Дело № 2-4019/2021 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2021 года г. Новосибирск
Ленинский районный суд г. Новосибирска в составе:
судьи Бурнашовой В.А.,
прокурора Мильбергер Т.В.,
при секретаре судебного заседания Федосеевой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваль Виктории Валерьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Коваль Степана Сергеевича и Коваль Юлии Сергеевны, к Шашкову Юрию Федоровичу о возмещении морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец Коваль В.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Коваль С.С. и Коваль Ю.С., обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит взыскать с ответчика Шашкова Ю.Ф. компенсацию морального вреда в свою пользу в сумме 200 000 рублей, в пользу Коваль С.С. – 100 000 рублей, в пользу Коваль Ю.С. – 100 000 рублей.
В обоснование иска указано, что по вине ответчика Шашкова Ю.Ф., который управлял автомобилем и нарушил пп. 8.1, 8.5 ПДД РФ, в результате ДТП пострадали пассажиры: Коваль В.В., Коваль С.С., Коваль Ю.С., пассажиру Коваль Ю.С. причинен легкий вред здоровью. Шашков Ю.Ф. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ. В связи с полученными травмами истица и ее дети претерпевали физические и нравственные страдания. От возмещения морального вреда во внесудебном порядке ответчик уклоняется.
В обоснование компенсации морального вреда в общем размере 400 000 рублей истец ссылается на свои и своих детей физические и нравственные страдания, а также указывает, что в результате ДТП истица получила ушибы, ссадины грудной клетки, ушиб мягких тканей ПОП (диагноз S20.S), кровоподтек правой молочной железы, ссадины области левой ключицы, которые образовались от воздействия твердых тупых предметов, какими могли быть выступающие элементы салона автомобиля в условиях автодорожной травмы, возможно 28 августа 2020, несовершеннолетний Коваль С.С. получил ушиб передней брюшной стенки, несовершеннолетняя Коваль Ю.С. получила закрытую черепно-мозговую травму - сотрясение головного мозга (диагноз S06.0), а также нарушения аккомодации OU (диагноз Н52.5), получила ушибы, ссадины мягких тканей лобной области, щечной области справа, латеральной поверхности шеи справа, левого коленного сустава.
Согласно заключению эксперта от 25.12.2020 Коваль Ю.С. был причинен легкий вред здоровью.
В ходе дальнейшего лечения Коваль Ю.С, у последней стало ухудшаться зрение.
В связи с полученными травмами и возникшими осложнениями Коваль В.В. была вынуждена обращаться за медицинской помощью своей дочери, проходить длительное лечение по сей день.
Помимо этого, в результате ДТП Коваль В.В., Коваль С.С, Коваль Ю.С. были причинены нравственные страдания, поскольку последние были напуганы перенесли сильный стресс, и продолжают его испытывать, переживая за ухудшающееся здоровье Коваль Ю.С. На данный момент врачи не имеют прогноза динамики развития осложнений, возникших у последней, что не дает уверенности в том, что зрение дочери Коваль В.В. восстановится и не будет впредь ухудшаться. Это означает лишь то, что Коваль Ю.С. и её матери Коваль В.В. предстоит длительное лечение и наблюдение за состоянием здоровья, что напрямую причиняет последним еще больше нравственных страданий, переживаний за будущее несовершеннолетней Коваль Ю.С.
Дети Коваль В.В. Коваль Ю.С. 14 лет, Коваль С.С. 6 лет, попав в ДТП, получив подобного рода травмы, испытывали тяжелое эмоциональное напряжение, так как детская психика не способна адекватно и правильно реагировать на подобного рода стрессовые ситуации. Такие стрессовые ситуации могут оказывать на организм ребенка побочное и непредсказуемое действие, которое может проявится со временем. Данная ситуация стала длительной, так как лечение травм и болезнь близких столь длительное время так же переносится детьми с трудом. Таким образом, данная ситуация в общем и целом стала тяжелой для всей семьи, которая проходит через эти переживания совместно.
Истцы Коваль В.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Коваль С.С. и Коваль Ю.С., Коваль Ю.С. и их представитель Соснина Е.Д. доводы иска и письменных пояснений поддержали, на удовлетворении требований настаивали в полном объеме.
Ответчик Шашков Ю.Ф. и его представитель Плотников Ю.В. в судебном заседании пояснили, что ответчик признает свою вину в ДТП, с постановлением был согласен, не обжаловал его, штраф оплатил, готов был нести траты по возмещению ущерба, в начале предлагал истцу выплатить 15 000 рублей, в судебном заседании был согласен выплатить по 10 000-15 000 рублей каждому, ответчик является пенсионером, не работает, иждивенцев нет, полагали заявленные суммы морального вреда завышенными, просили снизить размер компенсации морального вреда.
Третье лицо Семин С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Судебная корреспонденция вернулась в суд за истечением срока хранения.
Выслушав пояснения сторон и заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить в соответствии с требованиями разумности и справедливости, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Вступившим в законную силу постановлением Кировского районного суда г. Новосибирска от 03.02.2021 по делу об административном правонарушении № 5-66/2021 подтверждается, что:
«…28.08.2020 в 14 часов 10 минут на 35 км 250 м трассы К-17Р, водитель Шашков Ю.Ф., управляя автомобилем Мерседес Бенц GLC, г/н №, при выполнении маневра «разворот» не занял крайне положение на проезжей части, не убедился в безопасности маневра, в связи с чем произошло столкновение с автомобилем Мерседес Бенц Вито, г/н №, под управлением Семина С.А.. В результате ДТП пострадали пассажиры: Коваль В.В., Коваль С.С, Коваль Ю.С. Пассажиру Коваль Ю.С. причинен легкий вред здоровью…».
Согласно абзацу четвертому п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, по аналогии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Следовательно, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу постановлением Кировского районного суда г. Новосибирска от 03.02.2021, обязательны при рассмотрении настоящего дела по иску Коваль В.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Коваль С.С. и Коваль Ю.С.
Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. (статьи 2 и 7, часть 1 статьи 20, статья 41 Конституции Российской Федерации).
В развитие положений Конституции РФ приняты соответствующие законодательные акты, направленные на защиту здоровья граждан и возмещение им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Общие положения, регламентирующие условия, порядок, размер возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, содержатся в главе 59 ГК РФ.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В силу п. п. 1, 3 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Согласно положениям ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях, связанных с физической болью, связанной с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (абзац второй п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).
Постановлением суда от 03.02.2021 установлено, что «…Судья, исследовав материалы дела, полагает, что вина Шашкова Ю.Ф. в совершении указанного правонарушения доказана собранными доказательствами, а именно: - протоколом 54 ПК № 064202 об административном правонарушении от 11.01.2021; заключением эксперта № 7296 от 25.12.2020, из которого следует, что у Коваль Ю.С. имелись телесные повреждения, которые оцениваются как легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья; заключением эксперта № 6581 от 25.11.2020, из которого следует, что у Коваль С.С. имелись телесные повреждения, которые не причинили вред здоровью; заключением эксперта № 6901 от 09.12.2020, из которого следует, что у Коваль В.В. имелись телесные повреждения, которые не причинили вред здоровью…».
Из заключения СМЭ № 6581 от 25.11.2020 в отношении Коваль С.С. следует, что:
- «…У гр. Коваль С.С. имелось телесное повреждение - ушиб передней брюшной стенки (на передней брюшной стенке кровоподтек «от ремня безопасности»), который образовался от воздействия тупым твердым предметом, возможно при вышеуказанных обстоятельствах и в срок, - в результате ДТП 28 августа 2020г. (что подтверждается данными медицинских документов).
Указанное телесное повреждение не влечет за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расценивается как повреждение, не причинившее вред здоровью человека.».
Из заключения СМЭ № 6901 от 09.12.2020 в отношении Коваль В.В. следует, что:
- «…У гр. Коваль В.В. имелись следующие телесные повреждения: кровоподтек правой молочной железы, ссадины области левой ключицы, которые образовались от воздействия твердых тупых предметов, какими могли быть выступающие элементы салона автомобиля в условиях автодорожной травмы, возможно 28 августа 2020 г.
Указанные телесные повреждения не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека.».
Из заключения СМЭ № 7296 от 25.12.2020 в отношении Коваль Ю.С. следует, что:
- «…У гр. Коваль Ю.С. имелись следующие телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма в виде сотрясения головного мозга, ссадин лобной области и области правой щеки, ссадины на боковой поверхности шеи справа и в области коленных суставов, которые образовались от воздействия твердым тупым предметом (предметами), возможно при вышеуказанных обстоятельствах и в срок, - в результате ДТП 28.08.2020г. (что подтверждается данными медицинских документов).
Данными телесными повреждениями был причинен вред здоровью в виде временного нарушения функции продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно), поэтому они оцениваются как ЛЕГКИЙ вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья. Обращение за медицинской помощью 21.09.2020г. не подтверждено объективными данными (локальный статус не описан), поэтому не принято во внимание при оценке тяжести вреда, причиненного здоровью.».
Вина потерпевших в нарушении ПДД РФ не установлена.
В результате причиненных истице и ее детям по вине ответчика Шашкова Ю.Ф. телесных повреждений Коваль В.В. и ее дети Коваль С.С. и Коваль Ю.С.перенесли физическую боль и нравственные переживания по поводу случившегося. Здоровью Коваль Ю.С. причинен легкий вред.
В связи с полученными телесными повреждениями Коваль Ю.С. продолжительное время не могла вести прежнюю активную жизнь.
Доводы стороны истца о том, что у Коваль Ю.С. стало ухудшаться зрение в результате дорожно-транспортного происшествия от 28.08.2020 г. объективного подтверждения не имеют.
При рассмотрении дела суд принимает во внимание, что Шашков Ю.Ф. пенсионер, не инвалид, не признан в установленном порядке малоимущим.
Ответчик сообщил суду о том, что размер его пенсии составляет 32 000 рублей, идживенцев у него нет, представил суду положительно характеризующий его материал, в том числе о награждении его знаком «Почетный работник транспорта России», почетным званием «Заслуженный работник ОАО Газпром нефть»,, нагрудным знаком «Отличник воздушного транспорта», юбилейной медалью «80 лет Гражданской авиации России», наличии у него удостоверения Ветерана труда и иных документов, подтверждающих его профессионализм и квалификацию.
Моральный вред, причиненный истцам, до настоящего времени ответчиком не возмещен.
При всех изложенных обстоятельствах суд полагает разумным и справедливым определить размер компенсации морального вреда в сумме 30 000 рублей в пользу Коваль Ю.С, принимая во внимание, что причиненные Коваль Ю.С. телесные повреждения повлекли легкий вред здоровью, и по 10 000 рублей в пользу Коваль В.В. и Коваль С.С., принимая во внимание, что причиненные телесные повреждения Коваль В.В. и Коваль С.С. не повлекли за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расценены экспертами как повреждения, не причинившие вред здоровью человека.
Согласно п. 1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Шашкова Юрия Федоровича в пользу Коваль Юлии Сергеевны компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Взыскать с Шашкова Юрия Федоровича в пользу Коваль Виктории Валерьевны компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Взыскать с Шашкова Юрия Федоровича в пользу Коваль Степана Сергеевича в лице законного представителя Коваль Виктории Валерьевны компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Взыскать с Шашкова Юрия Федоровича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2021 года.
Судья (подпись) В.А. Бурнашова
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-4019/2021 (УИД 54RS0006-01-2021-001285-88) в Ленинском районном суде г. Новосибирска.
Секретарь с/заседания
Ю.Ю. Федосеева