Судья Критинина И.В. Дело № 33а-4651/2021
УИД 24RS0048-01-2019-011744-86 3.022а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Мирончика И.С.,
судей: Славкина М.М., Шавриной А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:
Дорошковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска Белослудовой Ю.А.,
по апелляционной жалобе представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска Ивановой Н.С.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 29 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить
Обязать Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска в соответствии с требованиями распоряжения администрации г. Красноярска от 25.05.2011 № 510-ж в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить подготовку и направить в Департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска акт технического состояния недвижимого имущества участок автодороги в районе здания 2 «м» по проспекту Металлургов до здания ул. Рокоссовского д. 9, проходящий через земельный участок кадастровым номером 24:50:0400085:1114, с заключением о технологической связанности объекта с объектами муниципальной собственности и заключением о целесообразности приема объекта в муниципальную собственность.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в соответствии с требованиями распоряжения администрации г. Красноярска от 25.05.2011 № 510-ж в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда поставить на учет бесхозяйную недвижимую вещь - участок автодороги в районе здания 2 «м» проспекту Металлургов до здания ул. Рокоссовского д. 9, проходящий через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400085: 1114».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Советского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Советского района г. Красноярска на основании обращения гражданина проведена проверка по факту бездействия администрации г. Красноярска, неисполнения обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Проверкой установлено, что на поднадзорной территории находится бесхозяйное недвижимое имущество - участок автодороги в районе здания 2 «м» по проспекту Металлургов до здания ул. Рокоссовского 9 (Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей) через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400085:1114. По информации Департамента городского хозяйства администрации города, указанный объект среди объектов учета реестра муниципальной собственности не числится. Собственник (балансодержатель) указанного объекта недвижимости не определен. Кроме этого, данное сооружение не числится в системе АИС СПД «Учет бесхозяйных объектов». Таким образом, недвижимое имущество - участок автодороги в районе здания 2 «м» по проспекту Металлургов до здания ул. Рокоссовского, 9, (Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей) через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400085:1114 является бесхозяйным объектом. Прокуратурой района вскрыт факт непринятия органом местного самоуправления достаточных мер по постановке на учет указанного объекта в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности недвижимого имущества - участок автодороги в районе здания 2 «м» по проспекту Металлургов до здания ул. Рокоссовского, 9, через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400085:1114. До настоящего времени Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не решается вопрос по постановке недвижимого имущества - участок автодороги в районе здания 2 «м» по проспекту Металлургов до здания ул. Рокоссовского, 9, (Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей) через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400085:1114 на учет как бесхозяйного имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Красноярского края. Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска не составлен акт технического состояния указанного объекта.
С учетом его уточнений прокурор Советского района г. Красноярска просил обязать Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска в соответствии с требованиями распоряжения администрации г. Красноярска от 25.05.2011 г. № 510-ж в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить подготовку и направить в Департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска акт технического состояния недвижимого имущества участок автодороги в районе здания 2 «м» по проспекту Металлургов до здания ул. Рокоссовского, д. 9, проходящий через земельный участок кадастровым номером 24:50:0400085:1114, с заключением о технологической связанности объекта с объектами муниципальной собственности и заключением о целесообразности приема объекта в муниципальную собственность. Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в соответствии с требованиями распоряжения администрации г. Красноярска от 25.05.2011 № 510-ж в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда поставить на учет бесхозяйную недвижимую вещь - участок автодороги в районе здания 2м проспекту Металлургов до здания ул. Рокоссовского, д. 9, проходящий через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400085: 1114.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска Белослудова Ю.А. просит решение отменить как незаконное и необоснованное. Полагает, что требования прокурора являются вмешательством в компетенцию органа местного самоуправления по организации дорожной сети.
В апелляционной жалобе представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска Иванова Н.С. просит решение отменить как незаконное и необоснованное. Полагает, что к Центру временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и зданию подстанции имеются иные проезды. Проектом планировки левого берега города Красноярска не предусмотрена дорога на указанном земельном участке. Указывает, что деятельность по устройству дорог должна выполняться самостоятельно органом местного самоуправления, вмешательство в компетенцию органа недопустимо.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска помощник прокурора Советского района города Красноярска Родькина О.С. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, выслушав представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска Иванову Н.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ПО гаражного-строительного общества «Факел» Занько Т.Т., председателя ПО гаражного-строительного общества «Факел» Фатеева С.П., Винтер Л.В., согласившихся с решением суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.07.2019 года Винтер Л.В. обратилась в прокуратуру Советского района г. Красноярска с заявлением о проведении проверки по факту бездействия администрации г. Красноярска, неисполнения обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно: участка автодороги в районе здания 2 «а» по пр. Металлургов до здания Рокоссовского, 9, (Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей) через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400085:1114.
Из ответа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска следует что участок автодороги, пролегающий в районе здания 2 «м» по проспекту Металлургов до здания по ул. Рокоссовского, 9, (Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей) через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400085:1114 в реестре муниципальной собственности не учитывается.
31.07.2017 года прокуратурой Советского района г. Красноярска вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства о собственности направленное первому заместителю главы города - руководителю департамента главы г. Красноярска.
Администрацией г. Красноярска от 04.09.2017 года по результатам рассмотрения представления направлен ответ, согласно которому Департаментом городского хозяйства на основании обращений Департамента муниципального имущества и земельных отношений проводится необходимая работа по составлению актов технического состояния проезда, пролегающего в районе здания 2 «м» по пр. Металлургов до здания по ул. Рокоссовского, 9, в соответствии с регламентом взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 25.05.2011 года № 510-ж с последующим определением целесообразности оформления данного имущества в муниципальную собственность.
Из ответа Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, направленного в адрес заместителя прокурора Советского района г. Красноярска от 15.08.2019 года следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400085:1114 передан по договору аренды ООО «Сириус» (от 24.04.2017 года № 17366 сроком действия до 21.03.2020 года) для строительства многоуровневой автостоянки по пр. Металлургов, 2ж, Департаментом городского хозяйства был предложен альтернативный вариант проезда к зданию по ул. Рокоссовского, 9. На основании предоставленного акта ТСО, заключения о целесообразности оформления в муниципальную собственность, в состав выявленного на территории года Красноярска бесхозяйного имущества был включен объект недвижимости проезд, протяженностью 239 м, расположенный по адресу: г. Красноярск, от Рокоссовского к Центру временного содержания несовершеннолетних правонарушителей по ул. Рокоссовского, 9. В отношении объекта проведены по постановке на государственный кадастровый учет – (24:50:0000000:344492), объект принят Управлением Росреестра по Красноярскому - на учет в качестве бесхозяйного 13.06.2019 г. Дополнительно указано, что в Реестре муниципальной собственности является объект недвижимости - автомобильная дорога, протяженностью 190 м, сложенный по адресу: г. Красноярск, от пр-та Металлургов до здания скорой медицинской помощи по проспекту Металлургов, 2к, кадастровый номер 24:50:0000000:187790 (ИНФ12901). Объект передан в оперативное управление МКУ «УДИБ».
В соответствии с письмом Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска № 5642-дгх от 15.11.2019 принято решение о целесообразности принятия участка автодороги в муниципальную собственность.
24.04.2017 года на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 22.03.2017 года № 1218-недв Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в лице заместителя руководителя департамента Парыгина Ю.В., действующего на основании Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 23.05.2013 г. № 110-р, приказа исполняющего обязанности руководителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений от 09.08.2016 г. № 117 «О предоставлении права рассмотрения, подписи и визирования документов департамента Парыгину Ю.П.», именуемый в дальнейшем «Арендодатель», и Общество с ограниченной ответственностью «Сириус», в лице генерального директора Белявцева Александра Александровича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Арендатор», и именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили договор аренды земельного участка № 366. Согласно условий которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400085:1114, находящийся в санитарно-защитной зоне при размещении, реконструкции промышленных объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека, в составе коммунально-складской зоны (П-3), в охранных зонах инженерных сетей: водоснабжения, электроснабжения, канализации, теплоснабжения, связи, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, вблизи нежилого здания по пр. Металлургов, 2ж, общей площадью 2813 кв.м., в том числе 1321 кв.м. - охранная зона инженерных сетей (далее - Участок), в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, который прилагается к настоящему Договору и является его неотъемлемой частью (приложение 1), для использования в целях строительства сооружения многоуровневой автостоянки (п.п.1.1. договора), срок аренды установлен с 22.03.2017 года по 21.03.2020 года.
12.07.2018 года решением Советского районного суда г.Красноярска В удовлетворении исковых требований Винтер Людмилы Викторовны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании незаконным формирование земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400085:1114 в существующих границах, обязании устранении нарушения прав и законных интересов путем изменения границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400085:1114, для свободного доступа до существующих ворот и входа в здание, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400085:663, отказано.
Согласно представленному ГУ МВД России по Красноярскому краю от 14.01.2020 года № 24/30 фактически на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400085:1114 располагается асфальтированная дорога, являющаяся единственным соответствующим требованиям законодательства проездом к Центру; проезд к Центру по временной отсыпной дороге со стороны ул. Рокоссовского г. Красноярска проезд является затруднительным, а иногда невозможным, поскольку после выпадения осадков происходит размывание грунта, образование колеи высотой более 30-40 см., скопление талых вод. В отсутствие надлежащих проездов к Центру и зданиям, ввиду наличия приведенных акта технического состояния объекта и заключения, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска неправомерно не исполняет обязанность по постановке на учет Участка автодороги в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска составлен акт обследования земельного участка № 35 от 30.01.2020 года, из которого следует, что согласно данных АИС «Муниципальное имущество и землеустройство» земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400085:1114, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, вблизи нежилого здания по пр. Металлургов, 2ж, используется по договору аренды от 22.03.2017 г. № 17-366 сроком действия до 21.03.2020 года ООО «Сириус» ИНН 2466216714. Земельный участок предоставлен с целью строительства сооружения многоуровневой автостоянки. Сведения о мероприятиях, проводимых в ходе проведения осмотра, обследования земельного участка в процессе его эксплуатации: визуальное обследование, фотофиксация объекта осуществлена фотокамерой SONY DSC-HX9V, измерения выполнены с использованием GNSS-приемника спутникового геодезического многочастотного GR-3, заводской номер 502-00615, прошедшего обязательную поверку в ООО «Геомастер», свидетельство о поверке № G6162 от 05.11.2019 года действительно до 04.11.2020 года. В ходе проведенного обследования установлено: земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400085:1114 свободен от застройки, огражден бетонным забором, строительные и земельные работы в границах участка арендатором ООО «Сириус» не ведутся. Размещение ограждения земельного участка, предоставленного для строительства сооружения - многоуровневой автостоянки не противоречит условиям действующего договора аренды земельного участка и нормам действующего законодательства. Нарушений требований земельного законодательства в ходе проведенного департаментом обследования не выявлено.
24.09.2020 г. при проведении кадастровым инженером Худяевым В.И. обследования автодороги проходящей через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400085:1114, и сооружения с кадастровым номером 24:50:0000000:344492 кадастровый инженер пришел к следующим выводам. Так, при обследовании сооружения с кадастровым номером 24:50:0000000:344492 установлено: местоположение сооружения с кадастровым номером 24:50:0000000:344492 соответствует сведениям ЕГРН; сооружение имеет гравийное покрытие, в котором присутствуют выбоины, ямы, неровности, отсутствуют дорожные знаки, ограждения (бордюры) и тротуары; сооружение с кадастровым номером 24:50:0000000:344492 не соответствует установленным требованиям существующих Сводов правил.
Удовлетворяя административные исковые требования, руководствуясь положениями п. 3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации РФ, п.12 ст. 1, п. 2 ч.4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что автодорога протяженностью 190 метром, проходящая через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400085:1114 отвечает всем требованиям дороги общего пользования, обеспечивает нормальную транспортную доступность неопределенного круга лиц, поскольку альтернативный проезд, протяженностью 239 м, расположенный по адресу: г. Красноярск, от ул. Рокоссовского к Центру временного содержания несовершеннолетних правонарушителей по ул. Рокоссовского, 9, имеет гравийное покрытие, не пригоден для проезда и прохода, что значительно затрудняет его использование, не обеспечивает транспортную и пешеходную доступность к зданиям №№ 2ж и 2ж/1 по проспекту Металлургов г. Красноярска. В соответствии с письмом Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска от 15.11.2019 г. принято решение о целесообразности принятия участка автодороги в муниципальную собственность. Наличие договора аренды от 24.04.2017 г. № 366, заключенного между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и ООО «Сириус», о передаче Обществу земельного участка не является препятствием для поставки на учет участка автодороги. Строительство многоуровневой автостоянки на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400085:1114 ООО «Сириус» не ведется, что подтверждается актом технического состояния объекта от 21.10.2019 года и приложенными к нему фотографиями. Земельный участок не использует по назначению, сведений о том, что договор пролонгирован либо заключен новый договор аренды, материалы дела не содержат.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом тщательного исследования всех обстоятельств и доказательств, представленных сторонами в дело, не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем, отсутствуют основания для их пересмотра, в том числе и по доводам апелляционных жалоб.
Вопреки доводам апелляционных жалоб о возможности осуществления проезда с формирования сервитута, судебная коллегия учитывает выводы заключения кадастрового инженера с учетом анализа границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400085:1114, аварийного выезда с земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400082:83, проезда к земельным участкам с кадастровыми номерами 24:50:0400085:663 и 24:50:0400085:43, о целесообразности внесения изменения в границу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400085:1114 без формирования сервитута.
Вопреки доводам апелляционных жалоб о вмешательстве в компетенцию органов местного самоуправления, судебная коллегия полагает, что полномочия органов местного самоуправления не умаляются решением суда и учитывает цели и задачи, преследуемые при организации автомобильных дорог местного значения в границах города, улучшение инфраструктуры города для населения.
При этом доводы апелляционных жалоб по существу аналогичны, тем которые были рассмотрены судом первой инстанции, и не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны стороной административных ответчиков на ошибочном толковании и понимании законодательства Российской Федерации и сводятся к изложению обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, в связи с чем, решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, которая не содержит доказательств, опровергающих выводы суда.
Иная оценка доказательств и иное толкование норм права авторами апелляционных жалоб, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В апелляционных жалобах не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: