ... руб.
В остальной части иска отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.В. Щелканов
Копия верна: судья